Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Разработка из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_po_bezopasnosti.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасности, приобретения ими опыта безопасного поведения.

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

ЦЕЛЬ: Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий 

ЗАДАЧИ:

1. через игровую деятельность познакомить детей с источниками опасности, уточнить и систематизировать данные представления;

2.в игровой форме учить детей различать потенциально опасные предметы и определять дальнейшие действия в случае опасности;

3.формировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

4.воспитывать ответственное поведение за сохранение жизни и здоровья своей и окружающих, по средствам игры.

В первую очередь мы конечно же используем игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников безопасному поведению, посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность игр.

БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ

В процессе обучения детей основам безопасного поведения в быту большую роль  играют разнообразные словесные игры.  Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: Игра «Как избежать неприятностей дома», закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, предостерегая их от несчастных случаев.

А, также, мы учим детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих через дидактическую игру.

Такие игры могут вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов. Обеспечивают активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде. С помощью этих игр ребенок понимает, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. В данном случае постоянно используем и закрепляем такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Дидактическая игра «Что полезно, а что нет?»

Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Развивать речь детей.

Оборудование: карточки с изображение полезной и вредной еды.

Ход игры: ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.

Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Цель игры: 1. Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;

2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи;

Игровая задача:

Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом.

Ход игры:

1. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет.

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под зеленую - с изображением неопасных ситуаций.

Ребята объясняют свой выбор (помощь воспитателя, если дети затрудняются с ответом).

Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ

В процессе обучения детей основам безопасного поведения  в природе большую роль играют  настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и многое другое. Дети, играя  показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».

Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

Д/и «Дары природы» познакомит детей с овощами и фруктами, а , также, со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами. Ребенок научится обобщать картинки  и распределять их по группам.

А, также, формируя знания  детей по данной теме, используем экскурсии, где в форме игры ребята пополняют свои знания, а впечатления от этих экскурсий остаются на долгое время.

НЕЗНАКОМЕЦ И РЕБЕНОК

Для того, чтобы детям было удобно представить  опасную ситуацию с незнакомцем, мы используем наглядные методы, например, просмотр видеороликов по данной теме. После просмотра подобных видео, детям будет удобнее и проще смоделировать игровую ситуацию самостоятельно. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий в потенциально опасных ситуациях, дают возможность формировать опыт безопасности с незнакомыми людьми.

Таким образом в процессе игр: «незнакомец», неизвестный предмет,  формируются понятия об опасности..

Сюжетно-ролевая игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д.

 Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать. Ребенок должен уметь в подобных случаях задавать вопросы «Как вас зовут?», «Какой номер телефона вы набрали, куда вы звоните?», «Что передать родителям?», зная, что нельзя давать по телефону незнакомцам никакой информации о родителях, фамилии, адресе и т.д.

Во время игр на прогулках, можно развивать у ребенка наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т.д. Ответив в присутствии ребенка на вопрос незнакомого человека о времени, месте нахождения чего-либо, можно обсудить ситуацию, предположить, для чего человеку это было надо, как мы ему помогли. Также надо научить ребенка запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.

В игре «Один дома» ребенок должен усвоить правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. Если незнакомец просит позвать родителей, нельзя говорить, что их нет дома, а следует ответить, что они заняты и не могут подойти к двери, а также можно предложить ему обратиться к соседям. В ролевых играх на тему «Один дома» наиболее наглядными и полезными будут сюжеты сказок «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, лиса и петух».

 Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу. Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к машине, или зайти в соседний двор.

На примере театрализованных игр и постановок: Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух») дети демонстрируют свои знания по безопасности.  

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Знакомство с правилами обращения с огнем осуществляется во всех видах  игровой деятельности. Например, сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного  сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В процессе игры-пожарная эвакуация у каждого ребенка появляется интерес и уважение к труду пожарных.

Во время подвижных игр дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности.

Игра «Топаем, хлопаем » 

Правила: если дети поступают правильно -хлопать, если не правильно - топать. Дети стоят в кругу.

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя. (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Рома убежал за дом,
Там играет он с огнем. (топают)
Он опасен, Маша знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Вика с Лерою играют,
На печке  кнопки нажимают. (топают)
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (да)

ПРАВИЛА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.

Игры с использованием  макета

Применение макета очень многообразно. Дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.  Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений.

Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)

Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители». Цель: обобщить и расширить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)

Сюжетно-ролевая игра «Регулируемый перекрёсток». Цель: закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; познакомить со знаком «Регулируемый перекрёсток»;

В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.

В игровой ситуации «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них

.Подвижные игры.

 Подвижные игры так же помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

Подвижная игра «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Подвижная игра «Стоп -Идите» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Цель: совершенствование умений свободно ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе, быть внимательным

Дидактические игры по правилам дорожного движения можно использовать на занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в организации развлечений по ПДД.

Все дидактические игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге. К первой группе можно отнести следующие игры:

- «Собери дорожный знак»;

- «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;

- «Собери дорожный узелок»;

- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т.д.

Во вторую группу дидактических  игр по ПДД относят:

- «Большая прогулка»;

- «Дорожная азбука»;

- «Чудо - светофор»;

Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх.  Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины, КВН): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Зеленый огонек», «Светофория».

Дидактическая игра «НАЙДИ ПРЕДМЕТ»
Цель: развивать умение узнавать по изображению предметы способствующие возгоранию; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.

Игровые действия: Хлопками определить предметы, из-за которых может возникнуть пожар.

ВЫВОД

Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения  и систематизирования  знаний детей о безопасном  поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников средством игровых проектов» Отчет

Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с раз...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

презентация ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий

laquo;Формирование основ безопасности  жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста»...