"Дошкольникам о прошедшей войне" статья
статья (подготовительная группа)

Понкратова Анна Владимировна

Нравственное воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnikam_o_proshedshey_voyne.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

                          Дошкольникам о прошедшей войне.           

                   Крупные  преобразования в России конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Важнейшей необходимостью современности является воспитание нравственно здоровых граждан. Эта задача номер один, которая стоит перед педагогами школ и дошкольных учреждений. Одним из важнейших аспектов нравственности является воспитание любви к родине. Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Сложности в воспитании  вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Чувство Родины начинает формироваться у дошкольников с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

          Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. Пробудить интерес в ребёнке к теме войны - это значит показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. И экскурсии, и походы, и поездки по местам боевой славы – всё это, конечно же, чрезвычайно важно.

 Главное, чтобы педагог донёс до детей важнейшую мысль: в войне виноваты не народы, а их правительства. Если заговорили пушки, то это означает, что безграмотные дипломаты и амбициозные правители стран не смогли найти компромисс в решении политических проблем. Война приносит горе и ужас всем, кто в ней участвует. Война это беда. Чтобы рассказать, что такое война надо раскрыть те действия, которые понятны детям, которые можно сопереживать. Война это разоренный дом, это потеря того, кого любишь. Вот когда ребёнок это почувствует, будет сопереживать вместе, поймёт, что война - это плохо.

У своих воспитанников, особенно дошкольников, не просто сформировать интерес к военному прошлому нашего города, умение гордится своими земляками и их поступками. Ребят надо постепенно подводить к пониманию, что наш Старый Оскол – частица огромной Родины. Необходимо формировать у детей героические чувства и представления о героизме, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Воспитывать в детях любовь к своим близким, пережившим войну или погибших на полях сражений. В патриотическом воспитании педагоги доу используют современные педагогические технологии. Это метод проектов, технологии мини-музеев, иформационно – коммуникативные технологии.

    5 февраля в группе устраивается экспозиция по теме «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны». Здесь размещаются фотографии достопримечательностей нашего города, книги авторов - земляков, фотографии маршалов, героев военного лихолетья-уроженцев Старого Оскола. Ребята любят рассматривать альбом «Они сражались за Родину», «Их именами названы улицы Старого Оскола». Прекрасным подарком для ребятишек стал армейский альбом одного из пап, служившего ракетчиком. Таких интересных фотографий дети никогда не видели. Денис Александрович оставил альбом на несколько дней и дети все ознакомились с армейскими буднями. Для большей наглядности на занятиях по ознакомлению дошкольников с историей родного города большую роль играют электронные презентации. Педагоги воспользовались электронным альбомом Чурикова А.А. и сделали ИКТ на основе архивных фотографий. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными. Дошкольники с удивлением заметили, что довоенный город на фотографиях выглядит совсем иначе, чем современный: нет многоэтажных домов, нет асфальта, нет электрических столбов. Зато много храмов, красивых кирпичных фасадов купеческих усадеб, торговые ряды, рынок полный гончарных и скобяных изделий.

Ещё одна интересная презентация была продемонстрирована ребятам. Называется она «История города – как было и как стало». На старую архивную фотографию популярных мест нашего города были наложены современные снимки в цвете. Многие ребята заметили большую разницу между тем как выглядели исторические места в разные времена.

Огромные впечатления получили дошкольники от встречи с Ветераном войны, который пришел весь в орденах, медалях. Шеин Галактион Федорович рассказывал  о войне, показывал  свои военные фотографии. Девчонки и мальчишки подготовили для него праздничное выступление.

            С детьми проводятся регулярные беседы о Старом Осколе – городе Воинской Славе.  Перед знаменательными датами устраиваются тематические недели «Война в названии улиц нашего города», «Исторический музей Старого Оскола», «Герои-земляки». В прошлом году мы случайно узнали, что прабабушка одного из наших воспитанников Попова Александра Афанасьевна строила железнодорожную ветку «Старый Оскол - Ржава». Родители предоставили архив Поповой А.А., её медаль и удостоверение. Педагоги также сделали ИКТ на эту тему и пополнили мини-музей о Великой Отечественной войне. Дети нашей группы посетили музей в школе №1, где ознакомились с экспонатами о войне и проявили не поддельный интерес к детям войны и сынам полков. Педагоги знакомят ребят с рассказами о войне таких авторов,  как Богданов, Митяев, Кассиль, Твардовский. Дети принимают участие в конкурсах чтецов, возложении цветов к памятникам погибшим. В группе  проходят заочные путешествия по местам боевой славы  нашего родного города. Неизгладимое впечатление на  дошкольников произвел рассказ о 17-и героях, которые сражались за городом возле Масюковой будки у железнодорожного переезда. Дети были поражены героизмом простых солдат, которые малым числом смогли противостоять  превосходившим в сотни раз фашистам, не пропустить их, отстоять свои позиции. Некоторые семьи в прошлом году присутствовали на реконструкции этого боя. Реконструкция боя произвело такое впечатление на зрителей, что многие плакали…

        Работа по воспитанию патриотизма должна тесно  соприкасаться с семьёй. Для родителей готовим плакаты – поздравления, папки – передвижки «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», подбираем литературно-поэтический материал для семейного чтения. На родительских собраниях не раз беседовали о военно-патриотическом воспитании наших детей, проводили анкетирование по патриотическому воспитанию. Родители всегда приходят на помощь воспитателям в этой не легкой работе. В нашей группе принимают самое активное участие в акции «Бессмертный полк» и сами педагоги со своими детьми, внуками и родители с воспитанниками. Каждый считает своим долгом с гордостью пройти по улицам родного городка с фотографиями своих дедов и прадедов, которые с честью сражались против фашистов.          

      Давая представления о Великой Отечественной войне, о празднике Победы, мы стараемся опираться на конкретные факты из жизни старших членов семьи, прадедушек и прабабушек, участников войны. Рассказывать об их ратных и трудовых подвигах. Ведь семья, семейные ценности наиболее понятные вещи для дошкольников. Прививаем и такие понятия, как долг перед родиной,  любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Меняется облик Старого Оскола, но никогда не изменить его прошлого. Оскольская земля, обильно политая потом и кровью, изрезанная окопами и траншеями, испытавшая и радость и слёзы, многое хранит в своей памяти.  Мы взрослые не должны оскудеть душой!  Должны передать нашим детям память о былых временах. Без прошлого нет будущего!

Список литературы

1. Алексеев С.П.  Ради жизни на земле. – М.: «Педагогика», 1990г.

2. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. – С.: «Детство - Пресс», 2010г.

3. Ветохина А.Я., ДмитренкоЗ.С. Нравственно – патриотическое воспитание

                             детей дошкольного возраста. – «Детство - Пресс», 2010г.

 4.Солоненко А.П. Сохранить память. – журнал Дошкольное воспитание, 2010г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерная характеристика на студента прошедшего преддипломную практику

в помощь администрации в составлении характеристики на практиканта...

Дифференциация глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

Данный материал позволит Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени....

Дифференциация глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

Этот материал поможет Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени...

Репортаж о прошедшем осеннем празднике

Вот и проходит время красивой, золотой, урожайной и трудолюбивой осени. Дети подготовительной к школе группы «Солнышко» 31.10.2013г. собрались в нарядном, осеннем зале проводить осень....

Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления.

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы "согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих стар...

Сценарий музыкально-литературного досуга с детьми старшей группы "Эхо прошедшей войны."

Праздник в страшей группе детского сада, был посвящен Великой Победе.Цели мероприятия: - расширение знаний детей о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;- закрепление предста...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Эхо прошедшей войны" в 3- х частях

Презентация "Эхо прошедшей войны" создана для проведения тематических занятий с детьми старшего дошкольного возраста., посвящённых 70 - летнему юбилею Великой Победы русского народав Великой Отечестве...