Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
консультация

Мазурина Наталья Александровна

Консультация

 «Сказкотерапия — теория и применение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_skazkoterapiya.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Березка»

Консультация

 «Сказкотерапия — теория и применение»

Составила: воспитатель

                     

                                          Мазурина Н.А.

Юрга

 2021г

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию и сочувствию.

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, что по сей день действует самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками. Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов. Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Раньше волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом. Сказкотерапию можно назвать детским методом лишь потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Задачи сказкотерапии:

1. Сформировать в человеке способность к обучению, саморазвитию, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира.

2. Формировать умение преодолевать трудности и страх. Пробудить веру в собственные силы.

3. Развивать речь человека.

4. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

Сказкотерапия включает в себя:

• Сочинение сказок

- интерпретация (истолкование, объяснение, разъяснение,

- переписывание сказок,

- дописывание,

- сочинение новых сказок и историй.

• Рассказывание сказки

- групповое: придумывание по кругу,

- рассказывание по кругу известной сказки;

- индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица.

Во время рассказа ребенок выражает эмоции, которые он чувствует.

• Постановка сказок

- сказки на песке,

- театрализованные игры,

- кукольные спектакли.

• Рисование сказок

- психодиагностическое рисование, (требует специальных знаний и подготовки)

- спонтанное волшебное рисование.

Помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.

• Куклотерапия

- пальчиковые,

- теневые куклы,

- марионетки.

При создании персонажей своими руками позволяет развивать мелкую моторику пальцев, улучшает внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в неё свою душу и многое другое.

• Анализ сказок

- решение открытых сказочных задач,

- исследование образов.

• Сказочная имидж-терапия.

Имидж-терапия позволяет человеку реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, раскрыть свои потенциалы.

Элементы имидж-терапии. Волшебники. Предлагаю детям представить, что они волшебники, работающие на занятии дети – главный волшебник. Превращать будем слова.

-.: существительные надо превратить в прилагательные (зима – зимний и т. д.)

- опиши какой бывает? ( яблоко – красное, зеленое, сладкое, сочное и т.д.)

Сказочные формы очень многообразны. Виды сказок

Метафоры — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение. Люди используют метафоры в речи постоянно, даже не замечая. Любая метафора в речи будет оказывать воздействие на то, как вы сами или ваш собеседник воспринимает разговор или ситуацию.

Виды метафор:

- Пословицы и поговорки

- Истории — яркое, живое изображение неких реально происшедших событий с целью осмысления их значения.  (Истории могут быть рассказаны от первого лица, повествуя о событиях личной жизни рассказчика, или от третьего (прием «кавычек»,)

Например. «Однажды, не знаю, почему мне вспомнилась эта история, я был в неком городе и так же волновался, как сейчас, наверно, волнуюсь.  Мне предстояла встреча с неизвестным мне человеком, и исход нашей встречи мог повлиять на всю мою дальнейшую жизнь.»  Или«Один мой знакомый однажды оказался.»

- Притчи. Относительно краткие, афористичные рассказы дидакто-аллегорического жанра, отличающихся тяготением к глубинной мудрости религиозного или моралистического порядка. Спецификой поэтики притч является отсутствие описательности. Главные герои, замкнутые в рамки определенных комбинаций душевных черт, предстают не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Притчи — универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара»).

- Легенды — устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, преподносимые как достоверные. В отличие от преданий легенды всегда фантастичны по содержанию, от притч их отличает обилие деталей. В современном обиходном значений легендами часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтичностью и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующие на достоверность в прошлом.

- Поэзия - стихотворные произведения, в отличие от прозы специально организованные при помощи рифмы и ритма. Представляют собой квинтэссенцию некой грани жизненного опыта в метафорическом воплощении, благодаря чему могут преодолевать как культурно-исторические, так и временные ограничения. Практически безукоризненно вписываются в любую картину мира.

Виды сказок.

Художественные сказки – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории.

Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературе называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы.

Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Наиболее доступны для понимания маленькими детьми, лучше всего передают жизненный опыт, поскольку дети до пяти лет идентифицируют себя с животными.

Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Страшные сказки про нечистую силу – ведьм, упырей и пр. В современной детской субкультуре существуют сказки-страшилки (Машины страшилки), с помощью которых дети приобретают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает  жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Содержат знания об уникальности взгляда на мир отдельного человека, рассказывают о частных сторонах жизни, что является важным для миропонимания.

Дидактические сказки – содержание их сюжета носит обучающий характер.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.

Психотерпевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий.

Медитативные сказки предназначены для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Сказкотерапия  для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее  развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятия можно проводить как в индивидуальной , так и в групповой форме.

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Детям от5-и лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи и прочие.

Вывод
Сказки меняют нашу жизнь, они несут некую магию, некую мистерию – в лучших смыслах этих слов.
До и после сказки наш мир немного разный. Что-то произошло, пока появлялась сказка. В наших душах? В мире? В наших взаимоотношениях с людьми и обстоятельствами.
Очиняйте сказки и дарите их друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Сказкотерапия, ее практическое применение"

Сказкотерапия способствует социальной адаптации, снижению тревожности и эмоциональной напряженности у детей-дошкольников...

Представлен опыт воспитателя Миняевой Елены Владимировны на тему: «Сказкотерапия. Теория и практика».

        Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность. Критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать ...

Консультация "Сказкотерапия в ДОУ"

краткое введение в использование сказкотерапии в детском саду...

Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...

Консультация "Сказкотерапия"

консультация для родителей доу...

Презентация Консультация "Сказкотерапия"–эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия –эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста...