Практика формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)

 Буркова Любовь Леонидовна

Cоциальная норма – это образец, эталон поведения. Социальные нормы являются регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Это основа морально-нравственного развития ребёнка, они определяют порядок действий и отношений между детьми, между детьми и взрослыми. Социальные нормы не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живет. Формирование социальных норм у дошкольников зависит от условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буркова Любовь Леонидовна

воспитатель

высшая квалификационная категория

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №18»

г. Североуральск

Практика формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста

  Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

 Возрастная категория: 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).

 Тема: «Педагогические приёмы формирования социальных норм  у воспитанников в разных формах образовательного процесса в дошкольной образовательной организации».

Cоциальная норма – это образец, эталон поведения.  Социальные нормы являются регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений.  Это основа морально-нравственного развития ребёнка, они определяют порядок действий и отношений между детьми, между детьми и взрослыми. Социальные нормы не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живет. Формирование социальных норм у дошкольников зависит от условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Педагогическая работа  по формированию социальных норм у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в течение учебного года ежедневно в разных формах образовательного процесса: в совместной деятельности взрослых и детей: в непрерывной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В каждом месяце была поставлена цель формирования определённой социальной нормы у детей старшего дошкольного возраста:

  • формирование нормы справедливого распределения;
  • формирование нормы правдивости;
  • формирование нормы взаимопомощи;
  • формирование культурно-гигиенических норм;
  • формирование нормы деятельности;
  • формирование правил поведения на улице;
  • формирование правил поведения на природе;
  • формирование норм этикета (правила поведения в общественных местах, правила поведения за столом, правила общения).

В своей работе использовали следующие приёмы: игры, занятия, педагогические ситуации, ситуативный разговор с детьми, экскурсии, развлечения, инсценировки, этические беседы, чтение и обсуждение произведений художественной литературы.

Сюжетно-ролевые и режиссёрские игры позволяли закрепить и освоить новые модели поведения. Дидактические игры были ориентированы на формирование когнитивного компонента, на изучение социальных норм, знание этих норм: «Школа этикета», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо». «Лото вежливости», «Оцени поступок». Игры-драматизации по произведениям А.Л. Барто «Вовка - добрая душа», В.А. Осеева «Просто старушка» и т.д. помогали ребёнку осознать и понять собственные поступки и поступки других. Эти игры способствовали формированию эмоционального компонента. Игры с правилами формировали произвольность волевых процессов и таких социальных (моральных норм), как честность, справедливость и были ориентированы на формирование поведенческого компонента.

Организовывали обучение социальным нормам и правилам поведения в непрерывной образовательной деятельности в форме занятий.

Занятия были направлены к «Я» ребёнка, то есть они были личностно ориентированы. Содержание этих занятий направлено на реализацию потребности дошкольника в самопознании себя, своих возможностей при освоении социальных норм. Цели занятия интегрированы. Беседы «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кого зовут жадиной?», «Что такое доброта?» дополнялись тренингами адаптивного поведения: «Как поступить если друг не делится игрушками?», «Как помирится после ссоры?» и т.д.

Содержание занятий формировали основы поведенческой компетентности, позволяли осознать мотивы собственных поступков. Понимание, осознание и принятие информации как нормы собственного поведения помогали ребёнку в ситуациях выбора.

Самостоятельная деятельность на занятиях предоставляла ребёнку возможность трансформировать знания социальных норм в собственный опыт. Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребёнок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения, который при многократном повторении становится его личностной нормой.

Занятия проектировались с учётом возрастных потребностей детей в игре, исследовательской деятельности, общении со сверстниками.

Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжалась в самостоятельной деятельности детей. Закреплялись те нормы и правила, которых формировались на занятиях, а так же разных формах сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Мы создавали и предлагали проблемные ситуации . Составляли правила поведения по книге Г. Остера «Вредные советы».

В ходе чтения юмористических произведений С. Михалкова «Фома», «Весёлые шаржи», «Этикет наоборот», дети стремились идентифицировать себя с положительным персонажем и смеялись над героями, которые попали в неловкое положение.

Один раз в месяц проводили игру «Волшебные шары». Дети, держа в руке воздушный шарик по очереди называли свой отрицательный поступок, после того как все высказывались, шары отпускали в небо, это символизировало избавления от плохих поступков.

Один раз в неделю проводили игру «Мешочек добрых дел». Нужно было положить цветок в мешочек определённого цвета, называя то, что было сделано хорошего. Красный цветок брали дети, если сделали доброе дело для родных, жёлтый цветок – для своих друзей, зелёный цветок брали те, кто совершил доброе дело для природы (полил цветы, покормил птиц).

Ежедневно анализировали своё поведение и поведение сверстников, используя «Дерево хороших поступков». Дети, совершившие хороший поступок, в конце дня прикрепляли на дерево цветок. По количеству цветов на дереве делали вывод о том, сколько хороших поступков было совершено за день. Для оценки поступков использовали куклу. Кукла «Доброзлейка» с двумя лицами: одно лицо с весёлым выражением, другое лицо с грустным выражением. В зависимости от поступков хороших или плохих, кукла поворачивалась к детям с соответствующим выражением лица.

Дидактическая игра «Кубик справедливости». На гранях кубика мы изобразили нравственные ситуации. Дети анализировали свои поступки, и поступки своих товарищей сверяли их с ситуациями, изображёнными на гранях кубика.

Хорошо запоминаются и соблюдаются правила, если они созданы, записаны или зарисованы детьми. Мы создали в группе «Волшебное место». Назвали его так потому, что здесь, как в сказке, можно расколдовать плохой и неприглядный поступок, обдумать и исправить его последствия. В уединенном уголке комнаты поставили круглый столик, стулья и раскладную ширму, которой можно воспользоваться при желании, на стене – плакаты с различными наглядными формами правил этикетного общения. На ширме поместили придуманные и самостоятельно зарисованные детьми схемы-правила на темы: «Хорошие манеры в рисунках и примерах», «Как поступить?» (иллюстрации из сказок, где перед персонажами стоит выбор правильного решения). Договорились с детьми, что нарушившие правила, должны пойти в «Волшебное место», где еще раз изучат схемы поведения, зарисованные детьми, рассмотрят иллюстрации с ситуациями. Сюда они могут пригласить своего друга, воспитателя. Здесь же, в «Волшебном месте», поместили карандаши, краски, бумагу для рисования, которыми можно воспользоваться для выражения своих чувств, настроения или создания своего правила.

Нормы и правила формулировали в четком и доступном виде для понимания их дошкольниками. Объясняли детям для чего необходимо то или иное правило, та или иная норма. То есть вводили социальные нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами при этом давали ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении художественной литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т.д).

Как известно, дети не любят правил, которые им диктуют, но на подсознательной основе малыши постигают их в повседневной жизни, в общении с близкими им людьми, сверстниками и взрослыми, знакомясь с произведениями художественной литературы.

Изучая художественные произведения об этикете, такие как А. Степанов «Что такое этикет?», А. Барто «В театре», А. Кондратьев «Приветствие», В. Татаринова «Лидочка», С. Маршак «В гостях», С. Михалков «Телефон», мы знакомили детей с историей возникновения того или иного правила, словесного выражения.

Для стимуляции положительных поступков использовали художественные произведения: Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Фантазёры» др. Читали детям стихи, в которых описаны нарушения социальных норм.

Рассматривали иллюстрации из серии демонстрационных материалов: Л.Б. Фесюкова «Я и моё поведение», «Уроки вежливости»; Г.П. Лаврентьева «Что такое хорошо, что такое плохо»; Р.С. Буре «Мы друг другу помогаем», «Как поступают друзья?»; С.В. Нищева «А как поступишь ты».

Пословицы и поговорки мудры и поучительны, быстро запоминаются и являются одним из приёмов запоминания социальных норм и правил: «Когда я ем я глух и нем», «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». С большим интересом ребята пытались раскрыть смысл пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Одно дело делаешь, другое не порти» и радовались, если их предположение совпадает с объяснением воспитателя.

Недаром народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Сначала дети затруднялись находить «уроки», скрытые в сказках, но постепенно это становится для них очень увлекательным занятием. Так, дети поняли, что русская народная сказка «Репка» учит взаимопомощи, дружбе, ценить вклад каждого в общее дело.

Ещё один приём – это игра в рифмы. «В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (не перебивай), «Ровно, прямо мы сидим, если за столом… (едим), «Мы на день рождение не придём без… (приглашения), «Что такое этикет? Это можно, это…(нет)».

Постигая нормы и правила этикета и взаимоотношений с окружающими, дети применяют их на практике. Мы предлагали детям разные игры способствующие формированию практических умений культурного общения.

Важно было научить детей видеть хорошие качества близких. Для этого каждый день начинали с игры «Ласковые слова». Стоя в кругу, дети передавали через прикосновение ладоней друг другу хорошее настроение. Каждый называет хорошие качества своего товарища, стоящего рядом с ним. При этом поощрялось использование и невербальных способов общения: взгляда, прикосновения, мимики, позы, интонации, жеста. Приветствовалась краткая словесная характеристика, например, «Егор хороший друг: он очень добрый. Настя знает много игр. Саша охотно делится игрушками, может помочь в трудных ситуациях».

Формировать свои интересы, взгляды, связанные с этикетом, культурой общения детям помогали словесные упражнения, сочинение сказок об этикете, придумывание различных вариантов последствий одного и того же поступка, проигрывание проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил, если…», «Давай помиримся!», «Расскажи о своем друге».

Была составлена «Декларация прав» детей группы. В «Декларации прав» отразили правила дружбы, нормы этикета, культурно-гигиенические нормы. Детям предлагалось составить правила: не дерись, не обижай слабого; помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи и его; останови товарища, если он совершает плохой поступок; делись игрушками; будь опрятен всегда и т.д. Правила дописывались по мере необходимости. Составив «Декларацию прав» дети оформили её. Зарисовывали правила поведения в группе в виде знаков-символов, подобрали иллюстрации, картинки. «Декларация прав» стала ориентиром в разрешении конфликтов. Дети анализировали, какое правило или норма были нарушены, и что нужно сделать, чтобы они не нарушались в дальнейшем.

Выразить свое отношение к происходящему, свою позицию, оценить поступок, предлагали детям через изобразительную деятельность. Так, например, детям предлагается нарисовать правила взаимодействия друзей, правила общения с посторонними людьми, нарисовать настоящего друга, придумать и нарисовать окончание сказки.

Педагогическую работу по формированию социальных норм у дошкольников проектировали во всех режимных моментах.

За основу взяли разработку Т.Г. Гатченко «Планирование образовательной деятельности в процессе организации режимных моментов в дошкольной образовательной организации».

Специфика дошкольного образования заключается в том, что формирование социальных норм у маленького человека происходит в каждый момент его пребывания в детском саду, поэтому организация режимных моментов должна быть направлена на присвоение социальных норм воспитанником и развитие личностных качеств ребёнка.

Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования социальных норм. Исходя из этого, в режиме дня выделили следующие режимные моменты: утренний приём, утренняя гимнастика, организация питания, организация непосредственно-образовательной деятельности, организация прогулки, организация сна, уход детей домой. Система проектирования режимных моментов включает организационные моменты (структурные компоненты) и дополнительные организационные формы: утренний приём, переодевание, гигиенические процедуры, дежурство. Выделены основные направления деятельности в каждом организационном моменте, решаемые задачи, формы, методы и приём.

Таблица 1

Формирование социальных норм у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов в ДОО

Структурные компоненты режимного момента, дополнительные организационные формы

Задачи

Педагогические

приёмы

Утренний приём

Формировать нормы этикета:

- речевые формулы приветствия взрослых и детей;

- правила поведения в приёмной.

Пример, разъяснение, упражнение, напоминание.

Переодевание

Формировать правила безопасного поведения в приёмной комнате.

Правила обращения с вещами:

- аккуратно складывать вещи в шкафчик;

- не путать свои вещи с вещами других детей.

Формировать нормы взаимопомощи.

Пример, напоминание, поощрение, положительная оценка, художественное слово.

Гигиенические процедуры

Формировать культурно-гигиенические нормы:

- правила поведения в умывальной, туалетной комнатах;

- правила пользования мылом, полотенцем.

Алгоритм умывания,

художественное слово (пословицы, поговорки), пример, поощрение, пример, игры – упражнения, проблемные ситуации.

Утренняя гимнастика

 Формировать правила обращения со спортивной формой, со спортивным инвентарём.

Воспитывающие ситуации, убеждение, разъяснение.

Дежурство

Формировать нормы взаимопомощи, нормы этикета (правила сервировки столов), культурно-гигиенические нормы.

Поручение, показ, объяснение, упражнение.

Организация питания (завтрак, обед, полдник)

Формировать нормы столового этикета:

- правила поведение за столом;

- правила пользование столовыми приборами;

- правила пользование салфеткой;

- закрепление речевых формул благодарности после приёма пищи.

Этическая беседа, пример, приучение, упражнение, воспитывающая ситуация.

Игры, самостоятельная деятельность детей

Формировать нравственные нормы:

- справедливого распределения;

- нормы правдивости;

- нормы взаимопомощи;

- соблюдение правил игры.

Восприятие художественной литературы, игры-упражнения, игры – драматизации, проблемные ситуации,

сюжетно-ролевые игры, рассматривание сюжетных картинок, проблемные ситуации, воспитывающие ситуации.

Организованная непосредственная детская деятельность

Формировать социальные нормы:

- моральные нормы;

- нормы этикета;

- нормы деятельности.

Восприятие художественной литературы, дидактические игры, этические беседы, рассказ, проблемные ситуации, руководство деятельностью, инсценировки.

Прогулка (день, вечер).

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

Формировать правила поведения в приёмной, на участке детского сада.

Пример, соревнование, педагогическое требование, воспитывающие ситуации.

Подготовка ко сну, дневной сон

Формировать правила поведения в спальной комнате: соблюдать тишину, не мешать товарищам.

Формировать правила обращения со своими вещами:

- выворачивать на лицевую сторону;

- аккуратно складывать;

- не бросать, не мять;

- аккуратно расправлять постель;

- аккуратно складывать покрывало.

Формировать нормы взаимопомощи.

Педагогическое требование, упражнение, приучение, соревнование, проблемные ситуации.

Уход детей домой

Формировать нормы речевого этикета:

- закреплять речевые формулы прощания с взрослыми и детьми.

Пример, приучение, упражнение, убеждение, разъяснение.

С целью обеспечения целенаправленного, систематического формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста, мы разработали перспективный план работы на учебный год. В план включили разнообразные формы образовательного процесса.

Таблица 2

Перспективный план по формированию социальных норм у детей старшего дошкольного возраста

Формы образовательного процесса

Содержание

Сентябрь

Цель: формирование представлений о социальных нормах.

НОД

Тема: «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

Беседы

«Что такое доброта», «Как помирится после ссоры», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто и зачем придумал правила поведения», «Что значит быть вежливым», «Как вести себя в детском саду».

Дидактические игры и упражнения

Дидактические игры. «Можно – нельзя», «Добрые картинки»; «Мешок добрых дел», «Хорошо – плохо», «Цепочка добрых слов; «Лото вежливости», «Добрые картинки».

Дидактические упражнения. «Кто первым поздоровается»; «Подбери правильные вежливые слова;«Кто кому уступит место», «Вежливость в разговоре, «Не поделили игрушки».

Чтение и обсуждение художественных произведений

В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Г. Остер «Вредные советы», З. Александрова «Плохая девочка», В. Осеева «Печенье», Н. Носов «Саша», А. Барто «Вовка – добрая душа». А. Усачёв «Азбука хорошего поведения», Н. Кузнецовова «Мы поссорились с подружкой», Л.Лихачёва «Уроки этикета», С. Маршак «Ежели вы вежливы».

Рассматривание иллюстраций

Л.Б Фесюкова «Я и моё поведение», «Уроки вежливости», В.Н. Нищева «А как поступишь ты?», Г.П.Лаврентьева «Что такое хорошо, что такое плохо».

Октябрь

Цель: формирование социальной нормы справедливого распределения.

НОД

Тема: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен».

Беседы

Беседа о доброте и жадности, «Кого зовут жадиной», «Как поступить, если друг не делится игрушками», «Что значит быть щедрым», «Не будь жадным».

Дидактические игры

«Щедрые подарки», «Учимся делиться», «Ты мне – я тебе», «Дели игрушки поровну».

Чтение художественных произведений

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», сказка «Лиса и журавль», А. Лопатина «Кто самый щедрый»; Г. Остер «Зарядка для хвоста», стихотворение «Жадный мишка»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», А. Барто «Жадный Егор», А. Цифиров «Когда не хватает игрушек», В. Сухомлинский «Мамин арбуз», А. Алябьева «Жадный кармашек», В. Сутеев «Яблоко».

Рисование

«Жемчужина щедрости».

Ноябрь

Цель: формирование социальной нормы правдивости.

НОД

Тема: «Ложь человека не красит».

Беседы

«Трудно ли быть честным», «Доброе дело – правду говорить смело», «Правда всегда узнаётся», «Злая неправда».

Чтение художественных произведений

Н. Носов «Леденец», «Карасик», «Фантазёры», «Огурцы»; Л. Толстой «Косточка»; В.Осеева «Что легче», «Сторож»; Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», «Трудно быть честным» [37, с. 104], Б. Заходер «Кискино горе», С. Баруздин «За обедом», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», А. Кушнир «Кто разбил большую вазу».

Рисование

«Честное слово».

Подвижные игры

«Птица правды», «Круг честности».

Декабрь

Цель: формирование нормы взаимопомощи.

НОД

Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог».

Беседы

«Урок дружбы», «С чего начинается дружба», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», «Я задаром спас его», «Что такое бескорыстная помощь», «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают».

Чтение и обсуждение художественных произведений

Сказка «Сивка-Бурка», сказка «Три поросёнка», рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»,  В.Осеева «Синие листья», «Сыновья»; сказка «Кот в сапогах», В. Катаев «Цветик – семицветик». М. Пляцковский «Урок дружбы».

Инсценировки

Сказка «Кот, петух и лиса», В.Осеева «Просто старушка»

Рассматривание иллюстраций

Р.С. Буре «Как поступают друзья», «Мы друг другу помогаем», Л.Б. Фесюкова «Я и моё поведение».

Игра – драматизация

По сюжету сказки В. Сутеева «Под грибом»,

М. Михалков «Три поросёнка».

Кукольный театр

По сюжету русской народной сказки «Репка»

Январь

Цель: формирование культурно-гигиенических норм.

НОД

«Я грязнуль не выношу».

Беседы

«Зачем нужно быть аккуратным», «Кто опрятен – тот приятен», «Культура внешнего вида», «Неряха-замараха», «Чистота – залог здоровья»

Дидактические игры и упражнения

«Надо, надо умываться, «Подружка расчёска, а где же причёска?», «Парикмахерская», «Что нужно для работы в парикмахерской».

Чтение художественных произведений

Рассказ «День рождения», стихотворение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», стихотворение А.Лопатиной «Лучше аккуратным быть», К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», «Про девочку, которая всё время сосёт палец», А. Алябьева «Королева – зубная щётка».

Инсценировки

По произведению А. Барто «Девочка чумазая».

Февраль

Цель: формирование норм столового этикета и формирование норм деятельности.

НОД

Тема: «Культура поведения за столом».

Тема: «Терпение и труд всё перетрут».

Беседы

«Как сидим, как едим», «Берегите книгу», «Каждой вещи – своё место», «Надо вещи убирать – не придётся их искать».

Дидактические игры

«Этикет. Школа изящных манер. Правила пользование столовыми приборами», «А у нас порядок».

Чтение художественных произведений

Рассказ «Королевство столовых приборов» , К. Жане «Братишки», З. Александрова «Что взяла, клади на место», Л. Воронкова «Маша-растеряша». Г.П. Шалаева: «Школа этикета для маленьких принцесс», «Школа этикета для маленьких рыцарей».

Пословицы

«Посади свинью за стол, она и ноги на стол».

Март

Цель: формирование правил поведения в общественных местах.

НОД

«Вежливые зрители».

Беседы

«Гости в дом – радость в нём», «Как мы входим и выходим из транспорта», «Что можно и чего нельзя делать в магазине», «Нужны ли правила поведения в обществе»,

Дидактические игры

«Правила поведения в транспорте», «Кто кому уступит место», «Назови правило».

Чтение и обсуждение художественных произведений

С.Маршак «Урок вежливости», Е. Карганова «В автобусе», Г.П. Шалаева: «В гостях», «У врача», «В детском саду», Л.Лихачёва «Уроки этикета», Г. Остер «Советы непослушным детям».

Сюжетно-ролевые игры

«В театре», «День рождения» «На приёме у врача», «Поездка в автобусе», «В кафе», «Магазин».

Инсценировки

По стихотворению А. Барто «В театре».

Апрель

Цель: формирование социальных норм общения.

НОД

«Добрые приветствия».

Беседы

«Эти правила просты, их запомнить вы должны», «Правила разговора по телефону», «Вежливость», «Правила общения со сверстниками и взрослыми», «Почему нельзя дразниться», «Добрый поступок Вани».

Чтение художественных произведений

С. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Осеева «Волшебное слово», Н. Новотворцева «Добрые слова», Н.Сёмин «Расколдованное слово», С. Михалков «Зеркало», А.Кондратьева «Добрый день».

Рисование

«Дерево доброты», «Мой самый хороший и самый плохой поступок», «Добро – зло».

Инсценировки

А. Кузнецова «Поссорились», И. Пивоварова «Вежливый ослик», «Вежливый мышонок».

Мультфильм

«Как в лесу поссорились грибы и ягоды», «Слон-невежа».

Дидактические игры и упражнения

«Этикет. Школа изящных манер. Формулы вежливости», «Вежливые паутинки», «Кто больше вспомнит волшебных слов», «Кто вежливее», «Кто первым поздоровается», «Вежливые слова» .

Май

Цель: формирование правил поведения на улице.

НОД

Тема: «По каким правилам живёт улица».

Беседы

«Как нужно вести себя на улице», «Дорога в детский сад», «Правила для пешеходов», «Почему нельзя мусорить на улице», «Зебра – пешеходный переход», «Наши друзья дорожные знаки», «Почему нельзя кричать на улице».

Чтение произведений художественной литературы

Н. Носов «Автомобиль», М. Кривич «Школа пешехода», А. Дорохов «Зеленый,…Желтый,…Красный», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», В. Семернин «Запрещается – разрешается», О. Бедарев «Если бы…», С. Михалков «Скверная история», Н. Кончаловский «Самокат», И. Серяков «Улица, где все спешат».

Дидактические игры и упражнения

«Красный, синий, зелёный», «Нам на улице не страшно», «Волшебная палочка», «Можно – нельзя», «Как можно и как нельзя вести себя на улице», «Собери картинку».

Экскурсии

Экскурсия по ближайшим улицам.

Рассматривание иллюстраций

Серия сюжетных картин «Дети на улицах города», «Уроки поведения для малышей», «Язык улиц и дорог».

Викторина

«Пешеход на улице», «Дорожные знаки».

Май

Цель: формирование правил поведения на природе.

НОД

Тема: «Путешествие в лес».

Рассматривание иллюстративного материала

«Красная книга», Л.Б. Фесюкова «Уроки экологии», серия сюжетных картин «Правила поведения на природе», плакаты «Береги природу».

Беседы

«Природа нуждается в помощи доброго человека», «Ты – часть природы», «Относитесь по доброму ко всему живому», Беседа о бережном отношении к природе, Ты друг природы – заботься о ней».

Чтение произведений художественной литературы

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка»; Я. Райнис «Дедушка и яблонька»,  Р.Тимерлин «Где лежало «спасибо», Э. Шим «Ёлкино платье», П. Воронько «Берёзка».

Дидактические игры и упражнения

«Третий лишний», «Сложи картинку», «Экологический светофор», «Составляем памятку для тех, кто отдыхает на природе», «Можно – нельзя», «Живая природа».

Сюжетно-ролевая игра

«Отдыхаем на природе», «Мы друзья природы», «Поход в лес», «Юные экологи», «Садоводы и огородники».

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет [Текст]: метод. пособие / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  2. Алябьева, Е.Л. Нравстаенно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.Л. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Буре, Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / Р.С. Буре, М. В. Воробьёва, Н.В. Давидович и др. по ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2006. – 141с.
  5. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова. – М.: Педагогика, 2012. – 385 с.
  6. Гатченко, Т.Г. Планирование образовательной деятельности в процессе организации режимных моментов в ДОО [Текст] / Т.Г. Гатченко. – Екатеринбург, 2014. – 33 с.
  7. Демидова, О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / О.Н. Демидова. – Воронеж, 2009. – 112 с.
  8. Дурова, Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов, воспитателей и родителей / Н. В. Дурова. – М.: Мозаика – Синтез, 200. – 99 с.
  9. Есина, Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников [Текст] / Л.Д. Есина. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  10. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 160 с.
  11. Князева, Л. П. Этическая беседа в детском саду [Текст]: пособие для студентов фак. дошкольного воспитания и работников дет. садов. / Л. П. Князева. – М.: Сфера, 2013. – 77 с.
  12. Курочкина, И.Н. Этикет. Методы обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] / И.Н. Курочкина. – учеб. пособие для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 122 с.
  13. Лопатина, А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий [Текст] / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Книголюб, 2008. – 112 с.
  14. Меремьянина, О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: Познавательно- игровые занятия [Текст] / О.Р. Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2013. –142 с.
  15. Метенова, Н.В. Уроки вежливости [Текст]: практ. пособие / Н.В. Метенова. – Ярославль, 2000. – 50 с.
  16. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игравой материал [Текст]: учеб.- метод. пособие. / С.О. Николаева. – М.: Гумунит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 80 с.
  17. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4—7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для педагогов и методистов / В.И.Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.
  18. Фесюкова, Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4 – 7 лет [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010. – 192 с.
  19. Шипицина, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Щипицина, О. В. Защиринская, О.В. Воронова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998. – 384 с.
  20. Шорыгина, Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

"Формирование моральных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональных проблем....

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие связной речи и формирование этических норм у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление н...

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Норма социальная (социальные нормы) – официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исто...

Тема статьи "СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, деятельность детского дошкольного учреждения должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка для адаптации его в ...

Статья "Педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассмотрены педагогические приёмы формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...