Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Манина Надежда Михайловна

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_duh-nravst_vospit.docx158.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

                https://sun1-15.userapi.com/c854024/v854024827/65d1b/IQoXpS-IqbY.jpg

Программа по духовно-нравственному

воспитанию детей

«Воспитание добротой»

(для детей дошкольного возраста 4-7лет,

 срок реализации 3 года)

                                                                 Авторы: Ст.  воспитатель Буренкова Т.В.

                                                                                Воспитатель Манина Н.М.

                                                                                Воспитатель Прохорова О.П.

г. Краснослободск - 2019г.

Содержание

  1. Паспорт Программы

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность Программы

2.2. Условия реализации Программы

2.3. Новизна Программы

2.4. Цели и задачи МБДОУ по реализации Программы

2.5. Основные принципы реализации Программы

2.6. Формы работы

2.7. Основные направления работы по Программе

3. Перспективно-тематическое планирование

3.1.Перспективно-тематическое планирование. Тематика занятий с детьми 4-5 лет.

3.2. Перспективно-тематическое планирование. Тематика занятий с детьми 5-6 лет.

3.3. Перспективно-тематическое планирование. Тематика занятий с детьми 6-7 лет.

4. Взаимодействие с семьями воспитанников

5.Ожидаемые результаты  реализации Программы

6.Мониторинг освоения Программы


1. Паспорт Программы

Составители:

Старший  воспитатель Буренкова Татьяна Викторовна;

Воспитатель Манина Надежда Михайловна;

Воспитатель Прохорова Ольга Павловна.

Полное наименование Программы: программа по духовно-нравственному воспитанию детей  «Воспитание добротой».

Рассчитана на 3 года.

Тип программы: Экспериментальная.

Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.

Возрастной диапазон: для дошкольников 4-7 лет.

Нормативно-правовая база для разработки Программы

Нормативно-правовое:

  • Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации ФЗ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Устав МБДОУ детский сад «Улыбка».

Научно-методическое:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Годовой план воспитательной работы МБДОУ детский сад «Улыбка»;
  • Методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Материально- техническое:

  • Оформлены уголки в группах по духовно-нравственному развитию;
  • Библиотека методической и художественной литературы;
  • Медиатека мультфильмов на тему «духовно-нравственного развития»;
  • Мини музей «Русская изба».

Кадровое:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников духовно-нравственному воспитанию;
  • Сотрудничество с настоятелем храма «Успение Богородицы».

Информационно-содержательное:

  • Создание информационного банка данных:

- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;

          - форм работы с родителями;

          - консультаций для педагогов.

  • Функционирование проблемных семинаров, практикумов;
  • Проведение консультаций;
  • Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, конкурсы поделок);
  • Систематическое оформление информационного стенда.

Программа разработана для детей дошкольного возраста (средней, старшей, подготовительной групп).

Возрастной состав детей - от 4 до 7 лет.

Сроки реализации программы: сентябрь 2018 года - май 2021 года.


2. Пояснительная записка

                                       «Детство и отрочество должны стать школой

                                        доброты, сердечности, чуткости. Только при  

                                        этом условии в сердце человека будет вся гамма

                                        добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

2.1. Актуальность Программы

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Причины такого падения в том, что человек отвергнув веру в Бога, потерял великий идеал любви, верности и жертвенности, и тем самым опустошил свою душу. «Сегодня России более всего не достает единого национального сознания, без которого невозможно устроить благополучную жизнь. Именно его много веков создавало и поддерживало Православие – православный образ жизни, воспитывающий укрепляющий в людях важнейшие свойства: чистую совесть и стремление жить по заповедям Божьим; любовь к ближнему, Отечеству и самоотверженное служение им; крепкую веру и любовь к Богу – вместе созидающие сильную великую Россию» (А. И. Половинкин «Пробуждение и возрождение России»).

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда  закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Воспитание добротой».

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе     сохранения и дальнейшего развития социума.

Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.

Программа предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания детей образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания по нескольким направлениям, на основе инновационных процессов, для интеграции педагогов МБДОУ и семей воспитанников на достижение целей ее развития.

2.2.Условия реализации Программы

Данная программа рассчитана на дошкольников 4-7 лет. Продолжительность реализации программы - 3 года. В течение трех лет обучения дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

2.3. Новизна Программы

Новизна заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: духовно-нравственную, православную, культурологическую, художественно – эстетическую в единое образовательное содержание. В программе предполагается сочетание разнообразных методов и приемов: бесед, рассказов педагога, чтение сказок, работа с аудио – видео материалом, экскурсии, праздники, развлечения, рисование, театрализации, презентации, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию.

2.4.  Цели и задачи МБДОУ по реализации Программы

Цель Программы:

Воспитание гуманной духовно-нравственной и творческой личности, достойных будущих граждан России, путем приобщения их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, а также освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

Данная программа решает следующие задачи:

Обучающие задачи:

1.Формировать духовно – нравственную личность ребенка.

2.Познакомить детей  с историей русского народа: бытом, обычаями,

гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

3. Дать представления и понятия о семье, об обществе, о российском народе и его культуре.

4. Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной

жизни с людьми и миром, с правилами этикета на материале художественных произведений.

5. Дать первые православные представления о православной культуре,

православном храме,  православных праздниках, о христианском образе жизни человека.

Воспитательные задачи:

                1.Воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

                2.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали: учить различать добро и зло, развивать милосердие, сочувствие, доброжелательное отношение друг другу, воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; формирование духовно-нравственных отношений.

Развивающие задачи:

1. Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

2.  Уметь выражать свой внутренний мир в творчестве: пении, рисовании, рассказывание стихов, сказок, в театрализациях.

3. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

4. Развивать интерес и любовь к национальной культуре, святыням, традициям, обычаям, обрядам.

5. Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

6. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства.

2.5. Основные принципы реализации Программы

1. Научной обоснованности и практической применимости.

2.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

3. Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями образовательных областей.

4. Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

5. Наглядность.

6. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

7.Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

Принципы духовно-нравственного воспитания

Гуманистическая направленность воспитания - отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним), на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.

Природосообразностъ - воспитание должно основываться в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.

Принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

Кулътуросообразностъ - воспитание должно строиться в соответствии с

ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия. Формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в

игровой и продуктивной деятельности; развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных формах и видах художественно-творческой деятельности.

Светский характер образования и законности - соответствие действующему законодательству РФ.

Принципы отбора содержания образования

        Научность и каноничность - сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ - показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.

Принципы организации  образовательной деятельности.

        Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Все вышеперечисленные принципы ориентированы:

-на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, художественно-эстетического развития;

-на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

-на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

Концептуальные основы развития МБДОУ являются методическим

фундаментом образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, которая осуществляется в соответствии с Образовательной программой МБДОУ детский сад «Улыбка», разработанной на основе ООП ДО «Детство» (Т. И.  Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Сонцева О.В.) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2.6.Формы работы

С детьми:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Беседы
  • Прогулки
  • Игры
  • Праздники
  • Литературные вечера, досуги
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Чтение художественной литературы
  • Встречи с интересными людьми

С кадрами:

  • Методические объединения
  • Педагогические советы
  • Семинары
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Обмен опытом
  • Самообразование
  • Курсы повышения квалификации
  • Взаимопосещения
  • Открытые просмотры
  • Мастер-классы
  • Участие в конкурсах разных масштабов

С родителями

  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Консультации
  • Совместные акции
  • Вечера отдыха
  • Выставки
  • Праздники
  • Анкетирование
  • Буклеты
  • Презентации

2.7. Основные направления работы по Программе

1.           Образовательное (занятия, беседы).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеофильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.

2. Доступность предлагаемого материала.

3. Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление подбирается с учетом возможностей детей.

4. Организация практической деятельности детей проводится как до так и после образовательной деятельности.

5. Систематичность.

6. Организация разных видов деятельности детей (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т.д.).

Для реализации программы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Структура программы

Программа состоит из пяти блоков:

«Дорогою  добра»

«Моя семья - моё богатство»

«Истоки русской народной культуры»

«Добрые сказки»

«Основы православной культуры»

1.Блок. «Дорогою добра» - нравственные ценности.

Занятия данного цикла дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.

Основные задачи занятий: научить ребенка видеть добро и зло, различать их, воспитывать желание делать добрые дела, формировать христианское отношение к ближним.

2.Блок «Моя семья – мое богатство».

На занятиях данного блока дети знакомятся с понятием семья, как о людях, которые живут вместе, с «генеалогическим древом», обществом.

Основные задачи цикла: воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах, воспитывать и прививать чувства привязанности, нежности, доброты, уважения и понимания к членам своей семьи.

3.Блок. «Истоки русской народной культуры» - традиции народной культуры.

Занятия данных циклов знакомят детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжают знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками.

4.Блок. «Добрые сказки» - чему учат сказки.

На занятиях данного блока дети учатся понимать других, уважать свою культуру и традиции, сочувствовать и протягивать руку помощи нуждающемуся в ней, учатся терпению и самоуважению, учатся признавать свои ошибки, исправлять их на материале литературных произведений.

5.Блок. «Основы православной культуры».

Занятия данного цикла знакомят детей с православной культурой, православным храмом,  православными праздниками, с христианским образом жизни человека.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

Содержание образования по образовательным областям

Образовательная область

                Содержание психолого - педагогической работы

Социально-коммуникативное развитие

1.Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;  причастности детей к наследию прошлого.

 2.Знакомство детей с основными духовными и нравственными понятиями православия.

3. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.    

4.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное развитие

1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества.

2. Воспитывать духовно-нравственно чувства.  

3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).  Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую  преемственность с современными аналогами.

4.Знакомсво детей с историей православных праздников, с православной культурой.

5. Формирование представления о семье, обществе.

Речевое развитие

1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, сказок; развитие устной речи.  Способствовать развитию любознательности.  

2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, православных праздниках, искусстве.    

3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.  

Художественно эстетическое развитие

 1 .Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки, музыка.  

2. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Физическое развитие

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

Формирование работы в соответствии с возрастной категорией:

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института;
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким;
  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи;
  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия,

эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах;

  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым;
  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми;
  • Дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки;
  • Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни;
  • Формировать духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  • Раскрыть значение понятий «общество», «народ», «республика», «государство»;
  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни родного города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины;
  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться;
  • Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
  • Формировать элементарные представления об истории человечества через искусство, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.);
  • Побуждать детей играть в русские народные подвижные игры;
  • Формировать историческую память, представление о доброте и красоте;
  • Продолжать знакомить дошкольников с православными праздниками,

основными событиями и героями Библии, дать первоначальное

представление об иконах, познакомить со знаменитыми колоколами.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к близким, сверстникам;
  • Закреплять нравственные нормы поведения, принятые в обществе;
  • Способствовать развитию ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
  • Продолжать знакомить с народной культурой, обычаями;
  • Расширять представления о родном крае;
  • Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине;
  • Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых.

Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности:

В соответствии с возрастом детей продолжительность организованной образовательной деятельности увеличивается с каждой возрастной группы:

 в средней группе, возраст 4-5 лет – 20 минут; (3 раза в месяц);

 в старшей группе, возраст 5-6 лет – 25 минут; (3 раза в месяц);

 в подготовительной к школе группе, возраст 6-7 лет – 30 минут; (3 раза в месяц).

3. Перспективно-тематическое планирование

    3.1.Тематика занятий с детьми 4-5 лет

Блок

Тема

Цели занятия

Сентябрь

1

«Основы православной культуры»

Бог – Творец мира, в котором мы живем

Знакомить детей с основными духовными и нравственными понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте; воспитывать чувства сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу.

2

«Моя семья - мое богатство»

Семейный альбом

Формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитывать любовь к ближнему.

3

«Дорогою добра»

Что такое хорошо и что такое плохо?

Расширять представления детей о нормах поведения, вызвать желание совершать положительные поступки: не жаловаться, не жадничать, не ломать игрушки, не ссориться; продолжать учить детей правилам культурного общения между собой.

Октябрь

1

«Добрые сказки»

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок.

2

«Моя семья - моё богатство»

Хозяйкины помощники

Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства.

3

«Основы православной культуры»

Беседа о соборах и церквях.

Экскурсия в Храм «Успение Богородицы»

Знакомить детей с православием на Руси, устройством и убранством храмов. Рассказывать о некоторых правилах посещения храма и особенностями архитектуры.

Ноябрь

1

«Основы православной культуры»

Знакомство с образом Богородицы

Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией; учить понимать смысл послушания, смирения, любви, знакомство с иконографией.

2

«Моя семья - моё богатство»

День матери

Продолжать воспитывать у детей любовь к маме, бабушке; показать безмерную любовь Божьей Матери е к людям, учить любить и уважать своих близких.

3

«Дорогою добра»

Загляни в свое сердце

Познакомить детей с понятием  «счастье»; побуждать детей к проявлению  внимания и заботы о друге, показать детям способы того, как можно помочь стать счастливыми другим.

Декабрь

1

«Основы православной культуры»

Ангел Хранитель

Знакомство детей с невидимым миром Ангела Хранителя. Развивать интерес к познанию духовного мира; воспитывать доброжелательность, милосердие, стремление к добру и неприятию зла

2

«Добрые сказки»

Как дедушка Егор на ярмарку ездил

Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

3

«Основы православной культуры»

Николай Чудотворец

Дать представления о нравственных ценностях нашего народа на основе истории жизни Святителя Николая. Создать условия и вызвать желание творить добро, совершать хорошие поступки тайно, как Святой Николай. Познакомить детей с особенностями почитания нашим народом Святителя Николая.

Январь

1

«Основы православной культуры»

Праздник «Рождество».

Знакомство детей с праздником Рождество Христово, приобщение к традиции его празднования

2

«Истоки русской народной культуры»

История праздника «Святки»

Дать понятие о «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской  культуре

3

«Истоки русской народной культуры»

Экскурсия в Краеведческий музей «Жили – были дед и баба»

Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

Февраль

1

«Дорогою  добра»

Дорогою добра

Углублять представление детей о доброте - как о ценном качестве человека. Воспитывать любовь к ближнему, противление злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; воспитывать у детей навыки культурного общения со сверстниками

2

«Истоки русской народной культуры»

Скалка, помоги испечь пироги

Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

3

«Добрые сказки»

Как помириться? (по сказке «Лиса и журавль»)

Дать представление о причинах ссор между детьми и людьми. Учить детей жить по Заповедям Божиим; помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство.

Март

1

«Истоки русской народной культуры

Масленица

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

2

«Моя семья - моё богатство»

Праздник 8 марта

Формировать представления детей о празднике 8 марта, продолжать воспитывать у детей любовь к маме, бабушке.

3

«Истоки русской народной культуры»

Птички-птички, к нам летите

Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, с закличкой как формой русского фольклора. Отгадывание загадок о птицах, знакомство с прибауткой «Две тетери», вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на происходящие в ней события.

Апрель

1

«Добрые сказки»

Мишуткина сказка

Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

2

«Дорогою  добра»

Жадность и щедрость

Учить оценивать поступки героев литературных произведений; учить тому, что жадничать – это некрасиво; учить понимать образные слова и выражения; закрепить знание и понимание пословиц.

3

«Основы православной культуры»

Праздник Пасхи

Познакомить детей с традициями русского народа, с православным праздником Пасха, на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Май

1

«Добрые сказки»

Солнечный зайчик

Знакомство с русской народной сказкой «Солнечный зайчик». Отметить пользу взаимовыручки и радость, которую приносят доброта и дружба. Повторение знакомого хоровода.

«Истоки русской народной культуры

Хочешь есть калачи – не лежи на печи

Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

«Основы православной культуры»

Месяц май – сколько хочешь, гуляй!

Организация «сказочной» прогулки, повторение знакомых закличек, игр, песенок. Упоминание о св. Георгии (Егории Храбром) и о народных обычаях и поверьях, связанных с ним.

3.2. Тематика занятий с детьми 5-6 лет

Блок

Тема

Цели занятия

Сентябрь

1

«Основы православной культуры»

Наш дом

Формирование представлений о творении мира Богом, воспитание положительного отношения к окружающему миру, живой и неживой природе, сотворенной Богом, развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе.

2

«Истоки русской народной культуры

Веселый разговор

Знакомство с детскими жанрами русского народного творчества: небылицами, дразнилками. Повторение пословиц, народной игры. Знакомство со сказками «Рифмы» (в пересказе Б. Шергина) и «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (в пересказе К. Ушинского).

3

«Добрые

сказки»

Кто зазнается, без друзей остается (по сказке «Черепаха и заяц»)

Учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Расширять словарный запас, учить понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый.

Октябрь

1

«Основы православной культуры»

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Дать представление о святости св. прав. Иоакима и Анны, познакомить детей с их благочестивой жизнью, с событиями Рождества Пресвятой Богородицы; воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.

2

«Моя

семья - моё богатство»

У нас в гостях бабушка

Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду; напомнить, как много тепла и заботы проявляет бабушка ко всем членам семьи; объяснить детям, что такое старость; учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения.

3

«Дорогою добра»

Город добра

Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям. Дать представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.

Ноябрь

1

«Моя

семья - мое моё богатство»

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Воспитывать уважение и любовь к самым близким людям, доброжелательное отношение к ним, готовность доставлять радость; правильно подбирать картинки;  совершенствовать умение пользоваться ножницами, правильно подбирать цвет бумаги в составлении открытки.

2

«Добрые сказки»

Хороша кашка, да мала чашка

Продолжить разговор о крестьянском труде: жатва, обмолот зерна. Познакомить с загадками на тему труда в поле, со сказкой «Каша из топора».

3

«Основы православной культуры»

Что такое церковь?

Познакомить детей с внешним и внутренним устройством церкви;  дать представление о расположении и назначении главных частей церкви; воспитывать уважительное отношение к церкви и ее святыням.

Декабрь

1

«Основы православной культуры»

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Знакомить детей с доступными их пониманию образами Божией матери и других участников евангельской истории. Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

2

«Моя

семья - моё богатство»

История моей семьи

Научить детей самостоятельно составлять рассказ о своей семье, уточнить знания детей о том, кто старший в их семье, а кто младший из родственников. Развивать и активировать словарный запас. Воспитывать уважение к старшему поколению.

3

«Основы православной культуры»

Известные колокола и их судьбы

Рассказать детям о знаменитых колоколах, колоколах-гигантах, истории их изготовления и судьбах этих колоколов. Развивать интерес к истории возникновения колокола.

Январь

1

«Истоки русской народной культуры»

Коляда-моляда прикатила молода

Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».

2

«Основы православной культуры»

Что такое икона?

Дать детям первоначальное представление об иконе; учить узнавать на иконах Спасителя и Богородицу; воспитывать уважительное отношение к образам Господа Иисуса Христа и Богородицы.

3

«Основы православной культуры»

Крещение

Познакомить с историей возникновения праздника Крещение;

формировать интерес к обычаям и духовной культуре русского народа, вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов гадания, колядования.

Февраль

1

«Основы православной культуры»

Православный праздник «Сретение Господне»

Познакомить детей с праздником православного календаря «Сретение Господне». Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений. Воспитывать у детей уважение и любовь к ближнему.

2

«Дорогою добра»

Развлечение «День друзей»

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить». Формировать умение осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Создать радостное настроение, ощущение праздника у детей.

3

 «Моя семья - моё богатство»

Семейные обычаи

Познакомить детей с семейными обычаями; дать представление о том, что в каждой семье есть свои традиции; учить самостоятельно готовить приятные сюрпризы, подарки к праздникам.

Март

1

«Дорогою  добра»

Беседа о сочувствии

Развивать речь детей; объяснить значение новых слов; воспитывать чуткость, сочувствие, заботливое отношение к матери; формировать представление о том, что жестокость людей наказывается; совершенствовать навыки рисования; закрепить знание геометрических фигур; закрепить умение ориентироваться в пространстве

2

«Основы православной культуры»

Православные традиции. Масленица

Учить детей слушать стихотворение, любуясь красотой зимней природы и ощущать незримое присутствие Божие в мире, получать маленький жизненный урок, как можно утешить вовремя и к месту сказанными, прочитанными словами, песнями; продолжать развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа.

3

«Моя семья - моё богатство»

Сердечко, которое любит. Милой мамочки портрет

Учить детей делать подарки близким и родным людям, пробуждать в каждом ребенке чувство радости от сознания того, что он сделал это сам, своими руками. Воспитывать терпение, трудолюбие, старательность.

Апрель

1

«Основы православной культуры»

Яичко к светлому дню

Рассказать о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».

2

«Истоки

русской

народной

культуры»

Жаворонки, прилетите

Напомнить детям русский весенний обычай выпечки «жаворонков» и зова птиц. Изготовление птичек из теста. Повторение заклички. Знакомство со сказкой «Ворона».

3

«Истоки русской народной культуры»

Не болей, Ивашечка

Рассказ о самых простых народных средствах лечения: лекарственных травах, бане, печке. Показать «Птицу добрую» (из щепы) и рассказать историю этого вида народного промысла. Знакомство с былиной «Исцеление Ильи Муромца».

Май

1

«Истоки русской народной культуры»

Народные приметы на зиму и на лето

Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными.

2

«Основы православной культуры»

Знакомство с православной музыкой

Знакомить детей с православной христианской музыкой. Развивать интерес у детей к ее красоте. Воспитывать умение слушать музыку и понимать ее значение в жизни людей.

3

«Добрые сказки»

Долг платежом красен (по сказке «Муравей и голубка»)

Учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения; способствовать развитию чувства благодарности, воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

3.3. Тематика занятий с детьми 6-7 лет

Блок

Тема

Цели занятия

Сентябрь

1

«Основы православной культуры»

Крестные. День Ангела

Воспитывать уважительное отношение к крестным родителям. Показать, что у каждого есть духовный страж, который оберегает его от любого зла. День Ангела - праздник индивидуальный для каждого ребенка (именинника поздравляют, дарят подарки, устраивают праздничную трапезу). Развивать у детей гостеприимство, свойственное христианству.

2

«Дорогою

добра»

Совесть подсказала

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение оказывать внимание друзьям и окружающим людям. Довести до понятия детей слова: совесть и поступай по совести.

3

 «Истоки

русской

народной

культуры»

В музее русской народной одежды

Продолжение знакомства с русским народным костюмом путем рассматривания репродукций картин русских художников. Знакомство со сказкой «Кот и лиса».

Октябрь

1

«Дорогою

добра»

Наука вежливости

Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям

2

«Моя семья - моё богатство»

Семейное древо

Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям; закреплять представление о том, что в семье все дружны и внимательны друг к другу, дома всегда уютно и радостно; учить осознавать понятие семья, уметь объяснять его; учить составлять родословную семьи, или семейное древо.

3

«Добрые

сказки»

Земля заботу любит

Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык».

Ноябрь

1

«Добрые

сказки»

Летучий корабль
Знакомство с присказкой и сказкой «Летучий корабль» о дружбе и взаимовыручке. Вспомнить знакомые считалки.

2

«Основы православной культуры»

Заповеди Божьи

Формировать понятие об основных положениях Божьих Заповедей. Воспитывать чувство любви и доверия к родителям, своим близким и родным, побуждать детей к совершению добрых дел, оказанию помощи всем, кто в ней нуждается.

3

«Основы православной культуры»

Чудный старец

Рассказать о чудесах преподобного Сергия Радонежского, совершаемых святым, о его вкладе в победу русского воинства на Куликовом поле. Показать репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Январь

1

«Основы православной культуры»

Рождество

Поговорить о празднике Рождества Христова, об обычаях празднования Рождества в русской деревне. Знакомство с вертепным театром. Рождественское представление.

2

«Основы православной культуры»

Для чего нужны свечи в церкви

Дать детям понимание того, что свеча в храме - это символ души человека. Познакомить с тем, как свечи делаются, и кто людям в этом помогает.

3

«Дорогою

добра»

О послушании

Формировать представление о послушании и не послушании, показать необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скорбей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

Февраль

1

«Основы православной культуры»

«Святыни в доме»

Познакомить детей со святынями, которые могут быть у них дома. Дать детям представление об их назначении. Воспитывать уважительное отношение к ним.

2

«Истоки

русской

народной

культуры»

Чудесные лапоточки

Рассказать о традиционной обуви русского крестьянина – лаптях, их качествах и изготовлении. Знакомство с загадками, песней о лаптях, со сказкой «Чудесные лапоточки».

3

«Истоки

русской

народной

культуры»

Русские богатыри – защитники Отечества

Познакомить с понятием «русский богатырь» на примере литературного образа Ильи Муромца. Знакомить детей с новым литературным жанром – былиной.

Март

1

«Истоки

русской

народной

культуры»

Сударыня Масленица

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

2

«Моя семья - моё богатство»

 Праздник 8 Марта

Формировать представления детей о празднике 8 марта, воспитывать в детях любовь к маме, бабушке, сестре, воспитывать чувство доброты и благодарности.

3

«Добрые

сказки»

Не горюй, Аленушка

Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Разговор о чудесах, совершающихся в жизни. Знакомство с народной игрой «Гуськи», картиной В. Васнецова «Аленушка».
Апрель

«Добрые

сказки»

Лисичкина избушка

В игровой форме рассказать детям о том, где и как строили русские люди свои жилища. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».

«Основы православной культуры»

Светлая Пасха

Познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями; познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника, развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа, научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.

«Истоки

русской

народной

культуры»

Трусливый Ваня

Познакомить со сказками о нечистой силе и с рассказом К. Д. Ушинского «Трусливый Ваня». Учить одолевать страх, верить в помощь креста, смеяться над своей трусостью. Поиграть в шуточную народную игру «Жук», юмор которой поможет детям бороться со страхами.

Май

1

«Дорогою  добра»

Если добрый ты…  

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, формирование умения делиться, уступать, быть добрыми. Учить уважать чужие желания и выборы, уметь поступиться своими в пользу своего друга. Формировать умение договариваться.

2

«Основы православной культуры»

Семик да Троица – у нас праздник водится

Рассказать детям о том, как празднуют в деревне день Святой Троицы. Завивать и украшать бутафорскую березку, поиграть в народную игру, принимать участие в хороводе.

3

«Истоки

русской

народной

культуры»

Иван Купала – чудес немало

Рассказ о народных гуляньях в день Ивана Купала, о поверьях, связанных с этим праздником. Сравнить древнее понимание очищения от зла с православным. Беседа о кладах, легендах, с ними связанных. Знакомство со сказками «Жар-цвет» и «Болтливая баба».

4. Взаимодействие с семьями воспитанников

Цель. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Задачи. Просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Работа предполагает 2 этапа:

• просветительский этап,

• этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительского собрания по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей. Просвещение родителей предполагает создание методической копилки «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек.

Этап организации совместной деятельности семей предполагает: организацию совместных с родителями праздников, традиционных мероприятий: день Матери, День Защиты детей, Международный женский день, Рождественские чтения, Дни здоровья, «Масленица», «Пасха»,  совместные проекты «Семейное древо» и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества «Золотые руки моей мамы», фотовыставки и др.

Формы сотрудничества

Интерактивная

Просветительская

Традиционная

Семинары - Практикумы:

«Семья – первая школа духовно-нравственного воспитания», «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки», «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости».

Анкетирования: «Духовно-нравственное воспитание в семье и образовательном учреждении», «Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном  детстве», «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Наши семейные ценности».

Привлечение к театрализованной деятельности (роли): «Сказка о Пасхальном яйце», «Доброе слово», «Сказка про Паучка».

Участие в выставках, фото, творческих конкурсах: «Моя семья», «Мой любимый город», «Семейные коллекции», «Волшебный мир сказок», «Светлая Пасха», «Рождественский сувенир».

Мастер-класс «Декоративные пасхальные яйца – писанки».

Привлечение к изготовлению костюмов к пасхальной сценке «Курочка Ряба», «Пасхальный колобок», «Рождественская звезда».

Оформление Православного уголка в группе.

Литературные чтения:

«У семейного огонька».

Консультирование:

«Воспитание добротой в семье»,

«Воспитание заботливого отношения к окружающим», «Борьба с дурными наклонностями»,

«Искусство наказывать и прощать»

«Вежливость воспитывается вежливостью».

Папка-передвижка «Уроки доброты».

Беседы:

«Чему учат сказки?»,

«Каким должен быть друг».

Статьи в родительском уголке: "Воспитание дружеских отношений в игре", «Если ребёнок принёс из сада не свои игрушки»,  «Эгоизм ребёнка или родителя?».

 

Родительские собрания: «Гармония отношений в семье», «Духовность и нравственность наших детей».

Тематические праздники: «Праздник рождества», «День матери», «День пожилого человека», «Папин день», «День семьи», «День Победы», «Ай, да Масленица!».

Совместные досуги для родителей и детей: «Чтобы дети росли добрыми», «Все начинается с любви».

Участие в спортивных соревнованиях: «Папа может – все что угодно», «Мама, папа, я – спортивная семья».

Игра-викторина 

«Нравственный мир сказок».

Семейные проекты: «Моя семья», «Моя родословная», «Мой город».

Совместные акции

«Посади дерево», «Спаси книгу».

Совместные экскурсии.

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

5.Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Для детей:

- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

- Воспитание уважительного милосердного внимательного отношения к ближним, навыков добродетельного поведения, способности к совершенствованию;

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

- Сформированы представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- Сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  Сформированы понятия о семейных ценностей и традициях;

- Сформировано чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.

- Сформирована потребность и готовность проявлять сострадание и сочувствие.

- Имеют представления о православной церкви и православном храме, знакомы с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки;

- Имеют основные духовные, нравственные и религиозные представления православной культуры.

2. Для педагогов:

- Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре к православной культуре;

- Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

3. Для родителей:

- Объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

- Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

- Повышение педагогической компетентности родителей в духовно -нравственном воспитании детей.

6.Мониторинг освоения Программы

Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностического исследования. Мониторинг освоения программы  проводится 2 раза в год – в октябре и в мае (итоговый мониторинг).

Критерии оценки духовно – нравственного развития: В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Показатели духовно-нравственного развития дошкольников:

Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание; Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у дошкольников. У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается: Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

  1. Диагностика и исследование нравственной сферы дошкольника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» 

(предназначен для изучения представлений детей  

о нравственных качествах)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитанника просят привести примеры: доброго дела,  справедливого поступка; поступка, который они оценивают отрицательно, поступка  проявления безответственности; привести примеры из художественных произведений и личной жизни когда он испытывает (ал) сострадание, сочувствие к героям книги или окружающим его людям.

Литературные произведения применяемые при диагностике «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Сказки, былины: «Илья Муромец и  Соловей – разбойник», «Снегурочка», прессказ Е. Поленовой,  «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Белая уточка»  из сборника сказок А. Афанасьева, «Волк и лиса», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», И. Соколов _Микитов «Соль земли» К. Ушинский  «Слепая лошадь» и др.

Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

  1. балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития.

Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам)

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например: во время игры один из твоих друзей сломал игрушку. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка о воспитании доброты в детях

Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха....

Программа по патриотическому воспитанию: «Доброта детям» Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников"

Программа по патриотическому воспитанию: «Доброта детям» Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нра...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности   по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...

Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»

Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...