Проект «Использование русских народных песен в рамках нравственно- патриотического воспитания дошкольников»
проект (старшая группа)

Знакомство дошкольников с русским народным песенным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesnya.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Искорка»

Проект «Использование русских народных песен в рамках нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

Автор- составитель: Лим Татьяна Константиновна,

                                                                           Музыкальный руководитель

                                                                         

                                                                         

Протвино 2022г.

Вид проекта: Познавательно – творческий;

Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 недели);

Участники проекта: Воспитанники старшей логопедической группы №5 «Веселая шумейка», музыкальный руководитель, воспитатели.

Актуальность

 Понимание дошкольного образования как активизации работы психо- эмоциональной сферы ребенка и приобщение его к русской культуре заставляет искать новые пути для ознакомления дошкольников с произведениями народного творчества, мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Цель:

- Знакомить воспитанников с народными песнями разных жанров при реализации художественно- эстетической деятельности;

- Прививать интерес, чувство уважения и любви народной песне, к народному творчеству;

Задачи:

 Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с детскими народными песнями разных жанров (колыбельные, плясовые, хороводные, лирические, игровые, частушки);

- Формировать и совершенствовать исполнительские навыки детей;

- Учить детей играть на шумовых инструментах.

Развивающие:

- Развивать музыкальные способности;

- Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми;

- Обогащать словарный запас и духовный мир детей.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональное сопереживание в исполнении песен;

- Возрождать интерес к русским народным играм с пением;

- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русской народной музыкальной культуре.

Приложение

Сценарий фольклорного праздника «Русскаяая песня — душа народа»

Цель мероприятия: Познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи: 

- Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

- Учить слушать музыку;

- Грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Ход мероприятия:

Ведущий– «Россия… какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.
                  Россия… как из песни слово, березок юная листва…
                  Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
                  Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.
                  За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.
                  Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть.
                  Люблю все то, что называют одним широким словом «Русь»!

–У каждого народа свои традиции, своя культура, свои народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Никто не знает, когда появилась первая русская народная песня, но известна

она с глубокой древности, потому- что тесно связанна с жизнью и бытом человека, устно передавалась от поколения к поколению.

О чем мы узнаем в песнях? 

Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.

Русская народная песня богата различными жанрами: трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, былины, духовные стихи, лирические протяжные песни, частушки.

Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими русскими народными песнями.

Знакомство с русскими народными песнями: «Во саду ли в огороде», 

«Ах, вы, сени», «Как на тоненький ледок»

Ведущий– Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку:

                   Наряд ее мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей! 
                  И сколько задумчивых песен поется в народе о ней. (
Береза)
Что же это за песня
? «Во поле береза стояла»

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Знакомство с песней «Во поле береза стояла»

Ведущий– Для русских народных песен характерны плавность и неразрывность.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

Сегодня на нашем занятии будут звучать частушки.

Знакомство с частушками

Ведущий– А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Проведение коммуникативной игры: «Передай спящий бубен»

Цель: Формировать контроль за движениями и развивать способности концентрировать внимание.

Задачи:

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать чувство ответственности.

Используемый материал: один бубен с тарелочками.

Количество участников: от 3 до 10.

Ход игры:

Группа садится в круг. Ведущий очень осторожно берет бубен и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Эта игра может быть полезна как противовес более шумным играм.

Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.

Игра «Шла коза по лесу»

Цель: Способствовать физическому развитию.

Ход игры: Взрослый декламирует стишок и вместе с ребёнком выполняет все действия, о которых говорит:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу- топают ножками.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем- прыгают.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем-дрыгают ножками.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем- хлопают в ладоши.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем- топают ножками.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся-кружатся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся- берутся за руки.

Игра «Ай, дили, дили»

Цель: Учить детей простым движениям, развивать чувство ритма и умение соотносить свои движения со словами песни, развивать двигательную активность.

Задачи: 

- Формировать умение ориентироваться в пространстве;

- Приучать действовать по сигналу;

- Развивать ловкость, внимание;

- Способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей;

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Правила игры:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Роли распределяются заранее, у детей на головах шапочки персонажей.

«Ай, дили, дили, дили, мы кого-то видели!» - дети идут по кругу, в конце – притоп.

«Глазастого» - подносят руки к глазам, изображая «большие глаза».

«Ушастого» - изображают большие уши.

«Вихрастого» - качают головой.

«Зубастого» - руками показывают «зубы крокодила».

«Он сидел под кустом» - идут в центр круга, руки на поясе.

«Громко щелкал языком» - отходят лицом к центру, расширяя круг, руки на поясе.

«Может, это был козел?» - в центр круга выходит «козел», высоко поднимая колени.

«Может, серый волк пришел?» - выходит «волк», вытягивая то правую, то левую «лапу» вперед, делая скользящие большие шаги.

«Или, может быть, медведь?» - выходит «медведь», вразвалочку, широко расставляя «лапы».

«Не смогли мы разглядеть» - дети стоят на местах.

Музыкальный руководитель: - Почему?

Дети: - «Потому что испугались, испугались, разбежались» -  отвечают медленно, постепенно ускоряя темп. Затем разбегаются под веселую музыку.

«Козлом» становится тот, кого осалил «козел», «волком» - кого осалил «волк», «медведем» - кого осалил «медведь». Дети отдают шапочки новым водящим. Игра возобновляется.

Подвижная игра с использованием русской народной песни «Ручеек»

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разливался родник ключевой, белый, снеговой:

По чистым полям, по синим морям.

По мхам, по болотам, по зелёным колодам.

Царь едет жениться, Царевна велит воротиться:

Сама к тебе буду, летом — в карете,

Зимою — в возочке, весной — в челночочке!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает.

Ведущий- А еще песни бывают хороводные. Хороводные песни исполняются в кругу, одновременно выполняя движения по тексту. Такие песни исполнялись не только на праздниках и гуляниях, но и на посиделках, где в старые времена часто собиралась молодежь. Хороводные песни на Руси песни никогда не разучивались специально. Дети запоминали песни с голоса, слушая их и наблюдая, что при этом делают взрослые.

Хороводная игра «Аленький платочек»

Дети идут по кругу, в центре круга – девочка (сначала ведущий) с платочком в руке.

Ведущий: Я с платочком хожу, всем платочек покажу.

Дети останавливаются, хлопают в ладоши.

Дети (хором): Твой платочек аленький, твой платочек маленький.

Ведущий идёт по кругу, незаметно роняет платок.

Ведущий:

Кто платочек найдёт, тот со мной плясать пойдёт.

Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется.

Ведущий– На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Познакомимся с ними с помощью загадок. 

Загадки:

Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем
Весельчак, но не буян голосистый мой …
(Баян)

Палочкой железной тронь- раздается тихий звон. 
Знает взрослый, знает школьник- так звучит наш …. (
Треугольник)

Он легко, легко звенит, всех собою веселит
Динь- динь, дон-дон, полюбился людям он … (
Колокольчик)

В лесу тук-тук! В избе ляп-ляп!
В руках дзынь- дзынь! На полу топ-топ! (
Балалайка)

Исполнение песни «Светит месяц» с оркестровым сопровождением  

 Ведущий– Сегодня мы с вами, ребята, знакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали?

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где в полной мере раскрывается характер и быт народа. Она легко поется, потому- что простая, песенная и певучая.

                  Нет в мире подобных России раздольной.

                  Цветов наших ярче и крепче пород.
                 Бессмертен народ наш, великий и вольный.

                  Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!

Ведущий- У песни тоже есть душа, свои сомненья и печали.

                  Она порою чуть дыша грустит осенними ночами.

                  Снега туманят ей глаза, но ветром солнечным согрета.

                  Она, как вешняя гроза, звучит мелодией рассвета.

                  Тропинкой лунною идет она на первое свиданье,

                  Кому-то радость принесет, споет кому-то расставанье.

                  Надеждой голову кружа, зовет в неведомые дали…

                  У песни тоже есть душа, свои сомненья и печали!

Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными русскими народными песнями, но мы с ними не прощаемся. Пусть они будут рядом с нами всю жизнь.

       А дорогих гостей угощаем, круглым пышным караваем.

       Он на блюде расписном с белоснежным рушником

       Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Рекомендуемая литература:

Стихи

Давай споём народные - Затянем от души. 

Пускай теперь "немодные"; Да больно хороши! 

Весёлые и грустные, - Что хочешь, то споём; 

Родные наши - русские; Мы с ними вновь живём. 

Остались нам в наследство; Ты их не забывай; 

Культуру наших предков храни и развивай... 

***

Народная песня - душевность, свобода,

Народная песня - родная природа,

Народная песня - любовь и свиданья,

Народная песня - девичьи страданья,

Народная песня - гармоний начало,

Народная песня столетия звучала,

Народная песня - стабильная мода,

Народная песня - характер народа.

***

В русских песнях Вселенская грусть и тоска, и надежда на волю.

Я иду по широкому полю. И пою, помня их наизусть.

Их, бывало, отец напевал, да и матушка в такт подпевала.

Словно моря бушующий вал, в них народная сила гуляла.

Пословицы и поговорки

Хорошо песни петь пообедавши.

***

Мы не доживем до конца этой песни.

***

Из песни слова не выкинешь.

***

Не в том углу сидишь, не те песни поешь.

***

Бедный песни поет, а богатый только слушает.

***

Какие времена, такие песни.

***

Как живется, так и поется.

***

Строевая песня дух бодрит.

***

В армии быть — с песней дружить.

***

В нашей роте песня в почете.

***

С песней легко в походе, говорят в народе.

***

Песню пой, с песней — в бой.

***

С песней душа растет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встреча с интересными людьми в рамках нравственно-патриотического воспитания у дошкольников"

Для достижения цели было выделено ряд задач:Дать возможность родителям стать равноправными участниками воспитательно - образовательного процессаФормировать у детей понятие "трудовая деятельность...

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

Педагогический проект «Русские народные сказки – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Педагогический проект по теме: "Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста". Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педаг...

Просмотр педагогического мероприятия по социально - коммуникативному развитию детей 5-6 лет "Русская народная культура как основа нравственно патриотического воспитания"

Просмотр педагогического мероприятия по социально - коммуникативному развитию детей 5-6 лет "Русская народная культура как основа нравственно патриотического воспитания"...

Презентация: «Русские народные сказки как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитани...