Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении
статья

Марченко Тамара Макаровна

Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении

Подготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятия сенсорное развитие и сенсорное воспитание дошкольников; определяется значение сенсорного воспитания в жизни ребенка.

 

Одной из главных проблем нашего времени является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирования его жизненных компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], комплексные программы «Истоки», «Золотой ключик», «Ступеньки к школе» и др.выделяют сенсорное воспитание как базовую основу формирования всех ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста.

Вопросам сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посвящали свои научные труды как зарубежные педагоги и психологи, так и отечественные: В. Аванесова, Л. Венгер, О. Декорли, А. Запорожец, Е. Игнатьев, М. Монтессори, В. Мухина, Н. Поддьяков, Н. Сакулина, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Флерина Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Исследователи утверждают, что основной целью процесса воспитания является развитие личности, а это развитие, в свою очередь, возможно только в процессе воспитания.

Так, Л. Венгер и О. Запорожец считали, что сенсорное развитие является важной частью его умственного и психического развития и включает в себя формирование представлений о внешних свой- ствах объектов и явлений: размера, формы, цвета, положения в пространстве, в дополнение к запаху, вкусу, звуку и т. д. [1, с. 3]. В основе сенсорного развития ребенка лежат такие психические процессы, как ощущение, восприятие, представление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении

Подготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна

Аннотация: в статье рассматриваются понятия сенсорное развитие и сенсорное воспитание дошкольников; определяется значение сенсорного воспитания в жизни ребенка.

Одной из главных проблем нашего времени является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирования его жизненных компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], комплексные программы «Истоки», «Золотой ключик», «Ступеньки к школе» и др.выделяют сенсорное воспитание как базовую основу формирования всех ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста.

Вопросам сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посвящали свои научные труды как зарубежные педагоги и психологи, так и отечественные: В. Аванесова, Л. Венгер, О. Декорли, А. Запорожец, Е. Игнатьев, М. Монтессори, В. Мухина, Н. Поддьяков, Н. Сакулина, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Флерина Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Исследователи утверждают, что основной целью процесса воспитания является развитие личности, а это развитие, в свою очередь, возможно только в процессе воспитания.

Так, Л. Венгер и О. Запорожец считали, что сенсорное развитие является важной частью его умственного и психического развития и включает в себя формирование представлений о внешних свой- ствах объектов и явлений: размера, формы, цвета, положения в пространстве, в дополнение к запаху, вкусу, звуку и т. д. [1, с. 3]. В основе сенсорного развития ребенка лежат такие психические процессы, как ощущение, восприятие, представление.

Само же понятие сенсорного воспитания не имеет единого определения. Его рассматривают как:

— целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [6, с. 258];

— составную часть умственного развития и физического воспитания ребенка, совокупность педагогических мероприятий, направленных на развитие деятельности его органов чувств и восприятия [4, с. 89];

— систему педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятий [3, с. 204].

Резюмируя вышесказанное, мы заключаем, что понятие «сенсорное развитие» относится к психофизиологическому процессу постепенного накопления информации о качестве и свойствах объектов и явлений окружающей среды, а также о взаимоотношениях между ними; понятие «сенсорное воспитание» обозначает педагогический процесс, а именно систематическое контролируемое воспитателем воздействие, направленное на развитие сенсорных процессов ребенка. Сенсорное воспитание обеспечивает необходимые условия для полноценного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие, в свою очередь, является результатом сенсорного воспитания, которое осуществляет педагог.

Значение сенсорного воспитания в дошкольном учреждении трудно переоценить. По мнению Я. Коменского, М. Монтессори, Ф. Фребеля и других ученых, именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, получение представлений об окружающей среде [7, с. 33].

Проблемы ознакомления дошкольников с формой, цветом, размером, то есть вопросами сенсорного воспитания, всегда рассматривались как основа интеллектуального развития ребенка. Чувственное и рациональное знание окружающей действительности следует рассматривать как часть единого процесса познания.

Сенсорное воспитание является важной частью общеобразовательной системы дошкольников. Хотя у ребенка есть некоторые естественные предпосылки для анатомических и физиологических свойств различных систем анализа, однако недостаточно только тренировать их чувства, необходимо активно формировать специфические сенсорные способности маленького человека, которые ему необходимы на протяжении всей его жизни.

В результате многолетнего опыта исследователи выделили в систему сенсорных понятий такие, как: музыкальный и речевой слух, зрительно — кинетическое регулирование действий, формирование обобщенных понятий при обследовании вещей, и сопоставление их с общепринятыми эталонами.

Ребенок на протяжении детства усваивает подобные системы и научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира. Рисование и аппликация дают большие возможности для сенсорного воспитания, особенно для освоения формы предметов. В лепке малыши лишь тогда верно передают форму предмета, когда их этому специализированно учат, обращая внимание на обследование предмета с вычленением основных его частей, пропорций и строения. У ребенка от 3 до 5 лет формируются новые качественные свойства сенсорных процессов — ощущение и восприятие. Его разнообразные действия (общение, игры, рисование, моделирование, дизайн и т. д.) делают тонкую дифференциацию свойств объектов. Процесс восприятия становится самостоятельным, целенаправленным, имеет свои задачи и способы действия. Фонематический слух улучшается, дошкольники могут лучше различать цвета и оттенки, их зрение становится четче. Зрительное восприятие — основной способ узнавания объектов, природных явлений, людей. Малыши охотно и в течение длительного времени исследует окружающие их предметы. Впечатления от жизни в окружающей среде обогащаются с помощью тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, благодаря которым формируются четкие образы природы, объективного мира, людей.

Учитывая это, перед воспитателем встают следующие задачи:

— способствовать развитию познавательной активности ребенка в различных сферах жизнедеятельности;

— учить обследовать предметы, объекты, людей, сравнивать их между собой;

— дать детям знания о сенсорных эталонах и упражнять в их использовании;

— учить применять полученные сенсорные знания во всех сферах жизнедеятельности.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении является основой познания, первым этапом которого является сенсорный опыт. Успех умственного, физического и эстетического восприятия во многом зависит от уровня сенсорного развития ребенка, то есть от того, как он слышит, видит, чувствует, когда прикасается к тому, что его окружает.

Овладев сенсорной культурой, ребенок расширяет возможности восприятия эстетических ценностей природы и общества, и его познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Вот почему сенсорные способности являются основой интеллектуального развития.

Использованная литература:

1. Венгер Л.А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет ./ под ред. Л.А. Венгер.М.: Просвещение, 1988. 144 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. 672 с.

3. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. 464 с.: ил.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.

5. Метиева Л. А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение, 2009. 160 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 528 с.: ил.

7. Плеханов А.В., Морозова О.В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2010. No 7. С. 31–35.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoeobrazovanie/fgos/fgos-do.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».

        Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс р...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, ...

Консультация для воспитателей: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание.Сенсорное в воспитание -  это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чув...

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении». Выступление на педсовете.

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание.Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств....

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

консультация для педагогов по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста....

«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

консультация для воспитателей по сенсорному воспитанию детей в дошкольном учреждении...

Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении

Аннотация: в статье рассматриваются понятия сенсорное развитие и сенсорное воспитание дошкольников; определяется значение сенсорного воспитания в жизни ребенка. Ключевые слова: сенсорное воспитан...