Воспитательский час "Конфликты в жизни подростка"
план-конспект занятия

Никулина Светлана Шамилевна

Воспитательский час "Конфликты в жизни подростка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_konspekt.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты в жизни подростка

Цель: обучение подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи: познакомить подростков с разными стратегиями выхода из конфликтов; научить их договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Ход занятия:

Столкновение

Притча

Один человек шёл по улице. У него зазвонил телефон, и он полез в свою сумку, чтобы достать его. В этот момент кто-то налетел на него. Голова человека была наклонена, и удар пришёлся прямо по лбу. Возмущению человека не было предела: «Как можно было не смотреть перед собой?!» Оправившись от удара, он начал искать вокруг того, на кого собирался вылить весь свой гнев. Оглядевшись, он увидел юношу, сидевшего на земле. На глазах у него были чёрные очки, а рядом лежала белая трость. Он сидел, отряхивался и пытался нащупать вокруг свою трость. Он не кричал и не возмущался, что его сбили с ног.

Моментально гнев прохожего прошёл. Оказывается, тот, кто налетел на него, был слеп!

«Но я же не был слеп! — подумал человек. — Я не могу гневаться на слепого». И дальше он думал так: «Шишка на моей голове всё ещё болит, но я уже не злюсь. Почему так? Я узнал, что тот, кто налетел на меня был слеп, и вина в столкновении полностью на мне. Но он меня не обвиняет. Почему я должен обвинять его?»

Память об этом случае помогла ему в дальнейшем избежать много конфликтов.
Источник: 
https://pritchi.ru/id_37362831

Как бы вы поступили в такой ситуации? Какой вывод можно сделать?

Тема нашего занятия конфликты. Что же это  такое? Ребята, иногда случается так, что мы ссоримся и каждый по- своему прав в этой ситуации, ни кто не хочет уступать.

Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, а также способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов. Это нормальное проявление связей и отношений.

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Чарльз Ликсон

Могут быть разные пути разрешения конфликтов: пассивный - уже после конфликта, можно еще долго переживать, что не сообразил, как ответить на хамство или обиду, не успел, не заметил, не … и еще много всяких «не»; настроение испорчено, чувствуешь себя униженно, сомневаешься в своих силах, недоволен собой. Налицо — моральный ущерб. Активный - есть серьезная опасность пострадать физически (или морально), если противник окажется сильнее. Опять-таки — моральная или физическая травма.

Я предлагаю пройти тест и узнать свой уровень конфликтности.

Тест "Уровень конфликтности личности"

Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

Кто вы в большей степени?

а) пацифист (человек, отказывающийся от любой - даже справедливой – войны)

б) принципиальный (человек, действующий на основе своих принципов)

в) предприимчивый (энергичный, находчивый и изобретательный человек, обладающий практической сметкой.

Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

Кто вы в большей степени?

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 - 17 баллов - Очень низкий

18 - 20 баллов - Низкий

21 - 23 балла - Ниже среднего

24 - 26 баллов - Ближе к среднему

27 - 29 баллов - Средний

30 - 32 баллов - Ближе к среднему

33 - 35 баллов - Выше среднего

36 - 38 баллов - Высокий

39 - 42 балла - Очень высокий hello_html_11090369.png

Работа в группах.

- Для того,  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на три группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

На одной из перемен к тебе подошел одноклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ты любишь слушать громкую музыку, а живущие с тобой в одной комнате дети,  предпочитают тишину, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Перед сном ты часто играешь в телефоне. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с воспитателями.

Через 10 минут, группы  представляют свои варианты решения конфликтов.

Подводя итоги, воспитатель  подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

Провожу игры на сплочения.

«Вот я какой!»

Играющие: все присутствующие.

Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.

Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.

«Кюри - кюри»

Играющие: все присутствующие.

Суть игры: Все участники закрывают глаза. Руководитель рассредоточивает всех участников в разные точки игрового поля и выбирает одного человека – Кюри, который открывает глаза. Кюри не должен двигаться и говорить. По команде руководителя все начинают хаотичное движение по игровому полю с закрытыми глазами и, прикоснувшись к кому-нибудь произносить «Кюри-кюри». Если ему отвечают тем же, значит, он должен искать дальше, если ему не отвечают, значит, это Кюри. Этот человек хватает Кюри за руку, открывает глаза и становится рядом с Кюри. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не найдут Кюри.

Игра учит: умению доверять партнёрам, играть честно, по правилам; позволяет развить дружеские отношения между игроками.

"Скульпторы"

Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.

Суть игры: ведущий предлагает задания:

- сегодня вы — скульпторы. Как говорят ученые, самый податливый материал — это сам человек. Выберите себе пару. Перед каждым из вас та самая "глыба мрамора" (ваш друг), из которой можно вылепить очень многое. Для разминки сначала сотворите из "глыбы" скульптуру мыслителя. Спасибо! А теперь — такую композицию, которой можно дать название "Счастливый человек", "Монстр из фильма ужасов".

Итак, скульпторы уже разогрели свое воображение и готовы создать совершенно оригинальное произведение, которое вы назовете... Прекрасно! Изменим роли: теперь "материал" станет скульптором, создателем и наоборот. Новые творцы могут делать со своими бывшими скульптурами все что угодно. Только не забудьте назвать ваше творение.

- новое задание: придайте своей скульптуре угрожающую позу, а затем включите себя в эту скульптурную композицию. Только обратите внимание: если ваш партнер — воплощение угрозы, то вы должны играть роль жертвы. Приглядитесь: не напоминает ли вам эта скульптурная композиция одну из возможных жизненных (школьных, домашних и т. д.) ситуаций?

Теперь те, кто был в позе угрозы, отойдите в сторону (жертвы, оставайтесь на месте!) и посмотрите, как испуганно и жалко выглядят ваши "ученики". Помогите им: подстройтесь, словно защищая, обещая безопасность... Замечательно! "Жертвы", отойдите и посмотрите, какими бережными и заботливыми могут быть ваши "педагоги" . Вернитесь к ним и в последний раз создайте скульптуру, которую поставят в нашем  доме как  символ содружества Воспитатель и Воспитанник. Всем спасибо!

Вопросы к обсуждению: легко ли вам далась невербальная форма взаимодействия? Что было наиболее трудным? Смогли ли вы понять своего партнёра? И т. д.

Игра учит: умению угадывать настроение другого человека, подстраиваться и принимать позицию партнера, даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции (создавая угрожающих монстров).

Итог.

- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зеленый

-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшнее занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

(Е.Евтушенко)

-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих занятиях, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

-Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему занятию продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Мода как образ жизни подростков"

Такое важное явление как мода очень важно для подростков. "Первое впечатление о человеке складывается за время от 5 секунд до 5 минут. Чтобы его впоследствии изменить, потребуется вся жизнь". Важно по...

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ЖИЗНЬ БЕЗ СИГАРЕТ"

Цель программы: - Снижение потребления табачных изделий воспитанниками.- Укрепление и сохранение здоровья детей.- Подготовка детей к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответств...

конспект занятия для девочек подростков график жизни

профилактика несовершеннолетнего материнства...

«Профилактика интернет рисков и угроз жизни детей и подростков»

Выступление на Всероссийском родительском собрании, апрель 2017 год[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12295619","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 700px; heig...

Воспитательский час «Гаджеты в жизни подростка»

Довести до сведения воспитанников информацию о вредном влиянии современной техники (телевизора, компьютера, сотовых телефонов) на организм человека;Рассказать о правилах безопасности пользования соотв...

Сборник материалов Региональной конференции «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирование культуры безопасного образа жизни подростков и молодежи»

-Формирование мотивации здорового образа жизни на примере деятельности штаба«РОВЕСНИК» волонтерского движения «За здоровый образ жизни» Лискинского муниципального района...