Консультация для педагогов "Условия успешной адаптации к детскому саду."
учебно-методический материал

Корнеева Ирина Сергеевна

Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №3

«Золотой ключик»

Консультация для воспитателей:

«Условия успешной адаптации

к детскому саду»

Педагог-психолог

Корнеева И.С

2013 г.

Адаптация - от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

 

Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.

         С приходом в детский сад у малыша начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких,  встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существования в детском саду и семье.

         Ребёнок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у нег появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился. Например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режима: укладывания, кормления и т.д., а так же стереотипов общения. Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Стереотипы помогают ребёнку действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии. При поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Всё это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьёзных заболеваний. Чтобы этого не произошло, и адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, проводится соответствующая подготовка.  

         На первом этапе ведется сбор информации. При первом посещении нашего дошкольного учреждения родители знакомятся с Уставом    детского сада, родительским договором, им вручается Памятка, в основе которой – информация рекомендательного характера о пребывании в детском учреждении. Так же проводится экскурсия по детскому саду, происходит первое знакомство с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок.  

         На втором этапе проводится «пробный день» пребывания малышей в детском саду. Нужно постараться, чтобы ваше знакомство с малышом происходило на участке детского сада, и первые контакты детей друг с другом произошли в песочнице, т.к. игры с песком – это проявление естественной активности малышей, а песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Играя с песком, дети освобождаются от напряжения и беспокойства.

На следующий день приглашаем малыша вместе с мамой, посетить групповую комнату. В течение двух часов ребенку предоставляется возможность, познакомится с расположением помещений в группе, пообщаться со сверстниками, поиграть. Родители заполняют анкету, которая  поможет, как можно больше узнать об особенностях поведения ребенка  и его привычках, состояния его здоровья, уровне развития, питании, получить сведения о семье.

Приветствуйте  малыша от имени игрушки (мишка, лисичка, зайчик, кукла), проведите экскурсию по группе, подробно познакомьте с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения, постарайтесь установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком, учитывайте его домашние привычки. Это позволит формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения. На основании наблюдений за поведением малыша предлагайте родителям рекомендации: следует ли оставаться в групповой комнате вместе со своим ребенком или настало время, когда можно оставить его без родительской опеки.

На следующем этапе ребенок находится в детском саду 2-3 часа без мамы в течение недели. В этот период продолжается  эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает ласку), закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, закрепляется умение ориентироваться в пространстве, способствуйте развитию игры «рядом», побуждайте к самостоятельным действиям в группе. Время пребывания детей в группе увеличивается до 4 часов.

К концу недели малыш по желанию остаётся на дневной сон. И только после этого дети посещают детский сад в течение всего дня.

Организация приема вновь поступающих детей:

 1.Прием вновь поступающих детей проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август.

 2.Необходимо стараться принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.

 3.По желанию родителей дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.

 4.Утренний осмотр в привычном регламенте не проводится. Мама сама измеряет температуру ребенку, показывает чистоту кожных покровов, заносит в журнал данные.

 5.Все время, пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит старшая медицинская сестра. Выясняется, как ребенок спал, что беспокоит родителей в его поведении и самочувствии, принимаются сведения их пожелания.

 6.При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям дошкольного учреждения в течение 21-30 дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

 

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада.

К основным критериям относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

 

Легкая степень адаптации.

 

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует взрослым показателям. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуальному прощанию, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

 

Средняя степень.

 

Нарушения а общем состоянии выражаются ярче. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Отношение к близким - эмоциально-возбужденное (плач, крик, при расставании и встречи). Отношения к детям безразличное. Речевая активность снижена. Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней. Вес не изменяется или несколько снижен. Появляются признаки невротических реакций: избирательности в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи.

 

Тяжелая степень.

 

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может, возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям - избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется, или имеет место задержка речевого развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течении 3-6 месяцев то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинство вновь поступивших ребятишек.

         Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от способностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания;

 

Взаимодействия с детьми в адаптационный период.

 

Вводите новое постепенно. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком. Создавайте положительную установку на предстоящие режимные вопросы. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном. Используйте элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновениями «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»). По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав. В адаптационный период фронтальные занятия с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам работы. Возможна работа с небольшими подгруппами детей (3-4 малыша). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.

Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Не забывайте, что вы отдельный вид деятельности будете организовывать с каждым ребенком в течение дня. С Машей вы рассмотрите картинки в книге с утра, а с Ваней (у него короткий дневной сон) после сна, когда все дети уже спят, а малыш нуждается в вашем внимании.

Планируя игровое взаимодействие подбирайте разнообразные виды игр:

1. сюжетные;

2. игры с водой;

3. игры с песком;

4. пальчиковые игры;

5. игры с дидактическими игрушками;

6. игры-забавы.

В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми  и деревянными конструкциями, а так же конструирование из мягких модулей.

 Использование данных технологий приведет к адекватному, менее безболезненному приспособлению детей к условиям ДОУ: они быстрее войдут в жизнь группы, проявят самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...

Консультация для воспитателей на тему:"Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации к детскому саду".

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:«Условия для успешной адаптации к детскому саду».   Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде в...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Условия для успешной адаптации в детском саду"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду». Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первы...

Консультация для педагогов «Условия успешной адаптации к детскому саду»

В данном материале рассматриваются условия успешной адаптации детей к ДОУ посредством создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе....