Консультация для воспитателей структурного подразделения "Семейный детский сад" - "Организация прогулки в летний период"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Индрикова Надежда Ивановна

 Консультация предназначена для воспитателей семейного детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_progulki_v_letniy_period.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей структурного подразделения «Семейный детский сад» « Организация прогулки в летний период»

1.Требования к организации прогулок в летний период.

     Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

     Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4 – 5 ч в день. Летом время прогулки увеличивается и вся деятельность детей может проходить на воздухе.

     Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (требования к организации прогулки прописаны в СанПине). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

     В жаркие дни лучше всего организовывать игры в полосе светотени. Тогда воздействие солнечных лучей будет равномерным, что в оптимальных пределах необходимо для закаливания, улучшения обменных процессов в организме, хорошего физического развития. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом их индивидуальной чувствительности к солнцу, особенностей состояния здоровья.

     В жаркую погоду при температуре 30° и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более ранние часы, а активную деятельность сменить на более спокойную, или можно с некоторыми изменениями провести в помещении.

     В теплое время года желательно организовывать с детьми пешеходные прогулки за пределы участка, на котором обычно организуется прогулка.  У воспитателя СДС появляется возможность использовать природные факторы для развития у детей движений, совершенствования физических качеств – ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений. Прогулки за пределы участка ( в лес, парк, к водоему и т.д.) целесообразно проводить примерно 1 -3 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния. Общая продолжительность таких прогулок – 2 – 2,5 ч, включая 35 -50 мин отдыха в тени.

     Во время пешеходных прогулок в теплый период года, воспитатель СДС обязан строго следить за тем, чтобы дети не собирали незнакомые растения, ягоды, так как среди них могут быть ядовитые. Педагог структурного подразделения «Семейный детский сад» рассказывает ребятам об окружающей природе, знакомит их с растениями, распространенными в данной местности. А для этого нужно, чтобы он сам хорошо знал природу своего края: растения, грибы, ягоды.

     Готовясь к длительной прогулке, воспитатель СДС продумывает меры, предупреждающие травматизм.  С детьми проводится беседа о правилах поведения во время  прогулки. Тщательно выбирается маршрут. Необходимо позаботиться также и о небольшой походной аптечке с набором дезинфицирующих и перевязочных средств. Кроме этого воспитатель СДС должен уметь оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях. Перед выходом следует тщательно проверить готовность детей к прогулке – их самочувствие, соответствие одежды и обуви, сделать запас воды.

     Нельзя забывать об основных правилах ходьбы: после 30 – 40 мин движения устраивать 10 – 15 минутных отдых в тени, а для младших дошкольников чаще. Во время отдыха  рекомендуется  организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

     

     

2.Структура прогулки.

     Воспитатель СДС планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной.  Организация прогулки подразумевает  включение следующих компонентов:

Наблюдение

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Трудовая деятельность

Экспериментально-исследовательская деятельность.

     Воспитатель СДС, организуя наблюдения на прогулке, знакомит детей с живой и неживой природой, трудом взрослых , с сезонными изменениями в природе. В любое время года можно организовать прогулки таким образом, чтобы малыш научился замечать то, что его окружает, заинтересовался миром вокруг себя. Но  лето подходит для этой цели лучше всего. Ведь вокруг столько всего яркого, необычного, интересного. Одним словом демонстрационный материал под рукой и перед глазами.

     Проводя наблюдения, воспитатель  СДС решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания об окружающем мире , учит наблюдать, сравнивать, обобщать. Развивает внимательность, наблюдательность. Учит устанавливать причинно-следственные связи, формирует основы экологической культуры. Во время наблюдения воспитатель СДС задает вопросы, требующие развернутых неодносложных ответов. Например : Дети, посмотрите на небо, какое оно?. Почему деревья качаются . Неправильно ставить вопросы подразумевающие ответы да или нет. Например: Дети небо голубое?

     На прогулке большое место занимают игровая деятельность. С детьми проводятся  дидактические, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.

     Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции и  речь.

     Одним из примеров творческих игр на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д.

Планируя прогулку, воспитатель включает 2 – 3 подвижные игры с бегом, прыжками, игры-эстафеты, соответствующие возрасту. Организация различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления товарищеских чувств, взаимопомощи. С детьми старшего дошкольного возраста организуются игры в футбол, городки, бадминтон.

     Продуктивная деятельность занимает особое место в прогулке.  В летний период на прогулке можно рисовать на бумаге, на песке, на асфальте. Можно рисовать красками, карандашами, мелками, палочкой,  пальчиками, водой. Можно лепить из пластилина и мокрого песка. Можно взять с собой во двор цветные асфальтные мелки. Рисовать можно и водой. Сделайте небольшое отверстие в крышке пластиковой бутылки, наберите в нее воды и дайте детям. Малыш будет лить ее на асфальт.  Старшие нарисуют. Можно нарисовать на асфальте круг или любой другой контур и предложить детям «закрасить» его водой. Это непростое задание будет получаться не сразу.  Постепенно их движения будут все точнее и увереннее.  Можно выкладывать узоры или контуры предметов на песке, используя бросовый материал крышки от бутылок, палочки от мороженного.

Известно, что труд оказывает разностороннее положительное влияние на развитие ребенка, воспитывает волевые качества, чувство коллективизма, совершенствует знания ребенка об окружающей жизни. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

     Труд детей на прогулке организуют в форме индивидуальных поручений : убери игрушки на место, полей цветы. На прогулке также можно ознакомить детей с трудом взрослых, расширить кругозор детей о профессиях: дворник, водитель, строитель, машинист. Можно организовать экскурсию в магазин, аптеку, на почту, в поликлинику.

  Так же во время прогулки возможна организация экспериментально-исследовательской  деятельности. Элементарные  опыты можно организовать   с песком и глиной. Также можно познакомить ребенка с понятиями «толстый» и «тонкий» на примере деревьев. Подойти к березке и предложить ему обхватить, обнять ее ствол руками. Получилось? Значит, это деревце тонкое. А теперь попробуем обхватить дуб или старый тополь. Не выходит? Потому что это дерево толстое! Пусть ребенок подобным образом «перемеряет» и другие деревья. Опытным путем можно выяснить для чего нужно растениям корни.

     

           На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. Но тем не менее,  необходимо предоставить детям я возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, предоставить право выбора для самостоятельной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Творческий центр «Сфера».2004г
  2. Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
  3. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М.: Творческий центр «Сфера».2005г
  4.  А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.: Творческий центр «Сфера».2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации прогулки в летний период времени. Тема: "По морям по волнам"

Тематическое планирование организации двигательной деятельности на прогулке с дошкольниками старшего возраста. Развивает познавательный интерес желание заниматься спортом....

Организация прогулки в летний период времени.

Организация прогулки в летний период времени.https://yadi.sk/i/QjVb74XU5sRsCw...

Консультация "Организация прогулки в летний период"

Консультация «Организация прогулки в летний период» 1.Требования к организации прогулок в летний период.2.Структура прогулки.3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период....

Брошюра "Организация прогулки в летний период"

Брошюра "Организация прогулки в летний период"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Для любого детского сада предусматривается ежедневные дневные и вечерние прогулки....

Консультация для воспитателей по теме «Организация прогулки в летний период»

Предоставляю материал для воспитателей "Консультация для воспитателей по теме «Организация прогулки в летний период»", а так же "Подвижные игры с детьми летом"....