Стили педагогической деятельности
учебно-методический материал (младшая группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

 

Понятие стиля педагогической деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_stilya_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие стиля педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности — это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов.

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — преподавателя[1].

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:

а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — преподавателя, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;

б) особенностей самой деятельности;

в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:

а) с характером взаимодействия;

б) с характером организации деятельности;

в) предметно-профессиональной компетентностью учителя;

г) характером общения[2].

Согласно В.А. Каи-Калику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности   социально-психологического   взаимодействия   педагога   и обучающихся[3].

Индивидуального стиль педагогической деятельности проявляется:

  1. в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
  2. характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
  3. выборе методов обучения;
  4. подборе средств воспитания,
  5. стиле педагогического общения;
  6. реагировании на действия, на поступки студентов;
  7. манере поведения;
  8. предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
  9. применении средств психолого-педагогического воздействия на студентов.

С.И. Архангельский рассматривает три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики[4].

Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

  1. преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
  2. адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
  3. оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
  4. рефлексивность-интуитивность.

Аналогично выделяются динамические характеристики.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.



[1] Григорян Л.А., Марциковская Т.Д. Педагокика и психология: Учеб. пособие.  – М.: Гардарики, 2004. – С. 79.

[2] Бенедиктов Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе. – Минск, 1986. – С. 84.

[3] См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

[4] Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы  и методы. – М., 1980. – С. 45. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Консультация для педагогов Стили педагогической деятельности.

Консультация для педагоговСтили педагогической деятельности.Разные педагогические стили, педагогам на заметку.Консультация для педагогов...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Консультация педагогам «СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогической деятельности мож...

«Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175»

Проблема и актуальность проекта.Изменения в социокультурной и экономической жиз­ни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования деятельности педагогов в ...

Стили педагогической деятельности

Виды стилей педагогической деятельности....