Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
консультация по обж (старшая группа)

Бадертдинова Динара Дамировна

«Формирование
основ безопасности  жизнедеятельности
у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий

(Слайд 2)

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

(Слайд 3)

 Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.  

(Слайд 4)

Цели: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил  поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

  • Задачи: формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них
  • приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям  

(Слайд 5 )

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.

Я в своем выступлении хочу рассказать о: «Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

(Слайд 6)

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

(Слайд 7 )

Игры дают возможность:

• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

• учить различать потенциально опасные предметы;

• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. 

( Слайд 8)

Основные направления:

- безопасность в природе

- безопасность в быту

- незнакомец и ребенок

- пожарная безопасность

- правила дорожной безопасности

(Слайд 9)

БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ

В процессе обучения детей основам безопасного поведения в быту большую роль  играют разнообразные словесные игры.  Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: Игра «Как избежать неприятностей дома», закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, предостерегая их от несчастных случаев.

(Слайд 10)

А, также, мы учим детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих через дидактическую игру.

В данном случае постоянно используем и закрепляем такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

(Слайд 11)

БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ

В процессе обучения детей основам безопасного поведения  в природе большую роль играют  настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и многое другое. Дети, играя  показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».

(Слайд 12)

Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо"» знакомит детей с правилами поведения в обществе, учит анализировать поступки людей и давать им оценку.

(Слайд 13)

НЕЗНАКОМЕЦ И РЕБЕНОК

Для того, чтобы детям было удобно представить  опасную ситуацию с незнакомцем, мы используем наглядные методы, например, просмотр видеороликов по данной теме. После просмотра подобных видео, детям будет удобнее и проще смоделировать игровую ситуацию самостоятельно. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий в потенциально опасных ситуациях, дают возможность формировать опыт безопасности с незнакомыми людьми.

(Слайд 14)

Сюжетно-ролевая игра «Незнакомец» учит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д.  Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Я вас не знаю».

( Слайд 15)

ПРАВИЛА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.

( Слайд 16)

Игры с использованием  макета

Дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.  

Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)

( Слайд 17)

Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители».  Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)

Подвижные игры.

 Подвижные игры так же помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов.

( Слайд 18)

Все дидактические игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге. К первой группе можно отнести следующие игры:

- «Собери дорожный знак»;

- «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;

- «Собери дорожный узелок»;

- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т.д.

Во вторую группу дидактических  игр по ПДД относят:

- «Большая прогулка»;

- «Дорожная азбука»;

- «Чудо - светофор»;

( Слайд 19)

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Знакомство с правилами обращения с огнем осуществляется во всех видах  игровой деятельности. Например, сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного  сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли.

( Слайд 20 ) 

Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.

( Слайд 21, 22)

Для использования игр как средств формирования основ безопасного поведения дошкольника в своей группе мною были созданы:

- Уголок безопасности, который содержит материалы:

практический: макет улицы с дорожными знаками, игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.

наглядный: серии картинок на тему: «Один дома», «Грибы», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.

- Игротека, которая включает в себя:

дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди пару» и др.

развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей», «Валеология или здоровый малыш», «Зубы, зрение, слух» и др.- Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

( Слайд 23)

Результат проделанной работы:

У детей закрепились знания об общепринятых нормах поведения, как в природе так и в социуме Дети узнали не только правила личной безопасности, но и смогли их сформулировать, объяснить необходимость осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

В заключении хочу сказать, используя игру как средство формирования основ безопасного поведения дошкольника, наша с вами задача заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста »

Слайд 2

2 Д етство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели.

Слайд 3

А ктуальность темы – «Безопасность дошкольников » обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. 3

Слайд 4

ЦЕЛЬ: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения , безопасности , жизнедеятельности в повседневной жизни . ЗАДАЧИ : формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях Формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям 4

Слайд 5

Виды детской деятельности при формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников : -беседа - наблюдение - чтение и драматизация - прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д . 5

Слайд 6

И гра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. 6

Слайд 7

Игры дают возможность: • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; • учить различать потенциально опасные предметы; • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. 7

Слайд 8

БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ НЕЗНАКОМЕЦ И РЕБЕНОК БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОСНОВНЫЕ направления работы ПРАВИЛА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8

Слайд 9

9 БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ В процессе обучения детей основам безопасного поведения в быту большую роль играют разнообразные словесные игры. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: Игра «Как избежать неприятностей дома», закрепляет у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, предостерегая их от несчастных случаев.

Слайд 10

10

Слайд 11

11 БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ В процессе обучения детей основам безопасного поведения в природе большую роль играют настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и многое другое. Дети, играя показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».

Слайд 12

12 Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Слайд 13

Для того, чтобы детям было удобно представить опасную ситуацию с незнакомцем, мы используем наглядные методы, например, просмотр видеороликов по данной теме. После просмотра подобных видео, детям будет удобнее и проще смоделировать игровую ситуацию самостоятельно. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий в потенциально опасных ситуациях, дают возможность формировать опыт безопасности с незнакомыми людьми.

Слайд 14

14 Сюжетно-ролевая игра «Незнакомец»

Слайд 15

15 При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.

Слайд 16

16 Макет дороги

Слайд 17

17 Настольно-печатная игра «Внимание дорога!» Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители»

Слайд 18

18 Настольно-печатные игры «Домино» Дидактическая игра «Собери знак»

Слайд 19

19 Знакомство с правилами обращения с огнем осуществляется во всех видах игровой деятельности. Например, сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В процессе игры-пожарная эвакуация у каждого ребенка появляется интерес и уважение к труду пожарных. Во время подвижных игр дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности.

Слайд 20

20 Игра «Электроприборы»

Слайд 21

Уголок безопасности 21

Слайд 22

22

Слайд 23

Результаты проделанной работы : У детей закрепились знания об общепринятых нормах поведения , как в природе так и в социуме . Дети узнали не только правила личной безопасности , но и смогли их сформулировать , объяснить необходимость осмотрительного отношения к опасным ситуациям . Данная работа востребована детьми , родителями и другими педагогами . 23

Слайд 24

Спасибо за внимание! 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...

«Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников средством игровых проектов» Отчет

Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с раз...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

презентация ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....