Консультация с элементами практики "Виды детского мышления и способы развития"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Виды детского мышления и способы его развития.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

         Начало обучения детей дошкольного возраста и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Так, при правильном подходе к ребенку в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, зачатки логического мышления, умение оперировать мыслительными операциями, речь и творческое воображение.

       В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.

       Дети часто рассуждают, задают много вопросов. Вопросы детей отражают их интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоения знаний. Эту особенность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка.

         Давайте рассмотрим из чего же складывается логическое мышление.

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению:

  • сравнение,
  • анализ,
  • синтез,
  • обобщение,
  • классификация.

 

Сравнение

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

 

Анализ

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

 

Синтез

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

 

Обобщение

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.

 

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

 

         Перейдем к видам мышления:

 

Наглядно – действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

 

Наглядно – образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. В ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

 

Творческое

Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания взрослых зависит появление в нём творческого начала.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.

 

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

 

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

 

         Рассмотрев из чего складывается мышление и его виды. Давайте перейдем к практической части. Предлагаю игры на развитие мышления.

 

«Найди лишнее».

Найдите среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение).

 

Килограмм, час, секунда.

Тетрадь, стакан, ложка.

Кастрюля, рюкзак, сумка.

 

«Ищи пару».

 (Тренируем анализ, сравнение)

 

Используется детское лото с парами похожих карточек. Ведущий берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

 

«Один признак на всех»

(Развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

 

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

 

         Обратите внимание на презентацию.

        

         Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_detskogo_myshleniya_i_ego_razvitiya_noyabr_2021g.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ     ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ

   «Детский    сад    № 8 «Золотая рыбка»  

 общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Консультация с элементами практики.

«Виды детского мышления и способы

его развития».

Разработала:

Чернова Ю.А,

 педагог – психолог.

г.Стрежевой 2021г.

Виды детского мышления и способы его развития.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

         Начало обучения детей дошкольного возраста и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Так, при правильном подходе к ребенку в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, зачатки логического мышления, умение оперировать мыслительными операциями, речь и творческое воображение.

       В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту.

       Дети часто рассуждают, задают много вопросов. Вопросы детей отражают их интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоения знаний. Эту особенность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка.

        Давайте рассмотрим из чего же складывается логическое мышление.

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению:

  • сравнение,
  • анализ,
  • синтез,
  • обобщение,
  • классификация.

Сравнение

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

Анализ

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

Синтез

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

Обобщение

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

        Перейдем к видам мышления:

Наглядно – действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Наглядно – образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. В ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Творческое

Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания взрослых зависит появление в нём творческого начала.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

        Рассмотрев из чего складывается мышление и его виды. Давайте перейдем к практической части. Предлагаю игры на развитие мышления.

«Найди лишнее».

Найдите среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение).

Килограмм, час, секунда.

Тетрадь, стакан, ложка.

Кастрюля, рюкзак, сумка.

«Ищи пару».

 (Тренируем анализ, сравнение)

Используется детское лото с парами похожих карточек. Ведущий берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

«Один признак на всех»

(Развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

        Обратите внимание на презентацию.

        

        Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий гражда...

Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников

С введением ФГОС ДО экспериментальная деятельность получила новый толчок в своем развитии. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности  обогащается память ребенка, активизируются е...

Технология ТРИЗ в детском саду как способ развития речи, творческого воображения, гибкости и подвижности мышления.

в статье даётся пояснение об использовании технологии ТРИЗ в работе с детьми....

Метод моделирования элементов музыкального языка как эффективный способ развития музыкальных способностей дошкольников

Материал даёт представление о методе моделирования музыкального языка как об эффективности способе развития музыкальных способностей....

Консультация для воспитателей на тему: «Сказка как способ развития мышления дошкольника ».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22480387","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей в детском саду. Игры для развития речи и мышления детей.

Консультация для родителей в детском саду. Игры для развития речи и мышления детей. Консультация для родителей в МДОУ на тему "Игры для развития речи и мышления дошкольников". Довольно часто...

Консультация для родителей "Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"

quot;Ребусы и филворды – увлекательный способ развития мышления"...