Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
статья на тему

Леонова Оксана Викторовна

В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ     ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

                Воспитатель МБДОУ№84 г. Орел

                        Леонова  О.В.

Со вступления в силу нового  закона «Об образовании РФ», для  всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования.

Каждое ДОУ самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования.

Наличие развивающей предметно-пространственной среды является одним из требований к реализации основной общеобразовательной программы. Организация образовательного пространства и разнообразных  материалов, оборудования и  инвентаря должна обеспечивать: игровую, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными материалами (в  том числе песком и водой).

Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта - охрана  и укрепления физического и психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проблему эмоционального здоровья и благополучия затрагивают в своих трудах ученые Л.A. Абрамян, А.И. Захаров, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина. По их мнению, современным детям в различных жизненных обстоятельствах свойственна повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, что свидетельствует о состоянии эмоционального неблагополучия.

Такие авторы, как  Е.П. Арнаутова, И.Ю. Ильина, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.А. Свердлова и др., считают, что достижение эмоционального благополучия выступает одним из ключевых моментов, являющимся основой всего отношения ребенка к миру.

В практике дошкольных учреждений сегодня применяется множество интересных терапевтических и развивающих методик, одной из которых является песочная терапия.

        Песочная терапия представляет собой одно из направлений сказкотерапии и имеет как индивидуальную, так и групповую формы.

Песочная терапия наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Метод песочной терапии описан для детей с особыми воспитательными потребностями, тогда как он может быть достаточно эффективен в практике педагогов ДОУ, не только как средство коррекции, но и как средство развития.

Игры и опыты с песком дают больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Практика показывает, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно поэтому для коррекционных, познавательных и развивающих занятий используют песок:

  • во время таких игр и занятий у ребёнка существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством; он способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

В детском саду песочная терапия используется для сенсорного развития; развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

-обучающие (облегчают процесс обучения счету,грамоте,чтению,письму)Моделирование  игр-сказок на  песке (после прослушивания детьми сказки, взрослый предлагает построить в песочнице «сказочную страну» и заселить ее сказочными персонажами). Детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям за помощью. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом: восстанавливают мир.

Игры  на развитие тактильно - кинестической  чувствительности  и  мелкой  моторики рук: «чувствительные ладошки», «отпечатки рук», «необыкновенные следы», «секреты сухого и влажного песка», рисование узоров на песке ладонями и пальцами, выкладывание фигур и узоров камушками, бусинками, пуговицами и т.д.; игры и упражнения с погружением рук в песок, «песочные прятки»; игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

-познавательные (получение детьми  начальных энциклопедических знаний).

Игры на  знакомство с окружающим миром(моделирование на песке различных  сообществ: лес, поле, река, море, город, деревня, дикие и домашние  животные, транспорт и  т.д.); географические игры (моделирование в  песочнице различных климатических зон  и  жизнь  в  них),фантастические игры(имитация на песке жизни на других  планетах, использование роботов, трансформеров, получение информации о космических телах, кораблях, исследованиях); исторические  игры, игры-экскурсии.

- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).Проективные игры делятся на индивидуальные и  групповые. Создавая «Сказочную страну» на песке, ребенок самостоятельно работает над своей  проблемой, проговаривает «с самим собой».Групповые игры направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать.

Использование песочной терапии в работе с детьми дает положительные результаты: дети чувствуют себя увереннее, занятия проходят более разнообразно и весело, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, снимается напряжение и купируются страхи, развивается моторика и, как следствие, речь, облегчается процесс адаптации.

Список литературы

  1. Абрамян, Л.А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности / Л.А. Абрамян // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 2. Одесса, 1990. С. 2-7.
  2. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арттерапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.– URL:http://www.covenok.ru/kids/issue/130313.htm.
  3. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб.: Речь, 2010. – 340 с.
  4. Кошелева A. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: Академия, 2003. -176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...

Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дети с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В своей практике я работаю не только над  звукопроизношением, но и над более глубокими нарушениями. У детей  логопатов часто встречают...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфл...

Статья "Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...