Технология развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
статья (старшая группа)

Хайбулина Марина Александровна

Технология развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Актуальность разработки и внедрения технологии развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности обусловлена тем, что внимание занимает особое значение в развитии восприятии, в понимании и усвоении различного рода информации. Внимание, по словам Л. С. Выготского, «может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».

В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы, одним из которых является внимание.

Поэтому занимаясь с дошкольником, необходимо развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.

Основной особенностью развития внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что оно еще недостаточно устойчиво, дети не могут подолгу концентрироваться на одном виде деятельности, они часто отвлекаются. Однако благодаря целенаправленной работе путем упражнений у детей необходимо сформировать способность управлять вниманием. В процессе занятий, проводимых в детском саду, ребенок приучается к внимательно слушать объяснения педагога, он может сосредотачивать внимание на интересном виде деятельности. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, но необходимы для его развития и дальнейшего обучения в школе.

Нами была разработана подборка дидактических игр на развитие внимания детей для детей старшего дошкольного возраста. Игры на развитие внимания формируют подготовку к переходу от непроизвольного внимания к произвольному, которое потребуется в школе.

Нами осуществлялась работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Игра «Что изменилось?».

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Для игры мы использовали десять предметов (мелких игрушек). Игру проводили  по подгруппам детей в количестве 3-4 человека. Вначале игры мы словесно называли каждый предмет. Предлагали детям запомнить их. После того, как дети рассмотрели предметы, мы предлагали закрыть глаза. Убрав один предмет, мы предлагали вспомнить, что пропало. Тот, ребенок, который правильно назвал недостающий предмет, становился водящим. Для усложнения игры мы меняли предметы местами, убирали два предмета. В ходе этой игры у детей развивались такие свойства внимания, как объем, так как им приходилось удерживать в поле зрения несколько предметов.

На занятиях и в самостоятельной деятельности детей мы использовали различные игры, направленные на развитие внимания дошкольников.

Игра «Разведчики».

Один игрок выбирается разведчиком, он уходит за дверь или отворачивается. Остальные игроки выполняют различные действия:

- двое игроков меняются местами;

- двое игроков меняются одеждой;

- двое игроков меняются игрушками.

Задача разведчика определить те изменения, которые произошли, когда он отсутствовал.

Игра «Угадайка». 

Цель: развитие устойчивости и переключаемости внимания.

Мы говорили детям различные слова, и просили их хлопать в ладоши, тогда они  услышат, например, растение.

Шкаф, кастрюля, стул, кошка, собака, вилка, ложка, мак и т.п.

В другом варианте мы предлагали вставать тогда, когда ребенок услышит животное (дети сидели на стульчиках):

Комод, береза, поле, машина, парта, конфета, лошадь.

Для повышения уровня концентрации внимания детей мы объединяли эти два варианта, просили хлопать, когда они слышат растение и вставать – когда животное.

Слова: Автобус, сковорода, компот, мед, коробка, собака (встал), книга, телевизор, ель (хлопнул), заяц (встал) и т.п.

Было очень интересно играть в такую игру, когда несколько детей вставали ил хлопали вслед за другом, который ошибался. Желание победить делали эту игру очень увлекательной.

В целом, эта игра развивала устойчивость и переключаемость внимания.

Для развития переключаемости внимания мы использовали игру «Цифры».

Для тренировки переключения внимания мы использовали красно-черные таблицы Шульте (см. Приложение).

Индивидуально мы предлагали ребенку:

- Найти числа от 1 до 12;

- Найти числа в обратном порядке от 12 до 1;

- Найти цифры по очереди сначала черные от 1 до 12, потом красного цвета от 1 до 12 и в обратном порядке.

Мы проводили работу по повышению уровня распределения внимания.

Так, мы предлагали рисовать круги на листе бумаги,  и одновременно считать хлопки, которыми будут сопровождаться рисование.  Ребенок рисует и считает, а педагог – хлопает. Время упражнения - 1 минута. По окончании задания, мы посчитывали количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков и правильно посчитано хлопков, тем лучше.

Мы формировали у детей устойчивое внимание. Для этого использовали игру  «Данетка».

Ведущий говорит: «К нам приехала барыня, и велела «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить».

Далее мы задавали вопросы, чтобы отвечающий отвечал запрещенные слова.

- Лена, ты поедешь на бал? (Поеду)

- А ты, Саша, поедешь на бал? (Поеду)

- Лена, ты поедешь на такси? (Да – проигрыш)

- Какого цвета, Ира, ты наденешь платье? Белое да? (Нет – проигрыш).

- Саша, а ты оденешь черный костюм, да? (да – проигрыш).

Если все дети проиграли, игра начинается снова.

Игра «Следи за тем, что говоришь». В ней ведущий задает вопросы, а ребенок должен внимательно обдумывать свой ответ. В правилах заранее обговаривали, что нельзя говорить, например, произносить цифры от 5 до 10, говорить да/нет, избегать в ответе какую-либо букву или что-то другое. Потом поменяйтесь местами, поддайтесь ребенку, чтоб он чувствовал и свои удачи.

Игра «Военная тайна». В эту игру играют пять и более человек. Ведущий говорит: «На любой вопрос, вы должны отвечать «военная тайна». Если вы ответили на вопрос иначе, то проиграли». Игра продолжается пока все дети не заронились.

Ведущий может задавать различные вопросы:

- Ира, ты сегодня чистила зубы? (Военная тайна)

- Саша, ты хочешь играть в машинки? (Военная тайна).

Игра «Буква А».

Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, называя при этом слова на различные буквы. Если ребенок слышит слово, которое начинается на букву «А», он должен поймать мяч, а если слышит другую букву – должен отбить.

В дальнейшем можно использовать другую букву.

В конце игры мы спрашивали у детей, понравилась ли им игра, и обещали, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. При подведении итогов мы подчёркивали, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Очень важно стимулировать высказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задача заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поиска решения игровых задач.

Для развития внимания и внимательности мы использовали настольные дидактические игры, такие как «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди непарную картинку», «Дорисуй узор», «Какие животные спрятались». Дидактические игры представлены в приложении.

В процессе формирующей работы с использованием дидактических игр у детей улучшились такие свойства внимания как концентрация, устойчивость избирательность, переключаемость внимания. Количество детей с высоким уровнем развития внимания увеличилось на 15% и составило 35%, со средним – составило 55%, с низким – уменьшилось на 10% и составило 10 %. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Литература

  1. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности: Дети 5-7 лет [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 142 с.
  2. Тушканова, О.И. Развитие внимания [Текст] / О.И. Тушканова. –Волгоград, 2015. – 134 с.
  3. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
  4. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 2011. – 272 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_vnim.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Актуальность разработки и внедрения технологии развития внимания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности обусловлена тем, что внимание занимает особое значение в развитии восприятии, в понимании и усвоении различного рода информации. Внимание, по словам Л. С. Выготского, «может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».

В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы, одним из которых является внимание.

Поэтому занимаясь с дошкольником, необходимо развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.

Основной особенностью развития внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что оно еще недостаточно устойчиво, дети не могут подолгу концентрироваться на одном виде деятельности, они часто отвлекаются. Однако благодаря целенаправленной работе путем упражнений у детей необходимо сформировать способность управлять вниманием. В процессе занятий, проводимых в детском саду, ребенок приучается к внимательно слушать объяснения педагога, он может сосредотачивать внимание на интересном виде деятельности. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, но необходимы для его развития и дальнейшего обучения в школе.

Нами была разработана подборка дидактических игр на развитие внимания детей для детей старшего дошкольного возраста. Игры на развитие внимания формируют подготовку к переходу от непроизвольного внимания к произвольному, которое потребуется в школе.

Нами осуществлялась работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Игра «Что изменилось?».

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Для игры мы использовали десять предметов (мелких игрушек). Игру проводили  по подгруппам детей в количестве 3-4 человека. Вначале игры мы словесно называли каждый предмет. Предлагали детям запомнить их. После того, как дети рассмотрели предметы, мы предлагали закрыть глаза. Убрав один предмет, мы предлагали вспомнить, что пропало. Тот, ребенок, который правильно назвал недостающий предмет, становился водящим. Для усложнения игры мы меняли предметы местами, убирали два предмета. В ходе этой игры у детей развивались такие свойства внимания, как объем, так как им приходилось удерживать в поле зрения несколько предметов.

На занятиях и в самостоятельной деятельности детей мы использовали различные игры, направленные на развитие внимания дошкольников.

Игра «Разведчики».

Один игрок выбирается разведчиком, он уходит за дверь или отворачивается. Остальные игроки выполняют различные действия:

- двое игроков меняются местами;

- двое игроков меняются одеждой;

- двое игроков меняются игрушками.

Задача разведчика определить те изменения, которые произошли, когда он отсутствовал.

Игра «Угадайка». 

Цель: развитие устойчивости и переключаемости внимания.

Мы говорили детям различные слова, и просили их хлопать в ладоши, тогда они  услышат, например, растение.

Шкаф, кастрюля, стул, кошка, собака, вилка, ложка, мак и т.п.

В другом варианте мы предлагали вставать тогда, когда ребенок услышит животное (дети сидели на стульчиках):

Комод, береза, поле, машина, парта, конфета, лошадь.

Для повышения уровня концентрации внимания детей мы объединяли эти два варианта, просили хлопать, когда они слышат растение и вставать – когда животное.

Слова: Автобус, сковорода, компот, мед, коробка, собака (встал), книга, телевизор, ель (хлопнул), заяц (встал) и т.п.

Было очень интересно играть в такую игру, когда несколько детей вставали ил хлопали вслед за другом, который ошибался. Желание победить делали эту игру очень увлекательной.

В целом, эта игра развивала устойчивость и переключаемость внимания.

Для развития переключаемости внимания мы использовали игру «Цифры».

Для тренировки переключения внимания мы использовали красно-черные таблицы Шульте (см. Приложение).

Индивидуально мы предлагали ребенку:

- Найти числа от 1 до 12;

- Найти числа в обратном порядке от 12 до 1;

- Найти цифры по очереди сначала черные от 1 до 12, потом красного цвета от 1 до 12 и в обратном порядке.

Мы проводили работу по повышению уровня распределения внимания.

Так, мы предлагали рисовать круги на листе бумаги,  и одновременно считать хлопки, которыми будут сопровождаться рисование.  Ребенок рисует и считает, а педагог – хлопает. Время упражнения - 1 минута. По окончании задания, мы посчитывали количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков и правильно посчитано хлопков, тем лучше.

Мы формировали у детей устойчивое внимание. Для этого использовали игру  «Данетка».

Ведущий говорит: «К нам приехала барыня, и велела «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить».

Далее мы задавали вопросы, чтобы отвечающий отвечал запрещенные слова.

- Лена, ты поедешь на бал? (Поеду)

- А ты, Саша, поедешь на бал? (Поеду)

- Лена, ты поедешь на такси? (Да – проигрыш)

- Какого цвета, Ира, ты наденешь платье? Белое да? (Нет – проигрыш).

- Саша, а ты оденешь черный костюм, да? (да – проигрыш).

Если все дети проиграли, игра начинается снова.

Игра «Следи за тем, что говоришь». В ней ведущий задает вопросы, а ребенок должен внимательно обдумывать свой ответ. В правилах заранее обговаривали, что нельзя говорить, например, произносить цифры от 5 до 10, говорить да/нет, избегать в ответе какую-либо букву или что-то другое. Потом поменяйтесь местами, поддайтесь ребенку, чтоб он чувствовал и свои удачи.

Игра «Военная тайна». В эту игру играют пять и более человек. Ведущий говорит: «На любой вопрос, вы должны отвечать «военная тайна». Если вы ответили на вопрос иначе, то проиграли». Игра продолжается пока все дети не заронились.

Ведущий может задавать различные вопросы:

- Ира, ты сегодня чистила зубы? (Военная тайна)

- Саша, ты хочешь играть в машинки? (Военная тайна).

Игра «Буква А».

Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, называя при этом слова на различные буквы. Если ребенок слышит слово, которое начинается на букву «А», он должен поймать мяч, а если слышит другую букву – должен отбить.

В дальнейшем можно использовать другую букву.

В конце игры мы спрашивали у детей, понравилась ли им игра, и обещали, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. При подведении итогов мы подчёркивали, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Очень важно стимулировать высказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задача заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поиска решения игровых задач.

Для развития внимания и внимательности мы использовали настольные дидактические игры, такие как «Лабиринты», «Найди отличия», «Найди непарную картинку», «Дорисуй узор», «Какие животные спрятались». Дидактические игры представлены в приложении.

В процессе формирующей работы с использованием дидактических игр у детей улучшились такие свойства внимания как концентрация, устойчивость избирательность, переключаемость внимания. Количество детей с высоким уровнем развития внимания увеличилось на 15% и составило 35%, со средним – составило 55%, с низким – уменьшилось на 10% и составило 10 %. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Литература

  1. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности: Дети 5-7 лет [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 142 с.
  2. Тушканова, О.И. Развитие внимания [Текст] / О.И. Тушканова. –Волгоград, 2015. – 134 с.
  3. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
  4. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 2011. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситу...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....