Консультация для воспитателей по теме «Организация прогулки в летний период»
консультация

Баканова Елена Викторовна

Предоставляю материал для воспитателей "Консультация для воспитателей по теме «Организация прогулки в летний период»", а так же "Подвижные игры с детьми летом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_progulki_v_letniy_period.docx17.54 КБ
Файл podvizhnye_igry_letom.docx80.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Организация прогулки в летний период»

1.Требования к организации прогулок в летний период.

2.Структура прогулки.

3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период.

1.Требования к организации прогулок в летний период.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4 – 5 ч в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.

Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. В жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Тогда воздействие солнечных лучей будет равномерным, что в оптимальных пределах необходимо для закаливания, улучшения обменных процессов в организме, хорошего физического развития. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом их индивидуальной чувствительности к солнцу, особенностей состояния здоровья.

В жаркую погоду при температуре 30° и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более ранние часы, а деятельность, которую предполагалось организовать на участке (труд, подвижные игры и др.), можно с некоторыми изменениями провести в помещении.

В теплое время года желательно организовывать с детьми пешеходные прогулки за пределы участка. Появляется возможность использовать природные факторы для развития у детей движений, совершенствования физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений. С младшими детьми прогулки за пределы участка целесообразно проводить примерно 1 -2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми – 2 – 3 – раза в неделю. Общая продолжительность таких прогулок для старших детей – 2 – 2,5 ч, включая 35 -50 мин отдыха в тени.

Во время пешеходных прогулок в теплый период года, особенно в сельской местности, воспитатель следит за тем, чтобы дети не собирали незнакомые растения, ягоды, так как среди них могут быть ядовитые. Он рассказывает ребятам об окружающей природе, знакомит их с растениями, распространенными в данной местности. А для этого нужно, чтобы он сам хорошо знал природу своего края: растения, грибы, ягоды.

Готовясь к прогулке, воспитатель продумывает меры, предупреждающие травматизм. А это, прежде всего, зависит от организованности детей, дисциплины, а также от выбора маршрута. Необходимо позаботиться также и о небольшой походной аптечке с набором дезинфицирующих и перевязочных средств, уметь оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Перед выходом следует тщательно проверить готовность детей к прогулке – их самочувствие, соответствие одежды и обуви, сделать запас воды.

Нельзя забывать об основных правилах ходьбы: после 30 – 40 мин движения устраивать 10 – 15 минутных отдых в тени, а для младших дошкольников чаще. Во время отдых хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

Для полноценной деятельности детей на участке нужно хорошо оборудовать групповую площадку, обеспечить их всеми пособиями и инвентарем, необходимым для развития движений детей разного возраста.

Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д. Все это способствует совершенствованию физического развития детей, улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и сопротивляемость вредным факторам.

2.Структура прогулки.

Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.

Воспитатель, организуя наблюдения на прогулке, знакомит детей с неживой природой, растениями, животными, трудом взрослых в природе, с сезонными изменениями в природе.

Проводя наблюдения, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания об окружающем, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Известно, что труд оказывает разностороннее положительное влияние на развитие ребенка, воспитывает волевые качества, чувство коллективизма, совершенствует знания ребенка об окружающей жизни. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Труд детей на прогулке организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Так же во время прогулки возможна организация элементарных опытов (например, опыты с песком и глиной и т.п.).

На прогулке большое место занимают игры. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Творческие игры на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.

Планируя прогулку, воспитатель включает 2 – 3 подвижные игры с бегом, прыжками, игры-эстафеты, соответствующие возрасту. Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи.

На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.

3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период.

В теплый период времени можно проводить прогулки и экскурсии в природу. Это могут быть путешествия в лес, к водоему, ручью, на луг и т.д. Во время таких прогулок дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.  Это помогает формированию у ребят первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе, материалистического миропонимания.

Экскурсии в лес, в поле, на берег реки привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.



Предварительный просмотр:

Прогулки летом с детьми

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=283u-91a0z8256zeiwi32gi1cty7dw6dedepi6v8h7o3ean2do4tyieoynarmrloj2xd72ivtgfdxsproebreqwewv06biocpzv3o28a&name=image-PLBrRD7X9DpEPJlbic.jpg

Лето самое любимое время для детского отдыха.

Чем можно занять ребёнка на прогулке летом? Как сделать так, чтобы летняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Вот небольшой перечень игр для прогулки.

«Лейка»

Купите ребенку лейку или сделайте ее из бутылки (для этого возьмите литровую или пол-литровую пластмассовую бутылку с крышкой, проткните в крышке одну или несколько дырочек). Теперь ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.

«Цветной песок»

Рисунки цветным, сухим песком на земле, очень интересное занятие для ребенка. Это занятие развивает глазомер, точность, воображение и мелкую моторику.

Изготовление цветного песка:

В маленькие целлофановые пакеты насыпьте сухого мелкого песка, положите в каждый пакетик мелок и разотрите песок мелом, пока он не окрасится в нужный вам цвет. Затем уберите мелок.

Сделайте в углу каждого пакета маленькую дырочку, чтобы песок тонкой струйкой сыпался из него.

Теперь можно рисовать, выкладывая разноцветным песком узоры.

«Прогулки под дождем». Как мы уже говорили, если Ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Дождь — это не причина сидеть дома. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт — и скорее на улицу. Конечно, побегать с друзьями в такую погоду вряд ли получится, зато прогуляться с мамой по аллее или по бульвару, держа над головой зонтик, в самый раз.

Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, как по листве, как по дорожкам, лужам, смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать стихи-потешки, заклички о дожде и солнце, поговорки о лете.

«Делаем куклу из цветов»

Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» — ее героиня, крохотная девочка, которая появилась на свет из раскрывшегося бутона прекрасного цветка.

Летом вокруг нас распускается много красивых цветов, и они все разные, разных форм и размеров, разного цвета и оттенка. Гуляя с ребенком, вы можете создать для него такую же Дюймовочку. Особенно хорошо для этой цели подходят цветы и бутоны мальвы.

Изготовление куклы из цветка: https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=283u-91a0z8256zeiwi32gi1cty7dw6dedepi6v8h7o3ean2do4tyieoynarmrloj2xd72ivtgfdxsproebreqwewv06biocpzv3o28a&name=image-MtyZe8RpX0RnYZ0VCI.jpg

 Возьмите один распустившийся цветок мальвы — это будет туловище и платье куклы.

 Один нераскрывшийся бутон — это будет ее голова.

 С помощью спички или тоненькой палочки соедините туловище и голову. Куколка готова (см. рис.).

Так как цветы мальвы бывают разного цвета, платья у куклы можно легко менять.

Девочки, как правило, начинают придумывать для кукол кроватки, постельки из лепестков, кареты и домики из листьев и веток.

Единственный минус в том, что это кукла-однодневка, а потом цветы вянут. Зато она не успеет надоесть ребенку.

«Мыльные пузыри»

Прекрасное занятие на прогулке - это мыльные пузыри. Дома эта игра может доставить вам огорчение, потому что мыльные пузыри оставляют следы на мебели и полу. К тому же, дети часто проливают мыльную воду, а это еще один повод огорчиться, особенно если вы только что помыли пол и пропылесосили.

На улице же по этому поводу не будет никаких беспокойств. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветерком. Кроме того, это занятие привлечет к ребенку внимание других детей, что поможет ему подружиться с ними.

«Рисунки на асфальте. Цветные мелки»

Рисование красочных картинок на асфальте не только интересное занятие для ребенка, оно развивает мелкую моторику и воображение. И, конечно, это очень удобный способ в игре научить ребенка читать и считать.

Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами. Так же написать на кирпиче цифру или букву, пусть ребенок перерисовывает ее на кирпич чуть ниже. Кирпичи будут исполнять роль своеобразных клеточек со своими границами, за которые выходить нельзя.

«Мяч»

Где еще ребенок вдоволь может погонять в мяч, если не на улице. Для удобства и безопасности лучше зайти на корт или другое огороженное место во дворе, чтобы мяч не мог укатиться на дорогу, под качели и т. д.

Игры с мячом: футбол, прыжки через мяч, броски в кольцо, «кто дальше», «кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить).

Можно играть в игру «съедобное — несъедобное». Правила игры можно варьировать. Классические: съедобное — ловим, а несъедобное — отбиваем. Возможные варианты: овощи ловим, а фрукты отбиваем; ловим только фрукты, остальное отбиваем и т. д.

«Кормим птиц»

Детям нравится кормить животных и птиц. Наверное, так появляется в маленьком человеке доброта. Учите ребенка жалеть животных, птиц, насекомых. Он должен научиться не обижать тех, кто слабее и меньше его.

Кормление птиц прививает нежность и заботу. Зимой мы вешаем кормушки для птиц, летом подкармливаем ради своего удовольствия. Это занятие полезно еще и тем, что развивает мелкую моторику ребенка.

Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. Только не нужно гонять голубей — при взлете птицы поднимают в воздух пыль, а она может быть опасной для здоровья ребенка.

«Стороны света»

Старайтесь развивать ребенка во всех направлениях, учить его не только читать, писать, считать, но и познавать окружающий мир.

Возьмите на прогулку компас, расскажите ребенку о сторонах света: что такое север и юг, запад и восток. Покажите ребенку, что с какой стороны дерева ветки длиннее, там юг. Определите, где восходит солнце и где оно садится. На какую сторону света смотрят окна вашего дома.

Карта

Можно сделать дома карту. Помогите ребенку нарисовать, например, детскую площадку, где вы часто гуляете. Пусть он вспомнит, что на ней находится и где. Когда пойдете гулять, возьмите карту с собой и сверьте ее на местности. По компасу определите стороны света и нанесите их на вашу карту.

«Рисуем на природе. Краски вокруг нас»

Если вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, краски гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.

Конечно, если вспомнить методику Марии Монтессори, рисовать можно не только красками, но и ягодами, травой, даже землей. Пусть ребенок сам находит себе краски: сорвет ли он с ветки малину или черную смородину, листик мяты или колосок, пусть его ведет вдохновение и любознательность. Вы же должны следить и слегка направлять, но ни в коем случае не мешатьребенку творить и ограничивать его стереотипами.

«Обруч»

Обруч или, как его еще называют, хула-хуп, хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку. Обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх. На улице можно не бояться, что заденешь мебель, собьешь статуэтку со стола или разобьешь любимую бабушкину вазу.

«Классики»

Хорошо известная нам с детства игра «классики» теперь не так популярна среди детей, как раньше. Очень жаль, ведь она хорошо тренирует координацию движения. Эта простая игра требует точности движений и умения сохранять равновесие, запоминания последовательности движений при прохождении туров, соблюдать правила.

«Прыгалки»

Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Со скакалкой тренируются профессиональные спортсмены: футболисты, боксеры, гимнасты. В дальнейшем ребенку пригодится это умение в школе на уроках физкультуры. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.

Игры с палочками и камушками.

Палочки и камушки – отличный материал, для развивающих игр на улице:

- Камушки и палочки можно просто считать.

- Ими можно украшать торты и куличи из песка.

- Из них можно выкладывать различные фигурки и силуэты на песке.

- Палочкой можно рисовать на песке фигуры, буквы, цифры и картинки.

- Из камушков также можно выкладывать буквы, цифры, слова.

- Можно играть в игру «Кто лишний». Выложите перед ребенком три камушка и одну палочку, пусть он догадается, какой из предметов лишний. Искать лишний предмет, можно и в других комбинациях. Три больших камушка и один маленький, три длинных палочки, одна короткая, три зеленых веточки и одна сухая, три белых камушка, один черный и т.п.

- Можно закопать камушек в песке и попросить ребенка его найти.

Ориентируемся в пространстве.

Спрячьте на площадке какой-нибудь предмет. Предложите ребенку его найти, следуя вашим командам (сделай три шага прямо, теперь поверни налево и т.п.).

Игры на меткость.

- «Попади мячиком или шишкой в дерево».

- «Поймай мяч» (если ребенок хорошо ловит большой мяч, постепенно уменьшайте размер мяча).

- «Попади камешком в ведерко, которое стоит на небольшом расстоянии» (постепенно увеличивайте дистанцию между ребенком и ведерком).

- «Городки» - соорудите из подручных предметов (ведерка, формочек) «башенку». Цель игры – разрушить башенку, бросив в нее с расстояния мяч или камень.

"Находилки" - "искалки".

Можно поиграть с ребенком в летние «находилки» - "искалки". На листе бумаги - изображение различных предметов, которые нужно найти на улице.

Море волнуется раз.

Ведущий произносит фразу: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Все участники неподвижно застывают. Ведущий проходит между всеми, никто не должен шевелиться. Если ведущий заметит, что кто-то двигался – тот становится ведущим или выбывает из игры (тогда выиграет тот, кто останется).

Машина едет, едет, стоп.

Ведущий отворачивается и произносит фразу: «Машина едет, едет… Стоп!». На последнем слове резко поворачивается. Участники, стоящие от ведущего далеко, должны двигаться в его направлении. На слове «стоп» нужно замереть. Если кто-то не успел остановиться, когда ведущий повернулся – тот идёт назад. Затем всё повторяется. Выигрывает участник, первым добравшийся до ведущего.

Колечко.

Ведущий прячет между своих ладоней кольцо, монетку или другой мелкий предмет. Затем проводит сложенными лодочкой руками по рукам участников, отдавая кому-то кольцо. После чего говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игрок, у которого находится кольцо, должен вскочить со своего места так, чтобы его не успели схватить другие. Если ему удалось – он становится ведущим, если нет – игра продолжается.

Светофор.

Ведущий отворачивается и называет любой цвет, после чего поворачивается к участникам. У кого данный цвет есть в одежде – те спокойно проходят мимо ведущего. У кого этого цвета нет – должен пробежать мимо ведущего, чтобы тот его не поймал.

Ручеёк.

Все встают по парам, держась за руки над головами и образуя «коридорчик». Тот, кто без пары – пробегает по ручейку из конца в начало, по пути забирая любого участника. Новая пара встает в конец, а оставшийся без пары пробегает по ручейку и тоже забирает кого-то. И так до бесконечности.

Стишки, потешки и заклички.

Дождик, дождик, посильней —

Будет травка зеленей.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

 

Дождик, дождик, припусти.

Дай (имя ребенка) подрасти.

 

Дождик, дождик, лей!

Капель не жалей!

Только нас ты не мочи!

И в окошко не стучи!

 

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко.

Дам тебе я, солнышко,

Вкусного горошка.

 

Дождик, лей, лей, лей.

Лей на маленьких детей.

Чтобы дети, как грибы,

Очень быстро подросли.

 

Тише, дождик, тише,

Не стучи по крыше.

Не мочи качели,

Наши карусели.

Поговорки о лете.

 Летний день год кормит.

 Дождливое лето хуже осени.

 То, что летом запасешь, то зимою в рот кладешь.

«Считалочки»

Раз, два, три. Раз, два, три.

Сегодня водой будешь ты.

 

Мы сегодня хохотали

Воду дружно выбирали.

Только он сопротивлялся

И никак не выбирался.

 

Стала кошка выбирать,

Во дворе цыплят считать.

Раз, два, три. Раз, два, три.

А на ужин будешь ты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей "Организация прогулки в летний оздоровительный период"

Консультация для воспитателей и родителей "Организация прогулки в летний оздоровительный период"...

Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке»

Консультация для воспитателейпо теме:«Подвижные игры в летний период на участке» Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально исполь...

Консультация для воспитателей на тему: «Трудовая деятельность в летний период»

Консультация для воспитателей на тему:«Трудовая деятельность в летний период»...

Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке»

Консультация для воспитателейпо теме:«Подвижные игры в летний период на участке»...

Консультация для воспитателей на тему: «Двигательная активность в летний период»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида города Звенигорода...

Консультация для воспитателей по теме: «Подвижные игры в летний период на участке»

           Летнюю работу в ДОУ мы называем оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровь...