Применение метода песочной терапии в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.
учебно-методический материал (младшая группа)

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов. 

Психокоррекционные занятия с детьми раннего возраста должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций. 

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка. 
Коррекционная работа педагога предотвращает интеллектуальные и эмоциональные отклонения в развитии детей в процессе специальных занятий. 

В последнее время все чаще стали применяться методы работы с неструктурированным материалом, например, песочная терапия. Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди дефектологов, педагогов и воспитателей. Она включает различные способы игры на песке. 

Песок – это прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Сухой песок очень приятен на ощупь, песок 
служит прекрасной основой для различных фигурок, которые можно передвинуть или заменить. При этом можно использовать разнообразные игрушки, имеющие символический смысл. Фигурки можно закапывать в песок, можно передвигать их по кругу, создавая разнообразные игровые ситуации. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт.При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка. 

Но мне бы хотелось поделиться опытом о методике и организации занятий с детьми раннего возраста в условиях Специализированного Дома ребёнка, а именно о традиционных педагогических занятиях, но перенесенных на песок. 

Ребенок данного возраста часто словами не может выразить свои переживания, и ему на помощь могут подойти игры с 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_metoda_pesochnoy_terapii.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников имеют большое значение в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей.

В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе художественной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза,

сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

О широком значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Б. Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США, К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

1. Применение метода песочной терапии в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов. 

Психокоррекционные занятия с детьми раннего возраста должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций. 

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка. 
Коррекционная работа педагога предотвращает интеллектуальные и эмоциональные отклонения в развитии детей в процессе специальных занятий. 

В последнее время все чаще стали применяться методы работы с неструктурированным материалом, например, песочная терапия. Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди дефектологов, педагогов и воспитателей. Она включает различные способы игры на песке. 

Песок – это прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Сухой песок очень приятен на ощупь, песок 
служит прекрасной основой для различных фигурок, которые можно передвинуть или заменить. При этом можно использовать разнообразные игрушки, имеющие символический смысл. Фигурки можно закапывать в песок, можно передвигать их по кругу, создавая разнообразные игровые ситуации. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт.При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка. 

Но мне бы хотелось поделиться опытом о методике и организации занятий с детьми раннего возраста в условиях Специализированного Дома ребёнка, а именно о традиционных педагогических занятиях, но перенесенных на песок. 

Ребенок данного возраста часто словами не может выразить свои переживания, и ему на помощь могут подойти игры с 
песком. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка), развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Список литературы:

1.  О.Ю.Епанченцева  «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» М, 2014г.

2.  Войнова Алёна «Песочное рисование» СПб,2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста"

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников,...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста

Арт – терапия:-  помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру;- помогает легче прожить период адаптации – снимает негативные стрессовые состояния – г...

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста».

              Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занят...

Практические рекомендации родителям по применению методов арт – терапии в работе с детьми раннего возраста.

Арт – терапия помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, закрепляя доверие к миру....