Программа по выявлению и развитию способностей у детей 5-7 лет
рабочая программа

Программа по выявлению и развитию способностей у детей 5-7 лет 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 «Надежда» г. Смоленска

ПРИНЯТ на

Заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Протокол №____от _________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

                Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 28 «Надежда»

_______________ Т.Н. Тамарина  

Приказ № _____ от _____

Программа по выявлению и развитию способностей у детей 5-7 лет  

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Антоненкова Л.А.

Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.

Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.

Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) использую в своей работе устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Актуальность  в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

        На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

        В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель: выявление влияния ручного труда на развитие творческих способностей старших дошкольников.

 Задачи:

1.Образовательные:

  • научить ребёнка проявить свои художественные способности в различных видах  ручного труда.
  • познакомить  с  разными видам  ручного труда.
  • помочь овладеть основами, умениями работы   различными материалами, из отдельных частей, создание образов;
  • формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  • активизировать имеющейся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире;

2. Развивающие:

  • развивать мелкие и точные движения пальцев рук;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • активизировать творческое мышление;
  • развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
  • помочь овладеть элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:        

  • воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  • воспитывать понимание необходимости качественного выполнения образа;
  • воспитывать аккуратность, старательность;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Сроки проведения: с сентября 2017 по май 2018г, с сентября 2018 по май 2019г.

Возрастная категория: 5-7лет.

Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в две недели, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут.

Методы и приемы работы

  •  Частично-поисковый – основной метод работы с детьми при реализации проекта. Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности с привлечением воображения и памяти.
  •  Метод проблемного моделирования направлен на активизацию творческого воображения, поиск нестандартных решений.
  •  Игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку.
    Опишу некоторые техники, которые можно использовать в работе с детьми.
    Увлекательная техника – изготовление поделок из цветной бумаги, при использовании этой техники у детей развивается эстетический вкус и мелкая моторика.
  •  Простота и декоративность радует детей, придает занятиям творческую направленность. Коллективная реализация проекта помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам. 

Ожидаемые результаты

  • Дети познакомились с разными видами ручного труда;
  • Отмечена большая активность детей на занятиях,  с удовольствием и интересом создают поделки из природного материала;
  • Уровень знаний о различных материалах повысился, узнали во что и что можно сделать из различных материалов.
  • Уровень развития мелкой моторики рук повысился: скорость движения пальцев изменился; дети могут писать различные графические задания (штриховка, обведение по точкам, рисование по клеточкам).

Мониторинг  уровня развития мелкой моторики

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

- беседы;

- специально организованные занятие по ручной умелости с элементами конструирования, аппликации, лепки, рисования.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.

Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. 
2. Владеет приемами работы с различными материалами. 
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. 
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. 
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. 
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. 
7. Выполняет работу по замыслу. 
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. 
9. Использует в работе разные способы ручного труда. 

Сформирован - В.

На стадии формирования – С.
Не сформирован – Н.

п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Небольшие детали или фрагменты бумаги, материала, глина, соленое тесто, бросового и природного материалов

Знает и называет не менее 6 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 5 видов материала и свойств

Знает и называет не менее 3-4  видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Ножницы, клей, стека.

Владеет 7 приемами (режет, склеивает, скрепляет, измеряет, закручивает, сворачивает)

Владеет 6-7 приемами

Владеет 4-5 приемами

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее

Пытается самостоятельно работать, но нуждается в помощи

Работает только с помощью воспитателя

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

Работает только с помощью воспитателя

Мониторинг

п/п

ф.и. ребенка

Умение определять  вид материала и его свойства.

Овладение приемами работы с материалами.

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса.

Развитие мелкой моторики рук.

Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Сводная по мониторингу

Уровень

освоения

Кол.

детей

%

Высокий

Нач. г.

Кон.г.

Средний

Нач.г.

Кон.г.

Низкий

Нач.г.

Кон.г.

 

Перспективный план  работы в рамках программы на 2 года

Месяц

№ п.п

Тема

Содержание,  форма проведения

Оборудование (материалы)

Дата проведения

Отметка о проведении

сентябрь

1

 «Объемные цветы»

Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

Цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.

2

«Бабочка и ежик»

Объемная фигурка из кленового листочка. Познакомить детей с новым для них видом труда. Ознакомить с техникой работы. Учить составлять фигуры из кленовых листьев, учить аккуратно вырезать и   красиво приклеивать яблочки на ежика.  

Большие листья клена, нитки, клей, ножницы.

октябрь

1

«Петя-петушок»

Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.

Пластилин, доска для лепки, стека, заготовки для работы.

2

«Бабочки»

Аппликация  с использованием резанных цветных ниток. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок  цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

Клей, заготовки для работы. Ножницы, образцы картинок. Цветные нитки.

Ноябрь

1

«Золотая осень»

Аппликация  с использованием крашенной опилки. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок  опилкой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

Опилки древесных пород, заготовки для работы. Клей ПВА.

2

« Собачка»

Поделки из спичечных коробков. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями.

Спичечные коробки, клей. Образцы картинок с изображением пород собак.

Декабрь

1

«Дед мороз»

Аппликация из резаных ниток и пластилина.  Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток и мозаичной аппликацией из пластилина. Учить равномерно намазывать небольшие участки (волосы, бороду, мех) изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них маленькие шарики, выкладывать шарики на готовую форму.

Нитки, пластилин, ножницы, заготовки для работы.

2

«Объемная снежинка»

Учить детей складывать лист бумаги в базовую и готовую формы.

Развивать внимание, старательность и упорство.

Лист белой бумаги А-4 и других цветов, простой карандаш, клей ПВА, кисточка для клея, ,ножницы

Январь

1

«Волшебные снежинки»

Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.

Соленое тесто, доска для лепки, стека, шаблон, бисер.

2

«Марийская сказка на спиле дерева»

Поделки из природного материала. Учить создавать композицию из природных материалов: шишек, желудей, орехов, мхов, сучьев. Предложить самим придумать сюжет (показ образцов).   Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы.  Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

Различный природный материал. Клей, ножницы, скотч, заготовки для работы, шаблоны работ. Цветная бумага.

Февраль

1

«Поздравительная открытка»

Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать цветы гвоздики и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

Картон, ножницы, клей, цветная бумага, цветные салфетки. Бисер.

2

«Звери из  конусов» «Зайчик»

Конструирование. Ручной  руд. Учить создавать выразительный образ из бумаги, продолжать знакомить со способом закручивания полукруга в конус, украшать дополнительными деталями. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

Цветная бумага, ножницы, образцы готовых работ. Геометрические фигуры (конус).

Март

1

« Открытка для мам»

Аппликация с использованием круп (горох, рис, гречка, семечки ягод..). Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать  пластилином необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок  крупой соответствующей формы.  Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

 Крупы. Картон, клей, пластин. Заготовки для работы.

2

«Тарелочки»

Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму ( тарелочки.)

Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью.

Клей ПВА, газета, картонные тарелочки, гуашь, кисть.

Апрель

1

«Волшебные цилиндры»

  Конструирование.   Ручной труд. Познакомить детей  с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги.

Геометрические фигуры. Белая бумага А4.

2

«Пасхальные яйца»

Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.

Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.

Соленое тесто. Формы от шоколадных яиц. Бисер.

Май

1

«Барашек»

Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

Ножницы, цветная бумага, клей, картон, шаблоны.

2

«Бабочка»

Закреплять умения детей вырезывать округлые формы из ткани. Развивать самостоятельность при выборе материала для создания, задуманного образа.

Клей ПВА

Кусочки материала

Трафарет, ножницы, салфетки, краски.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агапова И., Давыдова М. «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.
  2. Антипова М. «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в  детском саду. Старшая группа.. Изд.: Мозаика - Синтез, 2014.
  4.  Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.
  5. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.
  6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
  7. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Изд.: Цветной мир, 2017.
  8. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа «Цветной мир», 2015.
  9. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.
  10. Рубцова Е.И.«Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

Интернет ресурсы:

  1. Пляшут наши ручки // Педагог ДОУ URL: https://www.pdou.ru/categories/2/articles/189 (дата обращения: 27.08.2018).
  2. Календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду // nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/11/30/kruzhok-veselye-ruchki-vo-2-y-mladshey-gruppe (дата обращения: 29.08.2018).
  3. Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» // maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-raboty-kruzhka-umelye-ruchki-v-starshei-grupe.html (дата обращения: 4.09.2018).

Для подготовки конспектов используются сайты:

  1. Сайт: Учебно-методический кабинет.
  2. Сайт: maam.ru
  3. Сайт: nsportal.ru
  4. kopilkaurokov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста»  (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...