Инновационный метод - песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Платонова Юлия Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Платонова Юлия Владимировна, педагог-психолог

                                                                                                                                                                                                                                                                                  МАДОУ «Детский сад №75» г. Чебоксары

 

 

 

Среди различных психологических проблем, с которыми приходиться сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему работы с детьми с повышенным уровнем тревожности. Эта проблема волнует и педагогов, и родителей, а ее актуальность подтверждается большим количеством детей.

Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе [1]. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они проявляют постоянное беспокойство, не могут сконцентрироваться на чем-либо, капризны, быстро утомляются, с трудом переключаются на новый вид занятий.

В ходе диагностических исследований, а также обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, возникает необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

В работе с детьми в нашем детском саду используем инновационные разработки - кинетический песок, в целях профилактики и коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости.

Кинетический песок – чудо современных технологий! Представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.

Игры с кинетическим песком - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка [2]. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снижают уровень тревожности, что позволяет создать ребёнку обстановку внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.

Вот уже второй год с детьми старшего дошкольного возраста нами используется в работе кинетический песок. Занятия, проводимые с использованием песка, способствуют развитию самосознания ребенка, его спонтанной «самотерапии», созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии) [3].

Много игр и упражнений для занятий нами взято из книг: Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия; Большебратская Э.Э. Песочная терапия; Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту; Дошкольный психолог №2 (7).

В условиях практически любого детского сада психологу можно взять на себя организацию игр с кинетическим песком, как для тревожных, так и для агрессивных и гиперактивных детей.

Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снижению эмоционального напряжения у детей, повышению уверенности, развитию навыков сотрудничества, что благотворно сказывается на эмоциональном самочувствии детей в течение дня в группе детского сада.

Литература:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.

2. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_metod-pesochnaya_terapiya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный метод - песочная терапия в работе

с детьми дошкольного возраста

Среди различных психологических проблем, с которыми приходиться сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему работы с детьми с повышенным уровнем тревожности. Эта проблема волнует и педагогов, и родителей, а ее актуальность подтверждается большим количеством детей.

Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе [1]. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они проявляют постоянное беспокойство, не могут сконцентрироваться на чем-либо, капризны, быстро утомляются, с трудом переключаются на новый вид занятий.

В ходе диагностических исследований, а также обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, возникает необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.

В работе с детьми в нашем детском саду используем инновационные разработки - кинетический песок, в целях профилактики и коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости.

Кинетический песок – чудо современных технологий! Представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.

Игры с кинетическим песком - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка [2]. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снижают уровень тревожности, что позволяет создать ребёнку обстановку внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.

Вот уже второй год с детьми старшего дошкольного возраста нами используется в работе кинетический песок. Занятия, проводимые с использованием песка, способствуют развитию самосознания ребенка, его спонтанной «самотерапии», созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии) [3].

Много игр и упражнений для занятий нами взято из книг: Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия; Большебратская Э.Э. Песочная терапия; Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту; Дошкольный психолог №2 (7).

В условиях практически любого детского сада психологу можно взять на себя организацию игр с кинетическим песком, как для тревожных, так и для агрессивных и гиперактивных детей.

Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют

снижению эмоционального напряжения у детей, повышению уверенности, развитию навыков сотрудничества, что благотворно сказывается на эмоциональном самочувствии детей в течение дня в группе детского сада.

Литература:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.

2. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный метод-песочная терапия в работе с детьми ОВЗ к контексте ФГОС ДО

Описание инновационного метода песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС ДО и практике...

Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....

Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...

Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дети с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В своей практике я работаю не только над  звукопроизношением, но и над более глубокими нарушениями. У детей  логопатов часто встречают...

Применение метода песочной терапии в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от дру...