Консультация для педагогов «Условия успешной адаптации к детскому саду»
консультация

Пархоменко Инесса Николаевна

В данном материале рассматриваются условия успешной адаптации детей к ДОУ посредством создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Условия успешной адаптации к детскому саду».

Подготовила: педагог-психолог: Пархоменко Инесса Николаевна.

  При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду,таящую в себе много неизвестного:

• Четкий режим дня,

• отсутствие родителей,

• другой стиль общения,

• новые требования к поведению,

• постоянный контакт со сверстниками,

• новое помещение.

 Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.

  Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, опираясь на положения ФГОС,ДОУ должно вести работу по следующим  направлениям:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

  2. Формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем мире (формирование познавательной осведомлённости).

  3.Приобщение ребенка к общепринятым моральным нормам и правилам (формирование социальной осведомлённости).

4.Работа с родителями;

5. Охрана и укрепление здоровья детей.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствовали бы себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем (формирование познавательной осведомлённости).

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

 3. Приобщение ребенка к общепринятым моральным нормам и правилам (формирование социальной осведомлённости).

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые заботливы и доброжелательны к нему, как и ко всем остальным детям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Работа с родителями.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Только выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Еще до поступления малыша в группу следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких (особенно мамы) ребенок тоже тревожится. Поэтому наша задача - успокоить, прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. К тому же, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

5. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и, к тому же, интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например,: «Пришел Петрушка»«Выдувание мыльных пузырьков»«Хоровод»«Догонялки»«Солнечные зайчики», и т. д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений«Кто в кулачке»«Игра с кистями рук» и т. д.

Такие игры, как «Книжка - угадай-ка»«Вместе с мишкой»«Чертим разные фигуры»«Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

6. Охрана и укрепление здоровья детей.

Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

+❤ В Мои закладки

Памятка по организации педагогического процесса для успешной адаптации ребенка к детскому саду.

*В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша с учетом рекомендации врача, психолога,  но постепенно все дети переводятся на общий режим.

*Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его.

*Необходимо подготовить предметную развивающую среду, приближенную по содержанию к возрастной группе.

*Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми.

*Периодически включать спокойную, не громкую музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательна.

*Лучшее лекарство от стресса-смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используя игрушки забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчик, лисичка, клоуны.

*Необходимо исключить однообразие жизни детей определить тематические дни.

*Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

*Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться во время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

*Непременное правило – не осуждать опыт ребенка никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

*Ежедневная беседа с родителями об успехах ребенка.

Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...

Консультация для воспитателей на тему:"Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации к детскому саду".

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:«Условия для успешной адаптации к детскому саду».   Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде в...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Условия для успешной адаптации в детском саду"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду». Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первы...

Консультация для педагогов "Условия успешной адаптации к детскому саду."

Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского с...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»...