«Традиции и обычаи русского народа»
проект (средняя группа)

Кураева Александра Владимировна

Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: Познавательно-творческий проект.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность: Сегодня мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. В народном творчестве заложена культуры.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и развитие интереса к народным традициям является актуальным вопросом в наше время. Очень важно собирать и знакомить подрастающие поколение с крупицами народной мудрости, народными традициями и обычаям сохранять их и преумножать.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан проект «Традиции и обычаи русского народа».

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи: продолжать развивать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм ; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма; создание условий, способствующих воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры.

Значение проекта:
Для детей:

Обучающее:
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
Познакомить детей с русской народной игрушкой;
Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными играми.
Развивающее:
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые),
Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.),
Быт (русская изба),
Форма проведения итогового мероприятия проекта: итоговое занятие «С хлебом – солью вас встречаем!»

Продукты проекта:
Для детей:
роспись дымковской игрушки (рисование), городецкая роспись «кухонная доска»(Рисование)

Изготовление традиционной тряпичной куклы

Для педагогов:
Создание мини музея «Традиции и быт русского народа» по материалам родителей.
·Организация выставки куклы в костюмах народов мира
Для родителей:
Подготовка материала для мини музея «Традиции и быт русского народа».
Посещение выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты по проекту
Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
Развитие патриотических чувств у детей.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров; Учить изготавливать куклу своими руками

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа. Прививать уважение к культуре и традициям своего народа.

Для педагогов:

- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Этапы реализации проекта проекта:

1 этап- подготовительный

1.Разработка проекта;
2. Подбор литературы о крестьянском быте, национальном                     
костюме, иллюстраций, картин;
3.Создание развивающей среды в групповой комнате;
4.Создание картотеки русских народных играх.

5. Составить перспективный план мероприятий.

2этап-основной

Беседы «Крестьянская изба», «История русской одежды», «Труд и забавы детей на Руси», «Как на Руси хлеб сажали».
 Рассматривание иллюстраций «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
Дидактические игры: «Что спрятано в сундуке?», «Расскажи, какая роспись?», «Узнай узор»,  «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай русскую народную сказку»  и др.
Открытое  интегрированное занятие «Традиции и обычаи русского народа»
Экскурсия в музей по теме «Русская изба».
Экскурсия в библиотеку.

3этап-заключительный

Совместное развлечение с родителями «С хлебом – солью вас встречаем!»
Презентация проекта.

Перспективное планирование познавательно – творческого проекта

Этапы работы

Содержание

Сроки

Подготовительный

-подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

- разработка методических пособий, конспектов НОД;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

 

1неделя

 Практический

    (основной)

      с детьми

 

- НОД(лепка) «Дымковский козлик»,-НОД «Традиции и обычаи русского народа»

-Беседы «Крестьянская изба», -«История русской одежды», -«Труд и забавы детей на Руси», -«Как на Руси хлеб сажали».
экскурсия в библиотеку- «Знакомство с бытом русской избы»;

Экскурсия в музей по теме «День русского валенка».

рассказы из личного опыта: -«Семейные традиции»

Рисование  «Дымковская барышня», «Городецкая роспись на дощечках»

-пословицы, поговорки, загадки;

«Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик».

Подвижные игры:

 -«У медведя во бору»;  -«Пирог»; - «Передай валенок»; - «Колпачок»; - «Шел козел по лесу».

 Рассматривание альбомов и иллюстраций: - «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»;

- «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда».

 

 

2 недели

С родителями

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Привлечение родителей к пополнению материалов для мини музея «Русская изба» в группе .

Выполнение домашнего задания с детьми: рассказы семейные традиции

Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором».

Экскурсия в библиотеку

 

Заключительный

Совместное развлечение с родителями «С хлебом – солью вас встречаем!»
Презентация проекта.

1 неделя

Вывод:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети и родители участвовали в изготовлении мини музея  избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Содержание проекта «Традиции и обычаи русского народа»
I этап. Подготовительный.

Чтение русских народных потешек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня, городецкой росписи. Освоение игры на детских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать альбомы «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка», сделать мини музей «Русская изба».

Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта.

II этап. Основной.

                          Беседа «История русской одежды».

Цель: Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
Задачи: познакомить детей с русским народным костюмом;           воспитывать интерес к традиционному русскому костюму;
 воспитывать доброе отношение к народным традициям.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить. 
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье? 
- Правильно, это стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

Сегодня мы поговорим об одежде, зачем она нужна, какая она бывает, заглянем в ее историю. Ребята, а скажите, вам нравится одежда, которая на вас одета? (Ответы) А как вы думаете, зачем человеку необходима одежда? (Ответы) Правильно, для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога, насекомых.
А ведь давным-давно, когда на земле жили самые первые люди, вот такой одежды, как у вас, у них не было. Они делали одежду из растений и из шкур животных. О красоте они не думали, в основном одежду делали для того что бы прикрыть тело и чтобы было тепло. 

Прошло время и одежду стали шить удобную, из тканей. Ее в основном шили дома, шили женщины для всех членов семьи. Одежда была не очень красивая, но прочная и крепкая, ее хватало на несколько поколений. То есть поносит платье мама, затем дочь, потом внучка. Вот какие прочные ткани раньше были. Эти ткани женщины делали тоже сами дома, на специальных установках.

РУБАХА 
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций). 

Женщины поверх рубахи одевали поневу. Это прабабушка современной юбки. Далее шел передник. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Чуть позже появился сарафанный комплект, носили его на Руси в будни и в праздники. Сарафаны шили из разных тканей. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились придвижении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

 

В праздничный сарафанный наряд входили и так называемые душегреи. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые душегреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. Вот так одевались женщины на Руси.

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем. 
Физкультминутка.
«Делу время, а потехе час»

Воспитатель: мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. 
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).

Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. 
Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков. 
Давайте еще раз вспомним и повторим из каких элементов одежды состоял основной мужской гардероб наших предков. 
Правильно, штаны-порты, рубаха, зипун, кафтан.В холодную погоду все без исключения надевали рукавицы или рукавицы.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали? (Ответы детей)

Вспомните названия одежды для женщин, для мужчин. 
Подводится итог, похвала ребят активно принимавших участие на занятии. 

 

                       Беседа «Труд и забавы детей на Руси»

Цель: Через искусство поколений формировать общее представление о труде, отдыхе детей русского народа. 

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами узнаем по картинам, каким трудом занимались дети на Руси много времени назад и как отдыхали.

Дети подходят к стендам, рассматривают репродукции картин, рассказывают, что изображено.

 Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким.

На этих рисунках (графических) можно узнать, как работали крестьянские дети.

 Всего три года Пете, а он уже работает - ухаживает за овечками. Как доверчиво тянется барашек к нему: «бе-бе-бе». Знает, что мальчик и накормит и напоит его.

 А на этой картине девочка кормит кур. Родители трудятся в поле и доверили ей эту работу. Чем она кормит?

 В пять-шесть лет дети трудятся вместе с родителями в поле. Помогают вязать снопы пшеницы, ржи, укладывать их в снопы.

 А вот здесь мальчик такой по возрасту, как вы, пасет скот, а вот помогает сеять зерно. А здесь ребенок помогает на сенокосе (ворошит сено).

                                   И так далее по картинам.

Воспитатель:

 А теперь поговорим о забавах детей в давние времена. Наступало время отдыха и крестьянские дети проводили его за забавами. Как вы думаете, как они проводили свободное время, чем занимались, в какие игры играли? Дети:

 Пели песни, водили хороводы, играли в народные игры.

Игра в «Жмурки» на местах.

Жмурки ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие спрашивают его:

 Где стоишь?

 На мосту (отвечает)

 Что продаешь?

 Квас.

 Ищи три года нас!

После этих слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать.

Дети, пока их ищет жмурка, не сходят с места, но они могут приседать, вставать на коленки, четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только тогда, когда водящий узнает его и назовет по имени.

 Давайте мы с вами поиграем в игру «Жмурки».

                                          Дети играют.

                Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки?»        

Цель: расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин; познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба: сравнить их с современными техническими средствами; воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: презентация «Как наши предки выращивали хлеб»,

снопики злаковых культур, серп, сито, мельница

Дорогие ребята!  Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином.  А из чего же пекут хлеб?

Правильно – из муки.  А мука из чего получается? Правильно…

И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад!  И с тех пор  они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».

И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается  колосом.

Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Стих «Ломоть хлеба»

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Как же выглядит пшеница?

У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато - золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.

Ребята, вы, конечно помните русскую народную сказку «Колобок»?               А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок?..

Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.

Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно».  И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»

В старину искусные пекари выпекали хлеб, называемым «боярским». В тесто добавляли сливки, сметану, пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и был крестьянину не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский». Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным», потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Ребята, сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Люди в тех краях называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было не много ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное!

Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).

А теперь загадки:

·       Чтобы караваем мы могли гордиться,

в поле собираем колоски… (пшеницы)

·       Он злак, он в поле колосится,

он не ячмень и не пшеница,

из злака хлеб ржаной хорош,

когда созреет в поле…(рожь)

·       Весь из золота отлит

На соломинке стоит? (колос)

·       Вырос в поле колоском

На столе лежу куском. (хлеб)

Физминутка: - Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами

В землю зёрнышко попало – присесть

Прорастать на солнце стало – руки вверх

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал – медленно встать

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся – поворот вокруг себя

Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?

Тогда слушайте, смотрите и запоминайте!

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать».

 Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Затем сеяли.

Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ».

Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.

Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому.

Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.

Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.

 Бралась палка, на конец которой  крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.

Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.

Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен  себе. (за работу)

Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.

 Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

 

 А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.

Стих

Труженица мельница встала у реки,

Намели нам мельница из зерна муки!

Мельница не ленится – вертит жернова,

И шумит и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьём

С мёдом и корицей коврижку испечём!

Зерно хранилось в сараях в огромном деревянном ящике, углы которого обивались жестью от мышей. Углы они прогрызают быстро, а ровную часть доски с трудом. Этот ящик назывался «амбар».

А в русской печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.

Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.

Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, распахивающие бескрайние поля, комбайны, убирающие зерно.

О том, как возделывают пшеничный ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами в следующий встрече.

А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки:

  • Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)
  • Не море, а волнуется,

          Спелым колосом красуется (Поле пшеницы).

  • Поле дружно колосится,

          Даст нам хлебушек…(Пшеница)

  • Черный хлебушек хорош,

          Нам его подарит…(Рожь)

  • Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)
  • Прыг-скок

          С пятки на носок.

          Вот и срезал колосок (Серп)

  • На горе-горушке стоит старушка,

           руками машет, хлеба просит;

          дашь ей хлеба - назад отдаёт. (Ветряная мельница)

  • Маленький Афанасик травкой подпоясан.  (Сноп)

Стих

Хлеб ржаной. Батоны, булки

Не забудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют!

Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!

                                       Беседа о русской избе

Цель: познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами «ухват», «чугунок», «прялка» и т. д.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Воспитатель: Вот наша изба.

Основная часть:

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (подходит к музею).

 

 

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

11. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

12. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

13. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

14. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы!

Рефлексия. Воспитатель: Ребятки расскажите мне, куда вы сегодня ходили в гости? Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?

 

   Занятие по лепке на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик» 

Цель: Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). развивать эстетическое восприятие.

Педагог: Сегодня мы будем лепить из глины весёлую игрушку. А кого именно лепить, вы узнаете, отгадав загадку:

Бока крутые, рога золотые
Копытца с оборкой, на спине Егорка.
Кто это?
Дети: Козленок.

 

Педагог: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? Дети: Белой.

Педагог: Правильно, белой, оттого что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Какими ещё красками раскрашены игрушки?
Дети называют цвета.
Педагог: Посмотрите, какие узоры вы видите на игрушке?

Дети: Полосочки, клеточки, кружочки.

Воспитатель:– Из каких основных частей состоит игрушка?
– Какую форму имеют шея, рога, ноги игрушки?

Физминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся        (опустить голову, руки на коленях, спину,  расслабить)
Больше спать не захотел                    (встать из-за стола)
Шевельнулся, потянулся                   (плавное движение руками)
Взвился вверх и полетел                    (смотреть на кончики пальцев)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся                    (маховое движение руками, кружение)

Педагог объясняет, напоминает способ лепки из целого куска.

 

1.Взять кусок пластилина, сделать овал.

2.Наметить основные части тела т.е. вытянуть шею, ноги.

3.Придать им выразительность при помощи пальцев рук.

4. вылепить рога, ушки и хвостик отдельно и прикрепить их к козлику.

Роспись её выполняется узорами, вылепленными из пластилина (горошинами, волнистыми линиями и др.).

Итог: – С каким центром народного промысла сегодня познакомились?

 

Конспект занятия в средней группе

                              «Традиции и обычаи русского народа»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи: -продолжать знакомить детей с предметами крестьянского быта; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору; воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

Материалы к занятию: предметы быта,  2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;   

- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

- белые  нитки;

- синтепон (вата) для объема;

 тесьма для пояса.

Детей встречает нарядная Хозяйка в русском сарафане и кокошнике.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Я хозяйка этого дома. И встречу я вас так, как в старину встречали дорогих гостей. В руках у меня хлеб да соль. Милости просим, гости дорогие!

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве-буде». Что означает, как вы думаете?

 

 

Хозяйка. Правильно, будьте здоровы, здравствуйте.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Сейчас Матвей загадает загадку, а вы попробуйте отгадать:

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна).

Хозяйка: Сосна-дерево.Вот из дерева и строили в старину прочные дома своими руками.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. 
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Что же значит название Красный угол?
В красном углу находился  стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот как сейчас мы с вами сидим.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь) (слайд3)

А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Хозяйка: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Давайте поиграем. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём                              Дети идут друг за другом по кругу

И пилу с собой несём,                           обе руки в «замке» на левом плече

Вместе пилим мы бревно,                     Дети поворачиваются друг другу          

                                                                  парами,

Очень толстое оно.                                берутся за руки, разводят в стороны                                     

Чтобы печку протопить,                        Сгибают руки в локтях                                

Много надо напилить!                           Повернуться лицом в круг, ноги на   

                                                                   ширине            

Чтоб дрова полезли в печку,                   плеч, наклоны вперед, руки в        

                                                                   «замке»

Их разрубим на дощечки!                             

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Всех кормлю с охотою,

 А сама «безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

 

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. И я знаю, что вы тоже пришли сегодня не с пустыми руками. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями. Давайте поделимся друг с другом своими семейными традициями.

Выступление детей «Наши семейные традиции». (ЛераУ., Ваня Я., Александра Б.)

 

Продуктивная деятельность детей.

Хозяйка: Сейчас Саша загадает нам загадку.

Ей меняю я наряды, 

Спать кладу, гулять вожу, 

Расчешу и если надо, 

Бант красивый повяжу. 

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? 

Ответ: Кукла

 В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. Для мальчиков вырезали деревянные лошадки. Сегодня я расскажу вам и покажу, как сделать куклу-оберег для крепкого сна. Считалось, что если положить в люльку к ребенку такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

Хозяйка:

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по реченьке лебедушка плывет (плавные горизонтальные движения кистей рук)

Выше бережка головушку несет (плавные вертикальные движения кистей рук)

Белым крылышком помахивает (скрещиваем кисти рук, махаем)

На цветы водицу стряхивает (встряхиваем кистями рук) .

-Вот и кончилась игра, Куклу делать нам пора.

Продуктивная деятельность детей.

Объяснение предстоящей работы:

Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

Итог. Какие красивые куклы у вас получились! Давайте положим наших куколок к себе в кроватки, чтоб снились нам хорошие сны.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи русского народа»

Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи  русского народа»...

Традиции и обычаи русского народа

Презентация на тему "Традиции и обычаи русского народа"...

ООД "Традиции и обычаи русского народа"

Организованная образовательная деятельность "Традиции и обычаи русского народа"  ОО "Познавательнле развитие" (приобщение детей к социокультурным ценностям)  проводилась в подготовительной г...

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...

Вековые традиции и обычаи русского народа

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь....

Буклет "Традиции и обычаи русского народа"

Буклет "Традиции и обычаи русского народа"...