мастер класс для воспитателей по теме: сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

сенсорное развитие раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_tsvet_i_forma_1_ml_ran_vozr.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по сенсорному развитию в первой младшей группе раннего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Ранний дошкольный возраст – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить сравнивать их.

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального  развития: развития воображения, развивает внимание, влияет на  развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.

Как мы уже знаем, огромное значение в сенсорном воспитании принадлежит формированию у ребенка представлений о сенсорном эталоне – общепринятом образце внешних свойств предмета. Сенсорным эталоном цвета является семь цветов спектр. Дети данного возраста  знакомятся с четырьмя цветами спектра (красный, желтый, зеленый, синий). Эталон формы – геометрические фигуры, дети этого возраста знакомятся с кругом, квадратом и треугольником.

Все занятия проводятся в максимально доступной для понимании детей в форме игры. Используемые дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В работе по сенсорному развитию детей во второй младшей группы раннего возраста, мы используем игры в разных режимных моментах - это и утреннее время, и перед обедом, когда младший воспитатель  накрывает столы к обеду, и в вечернее время.

При работе с детьми наша цель была обеспечить накопление у детей раннего возраста представление о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи были поставлены:

• Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

• Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

• Обогащать знания детей способам обследования предметов.

• Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

Для этого были изучены современные требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

Чтоб нам выявить у детей различные умения и навыки, мы наблюдали за ними предлагая разные виды деятельности ( игры, рисование, лепка).

По итогу наблюдения  было выявлено, что 2 ребенка владеют знания о цвете, несколько затрудняются, и большая часть детей не могут сравниться.

Мы подобрали  материал для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук. Также были разработаны конспекты занятий с использованием дидактических игр.

Обогащение развивающей среды (ручки разного цвета подобрать по парам; кружочки разного цвета)

• Подбор и изготовление дидактических игр

• Подбор и изготовление наглядных пособий

• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию

• Проведение индивидуальной работы с детьми

Для детей раннего возраста есть разнообразие развивающих игр, которые направлены на знакомство и закрепление таких понятий как форма, цвет, величина, размер. В разработке планов  мы использовали следующие дидактические игры:

Для усвоения цвета использовались:

Д. и. «Соберем пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д. и. «По грибы» Цели: побуждать подбирать предметы одинакового цвета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, способствовать развитию умения понимать слова «такой», «не такой», «разные». Описание игры: сложить в корзинку определенного цвета грибы такого же цвета.

Д. и. «Цветочная поляна»

Цели: закреплять понимание размера; цвета; способствовать развитию моторики руки.

Описание игры: выполнить задания: «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку»

Для изучения формы использовали:

Д. и. «Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Для изучения величины:

Д. и. «Башенки для гномиков».

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д. и. «Соберем игрушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

Д. и. «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Мозаика» 

Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения, художественного вкуса ребенка, умения ориентироваться на плоскости игрового поля, формированию умения различать и правильно называть цвета, проявлению творческой активности.

Описание игры: попросить ребенка сложить узор, выложить дорожку определенного цвета и т.д

Для своих детей мы сделали следующие дидактические игры:

Игра «Заполни сосуд»

Цель: развить представление о цвете и форме.

          учить детей группировать соответственно по признакам и свойствам.

          закрепить знания о фигурах, о понятие много – один, большой – маленький.

Ход игры: детям предлагается четыре нарисованные банки с разным цветом крышечек ( красная, синяя, желтая и зеленая). На крышках располагается одна большая фигура определенного цвета. Ребятам нужно расположить перепутанные фигуры по нужным баночкам. В конце игры задаются вопросы: ты все правильно расположил? Где одна фигура? Где много фигур? Покажи где баночка с красной крышечкой? И т.д.

Вариативность: на крышках баночек можно так же расположить фрукты, овощи, ягоды и грибы. В баночки предлагается распределить маленькие картинки на которых изображен овощ, фрукт, ягода и гриб.

Предлагаемая игра может использоваться для детей от 1.54 лет до 4 лет.

Игра «Звуковые яички »

Цель: закрепить понятие цвета;

            Формировать понятие у детей громко – тихо;

            развитие слуховой памяти умение различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания; группировать  предметы по звуку.

Ход игры: для детей в количестве 3 – 5 человек. детям предлагается коробочка с разноцветными отверстиями и дополнительным звуковым диапазоном (от тихого до громкого). Детям предлагается  поместить разноцветные яички в отверстия соответственно цвету и звуку.

Варианты игры: детям предлагают найти  пару по звуку и цвету; можно предложить составить ряд подобному ряду составленным воспитателем.

Предлагаемая игра может использоваться от 1,5 до 5 лет.

Игра «Разноцветные колпачки»

Цель: закреплять знания  понятие цвета;

          развивать мелкую моторику рук;

           Закреплять знания о понятии один – много;

          Воспитывать  самостоятельность.

Ход игры: для детей в количестве  5 -6 детей.  предлагается  карточки с изображением кружочков  разных цветом, ребятам нужно расположить колпачки соответственно цвету.

Игра рекомендуется для детей от 1,5 до 6 лет.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.

Ожидаемые результаты проекта:

• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

• У детей группы сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

• Совершенствование умений детей обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

• Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр, сделанных своими руками»

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирования представлений о внешних признаках предметов: форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. Но очень часто нам нехватает ка...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

     Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. ТЕОРЕТИЧ...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры». Способствовать повышению интереса педагогов к поис...