Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкально – эстетической направленности «Веселый оркестр»
рабочая программа по музыке
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
музыкально – эстетической направленности
«Веселый оркестр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Вязьмы Смоленской области
Принята Утверждена
на заседании педагогического совета Приказ №97/ОД от 31.08.2020г.
Протокол № 1 от 31.08. 2020г. Заведующий____С.А. Зеленкова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
музыкально – эстетической направленности
«Веселый оркестр»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Винокурова Людмила Павловна,
музыкальный руководитель
г. Вязьма
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность дополнительной образовательной программы
- Новизна и основные отличия
- Актуальность программы
- Педагогическая целесообразность программы
- Цели и задачи программы
- Отличительные особенности образовательной программы
- Возраст детей
- Сроки реализации
- Формы занятий
- Режим занятий
- Ожидаемые результаты освоения программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план (УТП)
- Содержание учебного (тематического) плана
- ФОРМЫ АТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
4.2. Список литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Веселый оркестр» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеет музыкально-эстетическую направленность и является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, реализуется за рамками ООП ДО МБДОУ д/с №7.
При разработке Программы учитывались все необходимые нормативно - правовые документы.
Нормативно – правовые основания разработки дополнительных общеобразовательных программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- СанПиН 2.4.3648-20 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 28.09.2020года.
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Устав МБДОУ д/с № 7 г. Вязьмы Смоленской обл. Утвержден постановлением Администрации МО «Вяземский район» Смоленской обл. от 05.10.2015г. № 1833.
- Новизна и основные отличия программы
Коллективное элементарное музицирование для детей старшего дошкольного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной дополни-тельного образования и одной из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера таких занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и навыков на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Знакомство с выдающимися образцами мировой музыкальной классики формирует музыкальный кругозор дошкольников. Программа «Весёлый оркестр» ориентирована на особенности процесса образования в МБДОУ, а также на наличие инструментов, специально созданных для детского музыкального творчества (различные по размеру и высоте звучания натуральные и хроматические ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты).
Новизной и отличительной особенностью данной Программы является:
Программа представляет собой качественно разработанный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству (игре на детских музыкальных инструментах) доступными дошкольнику средствами и к музыкальному творчеству.
Программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий кружка-оркестра с дошкольниками. Она является авторской и по содержанию, и по методике, учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании на детских музыкальных инструментах.
В программе справедливо определяются как приоритетные и реализуются задачи обогащения детей музыкальными впечатлениями, развития воображения и чувства ритма, раскрепощение в общении, развития творческой активности и желания музицировать на детских музыкальных инструментах.
Развитие чувства ритма проходит в игровой форме и настолько эффективно, что к концу учебного года дети 5-6 лет способны чувствовать, понимать ритм и передавать его в движении и в игре на музыкальных инструментах.
- Актуальность программы
Состоит в том, что программа ориентирована на приобщение ребенка к миру музыкального искусства с учетом специфики дошкольного возраста, и включает в себя:
- Личностно ориентированный подход к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям.
- Учет индивидуальных способностей детей в ходе музыкальных занятий кружка.
- Системный подход в организации занятий кружка-оркестра с детьми.
Направлена на обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.
В условиях невероятной насыщенности музыкально-звукового пространства ребенок, играя на музыкальных инструментах, открывает для себя мир звуков. В программе заложены основные принципы в работе с детьми:
- Создание непринужденной и творческой обстановки.
- Целостный подход в решение педагогических задач.
- Принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач.
- Принцип положительной оценки, что является зоологом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста.
- Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной программы для детей старшего дошкольного возраста обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Доступность ДМИ, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
- создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.
Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.
Задачи программы:
- тренировать метро-ритмичное чувство.
- способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
- создавать условия для творческих проявления детей.
- приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- развивать коммуникативные способности.
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности, в частности в игре на детских музыкальных инструментах.
- побуждать детей импровизировать на музыкальных инструментах, подбирая свой ритм и мелодии под аккомпанемент музыкального руководителя.
- к концу учебного года овладеть практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах: ложках, кастаньетах, маракасе, треугольнике, бубнах, металлофоне.
- Отличительные особенности образовательной программы
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей учащегося
- Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 6 лет.
- Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Структура учебного года:
Организационные занятия начинаются с 1 сентября.
С 1 сентября по 30 декабря – учебный период.
С 20 октября по 24 октября – промежуточный мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
С 31 декабря по 12 января – новогодние каникулы.
С 13 января по 30 мая – учебный период.
С 21 – 25 апреля - мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
С 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период в каникулярном режиме.
- Формы занятий
Условия реализации: занятия проводятся в помещении музыкального зала, которое полностью соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям для занятий с детьми.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются все общепринятые методы обучения, способствующие формированию живого интереса к музыке:
- Словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, описание и др.
- Наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание объектов, просмотр фильмов и др.
- Практические: игры, упражнения, самостоятельные задания, практические работы.
Основными типами занятий по программе «Веселый оркестр» являются:
- Теоретический
- Практический
- Контрольный
В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:
- Показательные выступления.
- Режим занятий
Программа предполагает:
- занятия группой (15 человек)
- один раз в неделю во вторую половину дня (3-4 занятия в месяц). Исключив дни новогодних каникул и календарные праздники, приняв во внимание режим работы дошкольного учреждения,
- длительность занятия 30 минут
- количество занятий в год – 36
- Ожидаемые результаты освоения программы
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогом по проблемам развития ребенка;
- принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- проявляют интерес к результатам достижений ребенка.
Форма проведения итогов реализации программы
- выступление на праздниках и развлечениях, открытых мероприятиях, семинарах, мастер-классах на уровне ДОУ;
- выступление перед родителями на собраниях.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы:
Основные виды детской деятельности:
- игровая (игровые ситуации, подвижные и дидактические игры, игровые ритмические упражнения);
- продуктивная (изготовление шумовых инструментов, как продукт детского творчества);
- коммуникативная (беседа о музыкальных инструментах, композиторах и т.п.);
- познавательно-исследовательская (экспериментирование со звуком, просмотр мультимедии);
- музыкальная (слушание музыки, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры); -
- восприятие художественной литературы (ритмодекламация стихотворений)
Занятия имеют следующую структуру:
Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
- Учебно-тематический план (УТП)
№ п/п | Наименование раздела, тема | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Первичное диагностическое обследование | 2 | 0 | 2 | |
2 | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | |
3 | Обучающие занятия | 10 | 2 | 8 | |
4 | Комбинированные занятия | 16 | 0 | 16 | Выступление на праздниках в детском саду. |
5 | Итоговые занятия | 3 | 0 | 3 | Выступление на праздниках в детском саду, перед родителями на собраниях. |
6 | Итоговое диагностическое обследование | 2 | 0 | 2 | |
7 | Итого | 36 | 4 | 32 |
Календарный учебный план
Месяцы | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
Сроки проведения первичного обследования | + | ||||||||
Сроки проведения вводных занятий | + | ||||||||
Сроки проведения: обучающих и комбинированных занятий | + | + | + | + | + | + | + | ||
Сроки итогового обследования | + |
Содержание разделов программы:
Программа состоит из пяти основных разделов:
Знакомство с музыкальными инструментами. (предполагает наличие музыкальных инструментов)
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов.
Моделирование элементов музыкального языка. (предполагает наличие дидактических пособий)
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: динамика: форте, пиано, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.
Музыкально-ритмические игры и упражнения. (предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «звучащие жесты», использовать ритмодекламацию.
Игра в оркестре (ансамбле). (предполагает наличие детских музыкальных инструментов)
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, бубенцах, деревянных ложках, маракасах, треугольнике, трещотках. Овладевать игрой на мелодических инструментах: металлофоне, ксилофоне, на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности. Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
Музыкально-игровое творчество. (предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)
Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.
- Содержание учебного (тематического) плана
Тема занятий | Задачи | Музыкальный материал |
Сентябрь: «Деревянные истории» | Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием. Развивать фантазию, творчество и воображение. | Играем: «Рондо с палочками» муз. С. Слонимского Фантазируем: «Деревянные разговоры» «Деревянные танцы» «Камаринская» Чайковского «Марш» муз. Шульгина «Полька» муз.Александрова «Вальс» муз. Майкапара Озвучиваем стихи: «Игрушки» Степанова «Прыг-скок» В. Данько Играем в оркестре: «Лошадка» муз.Давыдовой «Вальс» муз.Майкапара |
Октябрь «Осенний калейдоскоп»
| Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха. Развивать слуховое воображение Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. | Озвучиваем стихи: «Разговор листьев» Берестова «Осеннее утром» Ходырева Фантазируем: «Осеннее настроение» муз. Васильева «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе Играем в оркестре: «Дождик» р.н.п. |
Ноябрь «Бумажный карнавал»
| Познакомить детей С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими. Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. | Озвучиваем стихи: «В тишине» Суслова «Шорох к шелесту спешит» Мошковской Играем и поем: «Много разных звуков» муз.Боровик «Мы веселые мышата» детская песенка. Играм в оркестре: «Шуточка» муз.Селиванова Играем с инструментами: «Бумажное шествие» под музыку торжественного марша «Танец бумажных бабочек» под музыку китайского танца |
Декабрь «Снежная сказка»
| Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы Развивать способность к образным и свободным импровизациям. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
| Поем и танцуем: «Снежная сказка»муз.Лемит Озвучиваем стихи: «Снежинки» Липецкого «Снег, снег» Токмаковой Фантазируем: «Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре: «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского |
Январь «Стеклянное королевство» | Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Озвучиваем стихи: «Хрустальный колокольчик» Данько «Хрустальные спицы» Николаенко Играем: «Чайничек с крышечкой» русский фольклор «Чайная полька» Фантазируем: «Аквариум» Т.Коти Играем в оркестре: «Вальс – шутка» муз.Шостаковича |
Февраль «Металлическая фантазия»
| Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы. | Озвучиваем стихи: «Веселый старичок» Хармса Фантазируем: «Дракон» Берестова «Туча» Токмаковой Играем и поем: «Колокольцы» р.н.п. Играем в оркестре: «Тамбурин» муз.Рамо «Шарманка» муз.Шостаковича |
Март «Солнечная капель» | Развивать способность детей слышать «музыку природы» Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки. Развивать слуховое воображение. | Озвучиваем стихи и сказки: «Сосулька-свистулька» Степанова «Волшебная снежинка» Хмельницкого «Весенняя телеграмма» Суслова Фантазируем: «Солнышко» р.н.п. «Голоса птиц» польская песенка Танцуем: «Бал ароматов весны» муз.Чайковского «Фея Сирени». Играем в оркестре: |
Апрель «Дождик бегает по крыше»
| Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа. Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции. | Озвучиваем стихи: «Водяная сабелька» Токмаковой «Две тучки» Белозерова Играем и поем: «Дождик» муз.Поляновой «Капельки» муз.Дубравина Фантазируем: «Деревья на ветру» «Танец молнии» Играем в оркестре
|
Май «С утра до вечера»
| Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом. Развивать способность к импровизации
Диагностика
| Озвучиваем стихи: «Рассвет» Данько «Утренняя сказка» Данько «Утренние звуки» Э.Фарджен Играем: «Зарядка» Данько Фантазируем: «Жук» М.Веховой Играем и поем: «Кукушка и сова» немецкая нар.песня «Ария лягушек» Играем в оркестре: «Кукушкин вальс» Ч.Остен «Вальс петушков» И. Стрибогг Озвучиваем стихи: Бунин «Звезды» Дж. Ривз «Лунные феи» Играем и поем: «Лунный кораблик» «Горят цветные огоньки |
- ФОРМЫ АТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг усвоения программного материала.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Объект мониторинга:
Личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы «Веселый оркестр».
Методы мониторинга:
- Наблюдение за поведением ребенка в разных видах деятельности;
- Анкетирование родителей;
- Продукты детской деятельности.
Способы фиксации данных обследования:
- Протоколы наблюдений;
- Данные тестирования.
Способы обработки результатов
- Обобщение результатов в таблицы;
- Качественный анализ данных обследования.
Основной формой подведения итогов реализации программы являются:
• Отчетные выступление на праздниках в детском саду;
• Отчетные выступление перед родителями на собраниях.
Диагностические методики:
Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Знает названия инструментов: бубен, барабан, колокольчик, бубенцы, деревянные ложки, маракасы, треугольник, кастаньеты, трещотки. Способы звукоизвлечения. | Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения. Затрудняется в названии. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Знает названия инструментов русского народного оркестра: домра, балалайка, гусли, трещотка, баян, аккордеон, дудочка. Способы звукоизвлечения. | Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения. Затрудняется в названии. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Моделирование элементов музыкального языка»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1. Музыкально-слуховые представления: высокие и низкие звуки, динамические оттенки (тихо-громко), сильная доля, темп, пауза, двух и трёх дольный размер, мажор и минор. | Различает звуки по высоте, динамику, двух и трёх дольный размер, слышит сильную долю, паузы. Затрудняется различать Не различает. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Определяет: долгие и короткие звуки. Прохлопывает метроритм. | Определяет долгие и короткие звуки. Прохлопывает (простукивает) их. Определяет длительности, но затрудняется прохлопывать ритмично. Определяет, но не прохлопывает | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Выполняет простейший ритмический рисунок четвертями с помощью хлопков и ритмодекламации. | Верно передает хлопками ритмический рисунок, четко декламирует одновременно с хлопками. Затрудняется одновременно ритмодекламировать и прохлопывать. Затрудняется самостоятельно в ритмической передаче и ритмодекламации. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Воспроизводит на знакомых инструментах ритм простых потешек и стишков. | Верно передает ритм потешек и стишков. Передает ритм с помощью педагога. Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
3. Отгадывает звучание музыкального инструмента и может повторить ритмический рисунок. | Верно отгадывает звучание музыкального инструмента и передает ритм. Передает ритм с помощью педагога. Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1. Играет на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне. | Владеет игрой на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне. Играет только на одном музыкальном инструменте. Играет только на шумовых инструментах. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Начинает и заканчивает игру вместе. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает дирижерский жест. | Верно начинает и заканчивает игру. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает жест дирижёра. Начинает и заканчивает игру, соблюдает темпо-ритм и динамику с помощью педагога. Затрудняется играть слаженно в оркестре (ансамбле). Не всегда понимает жест дирижёра. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Музыкально-игровое творчество»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1. Передает на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок своего имени, имени друга. | Самостоятельно передает ритмический рисунок своего имени, друга. Передает с помощью педагога. Затрудняется в передаче. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Подыгрывает музыкальному сопровождению. | Свободно подыгрывает музыкальному сопровождению. Подыгрывает с помощью педагога. Затрудняется подыгрывать. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
3. Играет с дирижёром. | Понимает жест дирижёра. Играет с дирижером. Может выступать в роли дирижёра. Понимает жест дирижера, но теряется при игре. Не понимает жест дирижера. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
4. Звукоподражает голосам животных и птиц. Импровизирует на шумовых инструментах, металлофоне движения различных животных. | Свободно звукоподражает, импровизирует. Импровизирует частично. Импровизирует с помощью педагога. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
5. Придумывает свой ритмический рисунок, проигрывая на инструментах. | Самостоятельно придумывает свой ритмический рисунок, ритмично передает его при игре на металлофоне, и других музыкальных инструментах. Придумывает ритмический рисунок, но передает его не на всех инструментах. Затрудняется в сочинении ритма. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Карта диагностического обследования
Фамилия, имя | Знакомство с музыкальными инструментами инструментами | Моделирование элементов музыкального языка | Музыкально-ритмические игры и упражнения | Игра в оркестре (ансамбле ) | Музыкально-игровое творчество | |||||
ребенка | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Материально-техническое обеспечение программы
- Музыкальный зал
- Фотографии и иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов
- Музыкальный центр
- CD и аудио материал
- Видеофильмы с записью игры на инструментах
- Предметы с деревянным, металлическим, стеклянным, пластмассовыми звуками
- Портреты композиторов
- Детские музыкальные инструменты:
- бубны,
- ксилофоны 12 тонов,
- металлофоны 12 тонов,
- трещетки,
- маракасы,
- барабаны,
- треугольники,
- бубенчики,
- колокольчики,
- колокольчики диатонические,
- деревянные ложки;
- Список литературы
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
- Т.С. Комаровой, Н.Ф. Васильевой.
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997
- Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986.
- Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып 1
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.
- Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М., 1989.
- Ветлугина Н. Оркестр в детском саду. – М., 1976.
- Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.
- Метлов Н. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.
- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
- Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-470788-1424001846.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Веселая ступенька» (средствами степ-аэробики) (для детей 6-7 лет)
Программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-633587-1431618481.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»
Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963714-1508852605.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»
Познавательно – речевая, развивающая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/16/picture-1337790-1623827519.jpg)
Конспект музыкального занятия "Веселый оркестр" для средней группы.
Конспект музыкального занятия "Веселый оркестр" для средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-790829-1470572813.jpg)
Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"
Адаптированная дополнительная образовательная программа по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста "Веселый оркестр"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/01/picture-1415562-1659356348.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми младшего возраста в соответствии с ФГОС.Новизна и оригинальность программы заключается в представле...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-832457-1490610141.jpg)
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая радуга".
Рабочая дополнительная программа по рисованию для детей 4-7 лет....