ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
статья

Арсеньева Елена Валерьевна

Для любого детского сада предусматривается ежедневные дневные и вечерние прогулки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прогулки в летний период22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.06.2021г.

Автор: Арсеньева Елена Валерьевна.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Прогулка.

   Обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно - образовательного процесса, время общения ребенка с окружающим миром, природой. Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.                                                      

   В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке.

Цель прогулки:

• укрепление здоровья;

• профилактика утомления;

• физическое и познавательное развитие детей;

• восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

• оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

• способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

• оптимизировать двигательную активность детей;

• способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.

Подготовка к прогулке.

   Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

   Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

   Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Нужно приучать детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.

   В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада. 

   Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей.

   При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. 

   В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, сильный ветер и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение. 

   В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

   При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия. 

    Необходимо обратить внимание на соблюдение питьевого режима. Для питья должно быть приготовлена всегда свежая питьевая вода. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой для питья. У каждого ребенка должна быть индивидуальная посуда, которая моется после использования в соответствии с гигиеническими требованиями.

   Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.

Запрещается:

   Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

   Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

Структура прогулки: 

    Воспитатель должен заранее продумать содержание прогулки, чтобы дети охотно на нее собирались. Вызывает у малышей интерес к прогулки игрушки или рассказ о том, чем они будут там заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. 

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

- наблюдение;

- двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;

- трудовая деятельность;

- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

-самостоятельная деятельность детей.

   Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности. 

   Содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это: 

- Наблюдения за живой природой – это растения, животные, птицы, насекомые.
- Наблюдения за неживой природой -сезонные и погодные явления,
 знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.

- Наблюдения за трудом взрослых -организуются наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский.
- Наблюдения за жизнью улицы-общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к празднику.

   В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Виды наблюдения: 

- Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

- Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

   При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты, использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы ), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности. Главное в этом компоненте прогулки - не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.

Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры.

   Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.  

   В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию.

   Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита. 

   В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

   С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

   Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.

   Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка, беседках. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является-индивидуальная работа.

   Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т.е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику. На закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми. 

   Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее. 

   В  процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная игровая деятельность детей. 

   Самостоятельная деятельность детей, то-же нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. 

   Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

   Воспитатель поощряет игры: в семью, космонавтов, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творческие игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

   Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий. 

   Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу. 

   Формами организации труда детей являются:

- индивидуальные трудовые поручения;

- работа в группах;

- коллективный труд.

   Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

   В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.  

   Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

   В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца. 

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

  Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают групповую обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.

   В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка, но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.

Главное  сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.

Список интернет-ресурсов:

http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija...

http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksevna-petr…

http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/11867.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации прогулки в летний период времени. Тема: "По морям по волнам"

Тематическое планирование организации двигательной деятельности на прогулке с дошкольниками старшего возраста. Развивает познавательный интерес желание заниматься спортом....

Организация прогулки в летний период времени.

Организация прогулки в летний период времени.https://yadi.sk/i/QjVb74XU5sRsCw...

Консультация "Организация прогулки в летний период"

Консультация «Организация прогулки в летний период» 1.Требования к организации прогулок в летний период.2.Структура прогулки.3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период....

Брошюра "Организация прогулки в летний период"

Брошюра "Организация прогулки в летний период"...

Консультация для воспитателей по теме «Организация прогулки в летний период»

Предоставляю материал для воспитателей "Консультация для воспитателей по теме «Организация прогулки в летний период»", а так же "Подвижные игры с детьми летом"....

«Организация прогулки в летний период» (дети от 3х до 4х лет)

Рекомендации воспитателямРекомендации воспитателям...