Консультация для педагогов " Организация прогулки в летний период " (ранний возраст)
консультация

Елена Николаевна Ферко

"Организация прогулки в летний период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_organ-ya_progulki.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Консультация
Организация прогулки в летний период
(ранний возраст)

подготовила воспитатель:
Ферко Е. Н.

г. Гусиноозерск
2018 г.

    Лето – наиболее благоприятная пора для закаливания организма. Поэтому мы должны стремиться к максимальному пребыванию детей на свежем воздухе и все занятия, по возможности проводить на улице. В связи с этим мы должны продумывать содержание и организацию занятий с тем, чтобы использовать знакомство детей с природным окружением, материалом. Если в холодный период года в занятиях с детьми в основном используем игрушки, то природа дает богатейший естественный материал, который может быть использован для всестороннего развития ребенка.

В летнее время детям доступны песок, вода, камешки, шишки, их окружает разнообразная растительность. Они могут наблюдать животных, насекомых, птиц в естественных условиях. Использование разнообразного природного материала способствует развитию всех анализаторов и всех видов восприятия.

Разнообразная деятельность на участке совершенствует развитие двигательных функций, содержанием всех занятий в летний период должно быть повторение программного материала.
     Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Раннее детство — особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.

1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, солнце, облака) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх).

2. Детям раннего возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т.п. Взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.

3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста:

• быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности.

4. Организуя работу с детьми, необходимо удовлетворять их потребности. Например, потребность в ярких впечатлениях, в интересных действиях приводит к тому, что дети охотно идут на прогулку, находятся в хорошем настроении, активно участвуют в предлагаемых мероприятиях.

5. В раннем детстве ведущим видом деятельности является предметно-игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель. Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривают весь участок; нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время на участке могут оказаться грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.

Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений с одной подгруппой младший воспитатель следит за остальными играющими детьми; в теплое время следит, чтобы у детей постоянно было питье. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а затем вымыть им ноги.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.

Летом дети много времени проводят на прогулке, поэтому территория участка должна быть оснащена игровым материалом, необходимым для организации разнообразных видов детской деятельности (по аналогии с оснащением групповой комнаты).

Дети раннего возраста играют индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2—3 человека), поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, посмотреть картинки, на веранде поиграть с дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками, стеллаж с моторными игрушками. На веранде находятся уголки для развертывания сюжетных игр (кухня, спальня, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин), уголок ряженья. Для свободного использования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, на которых хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования.

Песочный дворик должен располагаться под тентом. Обычно он представляет собой ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.

Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы избежать травм.

Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное — чтобы они помнили, где что хранится, и после завершения игры самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.

Условия для активизации движений детей

Одной из особенностей раннего возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и достаточно подолгу ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т.д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам-«гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и нередко высказывают недовольство тем, что прогулка подошла к концу.
Структурные компоненты прогулки

Непременным условием успешного развития и воспитания детей раннего возраста на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение-—один из главных компонентов прогулки.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения детей со взрослым и со сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка. Таким образом, трудовые действия детей также следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. При норме 10 тысяч шагов задень младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200—1500 шагов, в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Очевидно, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

     • разнообразные наблюдения;

• дидактические задания;

• трудовые действия самих детей;

• подвижные игры и игровые упражнения.

1. НАБЛЮДЕНИЯ

     Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.

-за живой природой;

-за неживой природой;

-за трудом взрослых ;

-за жизнью улицы.

Наблюдение должно быть не растянутым по времени, интересным, каждый раз предлагается новый объект. Проводится оно с целой группой, подгруппой, а также с отдельными малышами.

В летние месяцы с детьми следует проводить целевые прогулки по территории сада, показывая им самые живописные и интересные места: куст цветущей сирени, жасмина, клумбу, газон с одуванчиками. Умение воспитателя любоваться этими уголками передается малышам, воспитывая у них способность  замечать красоту окружающей природы.

Воспитатели не должны проходить мимо других интересных объектов наблюдения, которые в районе д/с могут быть интересны для детей.Они могут быть и не запланированы, но воспитатель должен использовать каждую возможность более полного знакомства детей с окружающим миром.

Надо продолжать также знакомить детей и с видами транспорта, отмечать общие для машин признаки: кабина, кузов, колеса. В кабине – руль, за рулем сидит шофер.

2. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА УЧАСТКЕ.

     Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. В процессе ее выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем проявлять самостоятельность, инициативу. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной – двух трудовых операций (например: взять корм для птиц и положить в кормушку). Воспитатель поочередно привлекает к кормлению всех детей. Или сбор камушков на участке. Малыши пока еще выполняют поручения только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом.

      Включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из малышей. Он учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познает правила выполнения трудовых заданий, При выполнении трудовых действий формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.

3.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

       Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей раннего возраста еще не велик опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования, поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Сюжет игры у малышей должен быть простым, доступным пониманию, персонажи хорошо известны. Необходимо ознакомить детей с содержанием игры. Желательно объяснения сочетать с показом некоторых движений: как правильно прыгать, приседать, куда бежать и т.д.. В игре участвуют все дети. Продолжительность игры 6-10 минут.

     В подвижной игре решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах, развитие ориентировки в окружающем и умение слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.

Можно организовать подвижные игры – инсценировки по стихотворениям, потешкам. В них дети закрепляют знания о домашних животных и птицах, их повадках.

4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Структурные компоненты прогулки проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом. Задача взрослого заключается в том, чтобы привить детям навыки совместных игр. Такие игры развивают простейшие конструктивные навыки, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию фантазии, творческого начала.

На участке в летнее время постоянно должны быть созданы условия для самост. худ. деятельности детей: рисования и лепки. Дети могут рисовать палочками на земле, мелками на асфальте, карандашами и красками на бумаге и мольберте.

В самостоятельной деятельности в летнее время нужно использовать также мозаику для выкладывания, сотворчество воспитателей и детей в рисовании, поделках. Эти работы надо помещать на видное место, чтобы дети их видели. Некоторые работы по лепке нужно раскрасить и использовать для рассматривания и игр.

5.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

     Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Различные дидактические упражнения интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Они длятся не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки. Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания, правил, игровой ситуации. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.

Дидактические игры: «Отгадай, что в руке», «Узнай животное»,

«Узнай по описанию», «Кто лишний», «Кто как кричит».

   Летом мы повторяем с детьми сказки, потешки, стихи те, что легко драматизировать, или «Ай-тюшки-тюшки», «Кисонька-мурысынька», «Солнечные зайчики», сопровождать текст игровыми и имитационными движениями, или используя фланелеграф.

Рассказывание сказок также можно разнообразить: кроме настольного театра, фланелеграффа, можно использовать дидактические упражнения типа «Что не так, кто лишний». Суть его в том, что в группу животных персонажей определенной сказки попадает герой из другой сказки. Дети должны заметить ошибку и исправить ее. Например, репку тянут: дед, бабка, внучка, жучка, а вместо кошки – заяц. Дети должны исправить ошибку – назвать кошку, а зайца «отнести» в сказку «Теремок». Эти маленькие головоломки доставляют детям много радости и позволяют выяснить, как усвоено содержание сказки. Можно перед тем, как рассказывать сказку, предложить вниманию детей присказку.

    Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 3 до 5 минут (в общей сложности все компоненты прогулки занимают 15—20 минут) и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Каждый из компонентов прогулки оказывает влияние на развитие, воспитание и формирование личностных качеств  дошкольников.

   Летом мы должны познакомить детей с водой, песком, растениями и способами действий с ними. Эти занятия проводятся подгруппами в форме наблюдений, дидактических игр, действий с природным материалом. Воспитатель в присутствии детей может выполнить поделку, поясняя свои действия. Сделать какой-либо макет на знакомый детям сюжет. У детей будет развиваться интерес к подобным действиям.

   Лето – время, когда дети могут знакомиться со всем разнообразием растительного мира. Знакомство с растениями расширяет у детей ориентировку в окружающем мире, способствует развитию анализаторов, нравственному и эстетическому воспитанию. Дети должны узнавать и называть траву, дерево, кусты, цветы.

Детей раннего возраста нужно знакомить с растениями ближайшего окружения: участка, улицы, луга. Во время прогулки воспитатель обращает внимание на красивые цветы, их окраску, называет их. Обязательного усвоения названия цветов от детей требовать не нужно. Постепенно в процессе многократных наблюдений дети запоминают сами наиболее распространенные в ближайшем окружении цветы: одуванчик, ромашку, колокольчик. Помимо знакомства с растениями детям нужно сообщить элементарные сведения о бережном обращении с ними: нельзя рвать много цветов, их нужно рвать с длинным стеблем, ставить их в воду, т. к. без воды цветы засохнут.

Наблюдения за цветами, дидактические игры с листьями, цветами можно проводить с небольшими подгруппами детей в самостоятельной деятельности. Следует рассмотреть цветники на участке детского сада, обратить внимание на зеленую траву на газонах, продолжать воспитывать эстетическое восприятие и бережное отношение к растительному и животному миру.

Воспитателям следует помнить, что любая деятельность, особенно в ознакомлении с окружающим миром, природой должна, быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

     Прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Организация работы в летний период"

«Организация работы в летний период»Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учрежден...

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Консультация для педагогов  «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр  с детьми....

Консультация "Организация прогулки в летний период"

Консультация «Организация прогулки в летний период» 1.Требования к организации прогулок в летний период.2.Структура прогулки.3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период....

Консультация для педагогов "Организация прогулки в летний оздоровительный период"

                   Летнюю работу в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно использовать благоприятные дл...

Консультация для педагогов "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра з...