мастер класс для воспитателей по теме: сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

развитие сенсорных навыков во второй младщей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_vospitateley_po_teme.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей по теме : сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

Задачи: 

- раскрыть перед педагогами системы работы по сенсорному развитию детей через дидактические игры;

- показать важность работы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста;

- продемонстрировать изготовленные дидактические игры.

Теоретическая часть:

Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте вспомним, что такое сенсорное развитие.

Сенсорное развитие – это  направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.

В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого  в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все больше и больше увлечены просмотром мультиков, играм на компьютерах. Родители в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие стороны их развитие сенсорной культуры детей.

Чему и как учить ребенка?

Первая и главная задача – предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.

Ребенок должен, научится определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета. Для этого существуют сенсорные эталоны, они представляют собой образцы внешних свойств предметов.

Выделяют эталоны:

- цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

- формы ( треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.).

- величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.).

- вкуса ( сладкий, кислый, горький, солёный).

- эталон пространственных представлений ( вверх, вниз, вправо, влево)

- эталон осязания (гладкий, колючий, пушистый)

Практическая часть:

Сегодня я продемонстрирую игры, изготовленные самостоятельно,  направлены на сенсорное развитие.

  1. Приглашаю поиграть в игру «Геометрическая мозаика»

Цель: развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Описание игры.

Из лежащих на столе геометрических фигур необходимо собрать произвольное изображение.

Вариант игры.

«Найди пару», «Собери цепочку»,  «Что изменилось». «Подбери фигуру», «Продолжи ряд».

  1. Игра «Геометрическая гусеница»

Цель: закрепить знания основных цветов и геометрические фигуры. Развить у детей мышление и внимание.

Описание: карточки с изображением гусениц ( карточки разной степени сложности, использование разного количества фигур, которые отличаются по форме и цвету) на части карточек - образец построения гусениц.

  1. Игра «Повтори узор»

Цель: развить логическое мышления, зрительной ориентировки на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости и развитие мелкой моторики.

Описание: взрослый предлагает ребенку один из пустых шаблонов, в зависимости от уровня сложности, и несколько готовых образцов, с уже раскрашенными квадратами, соответствующего уровня сложности. Ребенок выбирает один из образцов и выкладывает на пустом поле такой же узор.

  1. Игра  «Поп Ит»

 Это силиконовый упругий каркас, заполненный мягкими «пузырьками». Круглые шарики продавливаются пальцем и снова принимают выпуклую форму с обратной стороны. Таким образом, игрушку можно использовать многократно, просто разворачивая ее другим боком.

Для самых маленьких – изучение цветов с опорой на картинки: «Соотнеси цвет с картинкой». (Какой цвет у помидора, тучки, травки…?), - ребенку нужно посмотреть на картинку и нажать пальчиком на нужный цвет поля. «Подбери только зелёные», - сначала малыш нажимает на нужный кружок, затем подбирает картинку. В данном случае происходит развитие мыслительных операций, умения согласовывать имена существительные с прилагательными (синее платье, синий шар, синяя лента).

Вариант игры для детей по старше:

«Найди шарик». Для этой игры нужна одна силиконовая платформа и небольшой шарик, который меньше по размеру, чем лунка полусферы. Цель игры – найти шарик, не нажимая на пупырышку. Для этого забрасываем шарик под поп-ит так, чтобы никто из игроков не видел, под какой секцией он находится. Потом игроки по очереди называют столбик и ряд ячейки, под которой, по их мнению, спрятан шарик, и лопают его. Если пузырь лопнул, значит, под ним шарика нет, и ход передается следующему игрок. Игра продолжается, пока шарик не найдут.

«Кто последний». За 1 ход нажимаем от 1 до 3 пупырышек. Ходы по очереди. Задача - сделать так, чтобы соперник нажал на последнюю пупырышку. 

«Счет». Бросаем кубик - лопаем то количество пупырышек, которое выпадет. Кто последний – проиграл.

  1.  «Волшебные камушки»

Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество, способствовать развитию самостоятельности в работе.

Описание:

- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

- игра «Змейка»

Задачи: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:  камешки

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

- Д/и "Выложи по контуру"

Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Д/и  «Крестики нолики».

Цель: Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Кусок линолеума, раскрашенный в шахматном порядке акриловыми красками, морские камешки с изображением крестика и нолика.

Задание: Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки. Первый, выстроивший в ряд 3 своих камешка по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: формировать грамматический строй речи, при этом правильно согласовывать слова предметы и слово-признак.

Описание:

Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом:

Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д.

Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.

Заключительный этап:

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

     Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. ТЕОРЕТИЧ...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры». Способствовать повышению интереса педагогов к поис...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей....