«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».
материал

Казакова Елена Васильевна

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _samoobrazovanie.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план по самообразованию Казакова Елена Васильевна

на 2021-2022 учебный год

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».

Цель самообразования по теме:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации с помощью ТРИЗ; формирование познавательных действий через использование ТРИЗ технологии, развитие воображения и творческой активности.

Задачи самообразования

  • Создать  условия  для познавательной активности детей с использованием ТРИЗ-технологии,  с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а так же во время проведения  организованной  образовательной  и совместной деятельности.
  • Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности и ТРИЗ-технологии.
  • поддержка инициативы детей в познавательной и игровой  деятельности.
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей посредством игровой деятельности.

Ожидаемые результаты в работе с детьми

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • обладает развитым воображением;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
  • мысли и желания;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
  • сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
  • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать
  • Ожидаемые результаты в работе с родителями
  • У родителей должен повыситься уровень знаний по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии детей;
  • Родители овладеют умениями создавать условия для развития творческой личности ребенка.

 

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Этапы проработки материала

Этапы

Содержание работы

1 Диагностический

Цель. Изучение возможностей и потребностей по развитию познавательных способностей детей в игре через использование ТРИЗ-технологии.

Задачи.

  • Анализ организованной образовательной деятельности
  • Изучение возможности качественной реализации развития познавательных способностей в системе образовательного процесса.
  • Изучение специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологий, выбор подходов.
  • Разработка рабочей программы педагога
  • Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий.
  • Оценка уровня развития познавательных способностей детей.

Ожидаемый результат. Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа.

2.

Прогностический

Цель. Введение игровых ТРИЗ-технологий  в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи.

  • Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста.
  • Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.
  • Подобрать игры-ТРИЗ для развития умственных способностей детей.

Ожидаемый результат.

Внедрение игровых ТРИЗ-технологий в организованной образовательной и совместной деятельности. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей.

3.

Практический

Цель. Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

  • Создание и поддержание условий для творческой работы с детьми.
  • Разработка и проведение ООД с применением игровых ТРИЗ-технологий.
  • Постоянный анализ развития познавательных способностей детей.
  • Непрерывное пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе

Ожидаемый результат.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Оформление предметно-развивающей среды с учетом активизации познавательных способностей.

Проведение консультаций с родителями:

«Развитие познавательных способностей детей в старшем дошкольном возрасте с помощью ТРИЗ-технологий»

«Игра – дело серьезное»

«Формирование мыслительных процессов посредством дидактических игр и игр ТРИЗ»

«Учим ребенка думать нестандартно».

4.

Обобщающий

 

Цель. Обобщение результатов по теме самообразования.

Задачи.

  • Развивать познавательную активность дошкольников с помощью ТРИЗ-технологий
  • Проведение занятий с использованием ТРИЗ-технологии у детей и в проведении НОД
  • Анализ формирования познавательных способностей у детей (мониторинг индивидуального развития)

Ожидаемый результат. Развитие интереса у детей к получению знаний, умения нестандартно мыслить. Оформления опыта работы по теме.

Выпуск методических рекомендаций «Проведение  НОД с применением ТРИЗ-технологий»

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы.

Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсах

Совместная деятельность

с использованием ТРИЗ технологий

(НОД с использованием ТРИЗ технологий; игры и упражнения с элементами ТРИЗ; сочинение загадок и сказок; составление творческих рассказов; театрализованная деятельность; экспериментальная деятельность; фантазирование)

Игровые упражнения

«Дорисуй»;

«Составь картинку из геометрических фигур»;

«На что это похоже?»;

«Найди сходства»;

«Найди различия»;

Упражнения со счетными палочками (построй домик из 6, 12 палочек и др.);

«Четвертый лишний»

«Хорошо-плохо»

«Да - нет»

Противоречия

Задачи:

- познакомить детей с понятием «противоречие»;

- учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений;

- формировать представления детей о противоречиях, умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей

Противоречия в предметах;

Противоречия в ситуациях;

Противоречия в размерах;

Противоречия в количестве;

Противоположные признаки;

Обобщение

Обобщение, систематизация

Задачи:

обобщить представления детей о прошлом различных объектов;

систематизировать представления о единицах измерения времени;

формировать умение прогнозировать;

обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

познакомить с моделью анализа объектов;

развивать воображение, умение фантазировать.

Обобщение;

Анализ сказки.

Фантазирование

Задачи:

обобщить представление детей о прошлом различных объектов;

развивать умение инсценировать;

систематизировать представление о единицах измерения времени;

обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

развивать воображение, умение фантазировать

Прошлое

Будущее человека;

Будущее предметов

Сочинение сказок

Задачи:

Формировать умение анализировать сказку;

Обучать использованию приема «наоборот»;

Обучать приемам сочинения загадок;

Систематизировать представление о жанре сказки.

Использование ресурсов для сочинения сказки;

Другая точка зрения;

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры;

Театрализованные игры;

Строительно-конструктивные игры;

Продуктивная деятельность

Изучение материала, таким образом, даёт возможность заинтересовать детей в познании окружающего мира, развивать у детей творческое мышление, изобретательность, целенаправленно формирует творческие способности, развивает нестандартное видение мира, новое мышление у детей.

Мной планируется продолжать использовать ТРИЗ - технологии для развития познавательной активности дошкольников; разработать и провести мастер-класс для родителей «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ - игр»; разработать материалы консультации для педагогов на тему: «Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Литература

1.Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

2.Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3.Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 1993. - №4. - С. 23-26.

4.Сидорчкук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками - г.Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014 г. – 124 с.

5.Корзун А.В. «ОТСМ - ТРИЗ в образовании: мифы и реальность». Материалы XII Международной конференции 26 – 28 марта 2013г. Нижний Новгород, часть I.

6.ФГОС дошкольного образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 11557

7.Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978.

8.Серегина О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета», №5, 2012.

9.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ: Учебное пособие. – Киров, 2013. – 212 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...

План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»

Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из акт...

Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Реализуемая цель: выявление и поддержка детей, проявляющих интеллектуальные способности, а также удовлетворение их потребности в интеллектуальном развитии, соответствующем уровню их индивидуальных осо...