Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить»
рабочая программа (подготовительная группа)

За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, добросердечности, отзывчивости и состраданию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент социального развития администрации

Корсаковского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Принята на заседании педагогического совета протокол

от 27.08.2020 г. № 3

Утверждена: приказом заведующего

МАДОУ «Детский сад № 8» Янковецкой А.В.

От 30.08.2020 г. № 36

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Добро творить - себя веселить»

Сроки  реализации программы – 1 год.

Направленность программы –  познавательно – творческая

Язык реализации  – государственный язык РФ – русский

Особенности реализации – модульный принцип

Возраст детей: с 6 до 8 лет

               Автор-составитель:

Фоменко Ирина Адамовна

Педагог дополнительного образования

                               

г. Корсаков

2019

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольном учреждении. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа не может реализовываться взамен  или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа разработана на основе образовательной программы дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Программа реализуется через разделы программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой в образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, формирование навыков благотворительной деятельности, предоставляя каждому ребенку возможность погрузиться в мир социально-значимой творческой деятельности, согласно возможностям и способностям детей. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитании личности гражданина России;

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

- Конвенции о правах ребенка;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г.

№ 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, вступившим в силу от 26 января 2012 года»;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;

- Письма Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2019 г. № 28 об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Устава МАДОУ «Детский сад № 8».

Программа «Добро творить - себя веселить» является общеразвивающим общеобразовательным документом, разработанным с учетом достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и основана на теории единства духовного и материального бытия мира и человека, направлена на организацию процесса духовно – нравственного развития личности ребенка. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующаяся на его индивидуальные особенности.

Цель: создание условий для формирования у детей социально-

нравственных качеств личности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Дать представление о доброте, как о важном качестве человека.
  2. Формировать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  3. Способствовать освоению нравственных норм в процессе благотворительной творческой деятельности.
  4. Создавать условия для формирования у родителей устойчивого интереса к участию семьи в благотворительной деятельности.

Актуальность: Особенностью развития ребенка 6 – 8 лет является формирование внутренней личностной позиции, когда ребенок стремится к «ответственным» поручениям, «серьезным» занятиям определенной самостоятельности, стремится занять новое социальное положение. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. К этому возрасту у ребенка формируется целеполагающее умение принимать цель, удерживать ее и достигать результата. Становятся значимы мотивы общественно морального характера, достижения успеха. Дошкольники могут оказать помощь и поддержку друзьям, проявлять сочувствие к ним, ориентируются на социальные нормы и правила, стремятся к сотрудничеству со взрослыми (по М.И.Лисиной). В это время закладывается понимание моральных устоев в обществе, закладывается нравственная основа личности: доброта, милосердие, способность радоваться и переживать за других людей. В.А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. … Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Поэтому одна из главных сторон воспитания ребенка 6 – 8 лет заключается в том, чтобы донести до него, что самое ценное в человеке – это добро и милосердие.

Новизна: формирование навыков благотворительной деятельности, предоставляя каждому ребенку возможность погрузиться в мир социально-значимой творческой деятельности, согласно возможностям и способностям детей.

Принципы:

- Принцип научности: материал и знания, получаемые дошкольником, носят

научный характер, поэтому в сознание ребенка проникают реальные знания,

которые правильно отражают действительность.

- Принцип связи теории с практикой: гармоничная связь научных знаний с предметно-практической деятельностью детей.

- Принцип доступности: новая информация должна соответствовать развитию ребенка, возрастным и психофизиологическим особенностям, быть понятной ему.

- Принцип наглядности: материал будет подаваться с использованием различных наглядных средств: предметные (муляжи, макеты, куклы, игрушки и т.д.), образные (иллюстрации, картины, видеофильмы, презентации, слайды), условно-символические (символы, схемы, знаки).

- Принцип последовательности и систематичности:

информация и поставленные задачи перед ребенком идут от простого к сложному, от известного материала к новому, изучение нового материала опирается на имеющиеся у ребенка знания и умения. При составлении программы реализуются межпредметные и внутри предметные связи.

- Принцип активности и сознательности: значение этого принципа и состоит

в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач

самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции

лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

- Принцип индивидуального подхода: предусматривает создание благоприятного условия для организации обучения ребенка, учитывая возрастные психологические особенности каждого ребенка.

- Принцип обратной связи: проведя любое мероприятие, праздник педагог проводит с детьми беседу, изучает их мнение, настроение, степень их участия в проведенном мероприятии.

- Принцип развивающего обучения: заключается в личном успехе дошкольника. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Чем больше успехов у воспитанников, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

- Принцип сотворчества: совместная деятельность педагога с родителями в работе над программой и проведении совместных мероприятий согласно

плану.

Методы обучения и воспитания:

  1. Наглядный: наблюдения, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, фотографий, использование ИКТ;
  2. Словесный: художественное слово, беседы, рассказывание, словесные игры и упражнения, чтение литературных произведений, стихотворений, загадывание загадок, беседы консультации для родителей;
  3. Практический: продуктивная и самостоятельная деятельность детей, фотовыставки,  дидактические игры, организация постановок сказок.

Формы  обучения воспитанников:

- Познавательные занятия;

- Экскурсии и прогулки на природу;

- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке;

- Дидактические, подвижные, сюжетно ролевые игры;

- Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

- Просмотр мультфильмов, познавательных фильмов;

- Театральная деятельность;

- Изготовление поделок, подарков, сувениров, дидактических игр;

- Организация акций, выставок, создание фотоальбомов совместно с

родителями;

- Организация шефской помощи детям младшей группы.

Программа предполагает тесное сотрудничество в реализации календарного плана  с семьями воспитанников и  педагогами детского сада.

9. Количество детей обучающихся по программе – 41 ребенок посещающие две подготовительные группы детского сада.

Участниками образовательного процесса являются дети от 6 до 8 лет подготовительной группы.

Возрастные критерии: Ребёнок 6 – 8 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи в зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. У дошкольника формируется система первичной гендерной идентичности. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором главное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30 минут вместе со взрослыми. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приёмы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). В этом возрасте у ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значения слов, многозначные слова. Круг чтения дошкольника 6 - 8 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно «чтение с продолжением». Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.

В Программе учитываются индивидуальные потребности воспитанников, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности детей. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Основной формой организации деятельности детей являются занятия, продолжительностью до 30 минут с детьми 6 - 8 лет.

Занятия проводятся 1 раза в неделю с октября по май из расчёта 31 занятие в год и организация досуговой деятельности.

В соответствии с учебным планом сформированы две группы детей данного возраста, посещающие детский сад, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители.

Занятия проводятся, как по группам, так и индивидуально с ребенком.

Формы организации педагогической работы с родителями:

-

-

-

-

-

Родительское собрания, консультации, оформление информационного стенда, папка передвижка, выставки, анкетирование;

Открытые детские мероприятия для родителей;

Открытые занятия  с детьми для родителей;

Привлечение родителей к организации мероприятий;

Привлечение родителей к общественно-полезной деятельности на территории детского сада.

Программа предполагает тесное сотрудничество в реализации календарного плана  с семьями воспитанников и  педагогами детского сада.

Совместная деятельность родителей и детей

Работая с детьми, неизбежно сотрудничаешь с родителями. У родителей появится желание общаться с педагогами, участвуют  в жизни группы и детского сада.

- Совместно с родителями в течение года по выходным дням организуются прогулки в парк и по городу. Темы прогулок: «Накорми белок и птиц», «Не бросай фантики на асфальт, сделай город чище», «Накормите птиц».

- Осенью родители вместе с детьми собирают семена однолетних цветов. Май, июнь с родителями трудовая акция  «Посади цветок на клумбу на участке».

- Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников: «Давай дружить», «Да здравствуют дети на всей планете!», «День семьи, любви и верности». Изготавливают атрибуты и костюмы к сказкам «Репка» и «Колобок».

- Собирают фотографии и иллюстрации к фотоальбомам: «Фотографии друзей», «Наши эмоции», «Подари лучик добра».

- Родители принимают участие в оформлении «Дерева добра» с высказыванием детей о доброте, выставки детского рисунка «Страна доброты».

Результативность освоения программы выявляется путем диагностического исследования, которое проводится 2 раза в год – в ноябре и в мае.

За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, добросердечности, отзывчивости и состраданию.

Календарный план

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

октябрь

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование  «Гирлянда добрых сердец»

Чтение «Добрые слова»

Д/И «Хорошо – плохо»

М/Ф «Волшебное слово»

Неделя «Друг – ценный клад»

Лепка «Подари улыбку бабушке»

Ситуативный разговор: «Бабушкины годы»

Д/И «По дорогам сказок»

П/И «Шарики через канат»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация из сухих листьев

Беседа «Растения живые существа»

Труд - сбор семян для посадки весной

М/Ф «Сказка старого дуба»

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Раскраска для малыша»

Праздник и подготовка к празднику «Давай дружить»

П/И «Найди свою пару и обнимись»

С/Р игра «Дочки матери»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

ноябрь

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование «Я рисую своего друга»

Чтение «Богатырская застава», «Добрыня Никитич. Алеша Попович»

П/И «Не намочи ноги»

М/Ф «Князь Владимир»

Неделя «Друг – ценный клад»

Лепка «Два весёлых гуся»

Чтение «Цветик-семицветик»

Д/И «Назови друзей»

С/Р игра «Спасатели»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация «Моя страна»

Чтение «Птичья столовая»

Д/У «Лесные песни»

М/Ф «Сказка о белой льдине»

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Цветок добра» (оригами)

Д/И «Фотографии друзей»

Акция «Помоги малышам собрать игрушки на участке»

П/И «Кот и мыши»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

декабрь

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование «Перелетные птицы»

Беседа «Добрые слова улучшают настроение»

Д/И «Хорошо - плохо»

М/Ф «Уроки тетушки Совы»

Неделя «Друг – ценный клад»

Лепка «Подарок другу»

Беседа «Почему нужно уметь уступать»

Д/И «Оцени поступок»

П/И «Доберись до предмета»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация «Добрая улыбка украшает»

Беседа «Как люди помогают лесным обитателям»

Труд «Уход за комнатными растениями»

М/Ф «На лесной тропе»

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Украшение на елку для малышей»

С/Р «Семья»

Акция «Эта книжка заболела»

П/И «Лови и бросай»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

январь

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование «Дерево с синими листьями»

Рассказ «Рождество Христово»

П/И «Лови и бросай»

М/Ф «Лу – Рождественская история»

Неделя «Друг – ценный клад»

Пластилинография  «Береги лес от пожара»

Чтение «Как светлячок друга искал», «Два товарища»

Викторина «Мы живем вРоссии»

М/Ф «Крепыш»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация «Зимняя открытка»

Чтение «Сила дождя и дружбы»

Д/И «Правила поведения в лесу»

П/И «Звери на болоте»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

февраль

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование «Мой папа самый лучший»

Беседа «Добрый человек не оставит в беде»

Д/И  «Передай доброе слово» 

М/Ф «Что такое хорошо и что такое плохо»

Неделя «Друг – ценный клад»

Лепка «Добрый волшебник»

Чтение «Богатыри земли Русской», «Илья Муромец»

С/Р игра «Моряки»

М/Ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация «Книжника для малышей»

Беседа «Бережное отношение  к природе по рассказу « Почему плачет синичка»

Труд «Рыхление земли в цветах»

М/Ф «Да здравствует природа»

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Зимний лес»

Работа над сказкой и показ сказки «Репка»

Д/И  «Собери картинку «Добрый поступок»

Труд «Помощь малышам одеться на прогулку»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

март

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование «Какого цвета доброта»

Чтение «Ежели вы вежливы»

Д/И «Оцени ситуацию «Правила безопасного поведения»

Словесная игра: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Неделя «Друг – ценный клад»

Лепка «Настольный театр Теремок»

Чтение «Князь Роман»

 Д/И «По дорогам сказок»

М/Ф «Самый большой друг»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация «Блинчики с начинкой»

Чтение «Этот праздник Масленица»

П/И «Сковорода»

М/Ф «Ишь ты, Масленица!»

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Игрушка малышу»

С/Р игра «Дочки матери»

П/И «Пчелки и комарики»

Труд  «Ремонт коробок для игр»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

апрель

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Аппликация «Солнце улыбается» (фетр)

Беседа «Мои хорошие поступки»

Чтение  «Золушка», «Красная шапочка»

Д/И «Найдем волшебные слова»

Неделя «Друг – ценный клад»

Пластилинография «Пасхальные яйца»

Беседа «Как помочь другому человеку»

П/И «Кто быстрее соберет яйца»

М/Ф «Иисус воскрес»

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Рисование «Экологические знаки»

Д/И «Узнай, чей хвост по описанию»

Интервью с детьми: «Что такое доброта»

М/Ф «Сказка о белой льдине»

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Цветик семицветик»

Д/И «Маленький круг — большой круг»

П/И «Лови и бросай»

Труд «Стирка кукольной одежды»

Образовательная деятельность

Досуговая деятельность

май

Неделя «Добрые поступки, волшебные слова»

Рисование «Гирлянда добрых слов»

Чтение «Два жадных медвежонка»

Оформление выставки детского рисунка «Страна доброты».

М/Ф «Голубой слоненок»

Неделя «Друг – ценный клад»

Лепка «Два друга»

Чтение «Подружки»

Д/И «Я хочу с тобой подружиться»

Создание фотоальбомов: «Наши эмоции», «Подари лучик добра».

Неделя «Береги природу дар бесценный»

Аппликация «Цветное лото для малышей 1 занятие»

Беседа «Первые цветы на участке»

Труд  «Посадка семян цветов»

М/Ф КОАПП

Неделя «Добрых дел для малышей»

Ручной труд «Цветное лото для малышей 2 занятие»

Работа над сказкой и показ сказки «Колобок»

Д/И  «Собери картинку «Добрый поступок»

Оформление «Дерева добра» с высказыванием детей о доброте.

Лето (досуговая деятельность)

Труд «Посадка семян цветов для клумбы на участке»

Рисование «Русская береза»

Беседа «День русской березы», «День семьи, любви и верности», «День Семьи, Любви и Верности»

Аппликация «Открытка «Ромашка»

Праздник «Да здравствуют дети на всей планете!»

Праздник «День семьи, любви и верности»

Просмотр мультфильма «Шишкин лес: проделки Коксика», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Необыкновенное путешествие Серафимы», «Сказ о Петре и Февронии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности « Веселая логоритмика»

        Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Лео...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Веселые нотки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно – эстетической направленности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкально – эстетической направленности «Веселый оркестр»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программамузыкально – эстетической  направленности«Веселый оркестр»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Веселые пластилинки»

Направленность программы Направленность программы художественно – эстетичское. Данная программа направлена на создание эффективной системы  выявления  и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....