Семинар-практикум для родителей подготовительной группы на тему "Мальчики и девочки два разных мира"
методическая разработка (подготовительная группа)

Зайцева Мария Андреевна

Семинар для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_zaytseva.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы на тему "Мальчики и девочки два разных мира"

Подготовила педагог-психолог Зайцева М.А.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах полового и гендерного воспитания мальчиков и девочек, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации дошкольников.

Вступление

Видео

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется (Варианты ответов)

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду.

Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?»Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами и ответить на вопрос «Мальчики и девочки…Почему они такие разные

Игра «Мальчики или девочки?»

Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному

Сейчас вы разделитесь на две группы, каждая получает по комплекту высказываний и плакат с изображенным ребенком. Вам нужно из высказываний выбрать те, которые подходят именно для ребенка изображенного на плакате.

- Начинают позже ходить, позже говорить (М)

- Они более подвижны. Травмы случаются в 2 раза чаще. (М)

- Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет. (Д)

- Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе (М).

- Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость к стрессам. (Д)

Стремятся к независимости. (М)

Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. (М)

Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых. (Д)

Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. (М)

Любят, чтобы ими восхищались. (Д)

Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. (М)

Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов. (Д)

Лекционная часть

Все чаще встречается понятие гендерное воспитание. Гендер - социальный пол, то есть воспитание по признаку пола. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола.

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Возникает резонный вопрос: когда начинать гендерное воспитание? Специалисты пришли к мнению, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста.

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Игра «Какие они?»

Родителей делим на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и группа родителей, имеющих оба пола детей - эксперты).

Инструкция: Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

Нежность

Ласковость

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление помочь

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми, и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек.

Лекционная часть

Уже с рождения мозг девочек и мальчиков работает неодинаково, с первых месяцев жизни восприятие и анализ информации ими различается. Девочки начинают говорить раньше, из чего следует, что и в остальном мальчики будут немного отставать т. к. речь играет важнейшую роль в развитии ребенка.

У девочек очень развито слуховое восприятие. У мальчиков же - зрительное.

В играх тоже есть различия, девочки выбирают часто уголок и имитируют домашнее хозяйство, устраивают уютные кухоньки, возятся с посудой, любят кропотливые мелочи с куклами, копируют быт, семейные отношения, их игры более словесны. Мальчики же напротивпредметны: конструкторы, всевозможные постройки…они осваивают пространство, испытывают себя ловкостью, находчивостью, стремятся находить и изучать что-то новое, ломают (и это не повод для тревоги, они просто изучают как устроена вещь\игрушка, и пробуют создавать. В играх зачастую закладываются основы нравственности (уважение, доброта, уступчивость, терпение, игры служат макетом поведения взрослой жизни.

Необходимо отметить, что для мальчиков в момент формирования гендерной устойчивости обязательны дополнительные усилия, без которых его развитие пойдёт по женскому типу;

Мальчики медленнее растут и прибавляют в весе, более сильны, но менее выносливы, чем девочки. Они больше подвержены вирусным заболеваниям. Как сказано выше мальчики более импульсивны и с удовольствием осваивают активные игры, любят авантюры, соперничество. Девочкам же напротив, легко даются занятия, где требуется усидчивость и терпение, внимательность и точность.

Воспитание-это целенаправленное формирование личности. Воспитывая своего ребенка, мальчика или девочкуродитель прежде всего должен глубоко знать малыша, его характер, все плюсы и минусы крошечной натуры, достоинства, увлечения, склонности. Только тогда родитель может плодотворно влиять на развитие ребенка.

Мальчикам для комфортного развития требуется пространство и движение, если будет мало места, они будут осваивать вертикаль (лазать, прыгать)Мальчики с трудом воспринимают смену режима дня или каких-либо планов, поэтому, если что -то меняется, предупреждайте их заранее.

В разговоре давайте четкие указания, намеков и расплывчатых фраз мальчик просто не воспримет. Если возник конфликт и малыш раздражен, помните, в этот момент объяснять вашу позицию бесполезно, либо вкладывайтесь в первые две минуты, либо отложите разговор до тех пор, пока он не успокоится. Мозг мальчика, а и уже взрослого мужчины не в состоянии выдержать поток женских нравоучений, он просто отключается. В первые 2-3 года не бойтесь сюсюкаться и изливать на него любовь, но дальше необходимо чаще привлекать к воспитанию папу или родственника, или друга мужского пола, мальчику очень важно отождествлять себя со взрослым мужчиной и копировать его поведение.

Девочки вперед начинают говорить и потому считается, что с ними проще договариваться, они могут внимательно слушать. Они стереотипны, поэтому усвоив однажды какой-либо навык, они доводят его до совершенства. Они гибки и послушны, идут на контакт и ищут одобрения взрослых, поэтому с девочками гораздо проще и спокойнее.

Девочкам нужно с пеленок вкладывать понятие женственности, красоты, нежности, она они не просто копируют стиль и поведение мамы, но зачастую стремятся повторить её судьбу.

Игра-соревнование «Назови игрушки»

Игра-соревнование для родителей: разделить в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

(по окончании игры)

Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

(вариант ответов)

ОТВЕТ: НЕТ.

Половое воспитание:

Видео "Половое воспитание в Нидерландах". Обсуждение

В современной науке используются два термина: пол  и гендер.

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Пол относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. 

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:

1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.

2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Вопрос 1. Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати? 
Уважаемые родители, сейчас ни для кого не секрет, что жилищные условия не всегда позволяют ребенку иметь отдельную комнату, но Вы можете продумать, где сделать ему отдельный угол и спальное место. Почему это так важно? Дети могут стать свидетелями того, что происходит между супругами ночью и зачастую не говорят Вам, что они что-то видели, но когда приходят в детский сад рассказывают и показывают все в подробностях другим детям, не понимая смысла. Я думаю, это в Ваших интересах обезопасить свою личную жизнь и защитить интересы ребенка. 


Вопрос 2. Смотрите ли вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Почему был задан этот вопрос?! Некоторые дети в группе обсуждают сцены из фильмов, где «дяденька и тетенька валялись на кровати и напрыгивали друг на друга». Мамы и папы, помните, что даже самые маленькие дети, которые, как Вам кажется, еще ничего не понимают, должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса или страха. Я рекомендую ограничить просмотр телевизора в целом, особенно тех каналов, на которых часто показывают ужастики и фильмы для взрослых. Вообще, я должна сказать, что телевидение в последнее время стало неотъемлемой частью дома и семьи, ребенок стал получать гораздо меньше родительского внимания. В результате Вы получаете двойную порцию капризов и истерик. Отсюда правило: телевизор – не член семьи; дети заслуживают Вашего внимания гораздо больше, чем он. 
Вопрос 3. Часто ли вам дети задают вопросы на «интимные» темы?

 Если да, то Ваши ответы обязаны соответствовать действительности. Ответы: "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" больше отражают Ваше смущение и вносят сумятицу в сознание ребенка.  Ответы должны быть адаптированы возрасту и сознанию ребенка. 
Дети могут задать вопрос: «Почему мама и папа спят вместе». Вы можете ответить, что обычно родители все дела делают вместе: воспитывают ребенка, ведут хозяйство, спят и так далее. Главное в таких вопросах не теряться и сохранять спокойствие. Старайтесь не повышать голос и не прибегать к наказаниям за повышенное любопытство. Ребенку интересно: «Раз я есть, значит, я откуда-то взялся».

Если Вы понимаете, что ребенок застал Вас врасплох с вопросом, просто спокойно скажите ему: «Дай мне немножко времени, я подумаю, как тебе ответить» или «Подожди чуточку, я закончу свои дела и обязательно отвечу тебе». Так Вы выиграете несколько минут для обдумывания. Если же у ребенка такие вопросы пока не возникают, то лучше самим разговор на эту тему не начинать. Любую информацию мы должны давать детям своевременно и в определенных количествах соответственно возрасту.

Вопрос 4. Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?

Первое, о чем нужно подумать в этом вопросе – о доверии между Вами и ребенком. Если оно есть – замечательно, если оно утрачено, надо его восстановить, иначе ответы на волнующие вопросы ребенок пойдет искать в другом месте, и не известно какие ответы он там получит.
Итак, если вопросы появились, то с чего начинать? Лучше с пояснения различий между мужчиной и женщиной. Можете привести в пример образцы поведения мужчины и женщины, или какие дела женские, а какие мужские. Применить описательные характеристики: она - нежная, кокетливая, использует косметику, украшения, ведет домашнее хозяйство и так далее; он – сильный, выносливый, решает проблемы семьи, разбирается в технике и так далее. Вы можете привлечь ребенка к описанию мужчины и женщины.
Наблюдая за родителями в повседневной жизни, дети учатся вести себя с противоположным полом. Будущая семейная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.


Вопрос 5. Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?

Правду говорить стоит, но только ту часть, которую ребенок способен воспринять адекватно. Сейчас огромное множество литературы по половому воспитанию, Вы можете ею воспользоваться. Но… не берите первую попавшуюся книгу, а внимательно ознакомьтесь с предлагаемым автором материалом, если Вас все устраивает - покупайте.
Вы можете сами рассказать о том, откуда берутся дети.

Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем несколько правильных ответов на самые распространенные детские вопросы, каждый из которых появится в своем возрасте:

1. На вопрос сына «Почему я мальчик, а сестра - девочка?» можете ответить, что он родился точно таким, как папа, а сестренка - как мама.

2. Адекватный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» - «Детки появляются и живут у мамы в животике».

3. «Как рождаются дети?» - «Детки рождаются из специального отверстия, становящегося большим при рождении ребенка».

  1. Заключительная часть

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят ваше желание объяснить им то, что их интересует. Слайд 10

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Краткое напутствие:

- Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.

- Помните, что отец - это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

- Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.

- Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: эмоциональная разрядка. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

В консультации затронуты вопросы гендерного воспитания, актуальные на современном этапе....

"Растим девочку". "Роль отца в жизни сына". " Мальчики и девочки два разных мира".

Этот материал можно использовать как консультации, рекомендации, а также для информационно-стендового материала  для родителей. Темы посвящены гендерному воспитанию детей....

Консультация для родителей "Мальчики и девочки - два разных мира"

Своё отношение к ребёнку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: "Ребёнок в два года должен уметь...". И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок - мальчик и...

Семинар-практикум "Быть здоровыми хотим" (подготовительная группа)

Семинар практикум "Быть здоровыми хотим" (подготовительная группа)...

Тематическая информация и тест для родителей дошкольников на тему: " Мальчики и девочки – два разных мира"

Давайте постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа......