"Использование рефлексивных техник в ДОУ"
методическая разработка

Ахметьянова Эльвира Гайрадовна

Мастер-класс: "Использование рефлексивных техних в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на тему:

«Использование рефлексивных техник в ДОУ»

Выполнил музыкальный руководитель

Ахметьянова Э.Г

Стаж работы: 29 лет

Имеющаяся категория: Высшая

г.Туймазы-2022

Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Добрый день уважаемые коллеги!!! Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем,  самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового?

 Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.

Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности:

образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза». Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.

Сегодня хотелось бы вам об этом  рассказать.

                     Рефлексия в образовательной деятельности может осуществляться на любом ее этапе, либо в начале, этапе проведения, а также в конце.

        Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала.

В соответствии с функциональным назначением рефлексии выделяют следующую классификацию:

  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Рефлексия содержания. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания,  понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логической связи между приобретенными сведениями.

2. Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает  сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил и  действий с которыми знаком ребенок).

3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников целесообразно в начале занятия и в конце деятельности.

По ФГОС ДО у детей дошкольного возраста нужно  формировать уважительное отношений и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, поэтому целесообразно применять не только индивидуальную рефлексию, но и коллективную, групповую.

         Каждой форме рефлексии соответствуют свои методы и приемы организации.

Рефлексия содержания.

 Эффективен прием незаконченного предложения (клише),  пословицы,  подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «линейки знаний», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

           Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность,  увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

«Поезд». 

Перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы ОД. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ребенка.

  «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.    

 «Багаж знаний».

На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки. Если ответы детей узнали что-то новое, то карточки прикрепляют на чемодан. Если нет – то к мусорной корзине.

«Цветы и бабочки».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового) ;

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

С помощью жестов:

Во!- интересно, большой палец вверх кулак зажат.

Ничего нового- руки скрещены на груди.

На сколько подрос: сидя потянуться.

Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.

Рефлексия деятельности.

  Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

«Береза».

 На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение

«Сердечко». 

   Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовал…

- Сегодня меня огорчил…

  «Светофор».

Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить работу выполненного упражнения. Поднять нужно ту карточку которая покажет насколько выполнено задание: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка –  есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Погода настроения».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.

Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией

Рисуем настроение.

 На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

    Затем лист передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать.    После этого обсуждают получившийся рисунок.

    Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

      «Образная рефлексия».  Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

          Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

  «Моё настроение». Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение на кругах

         Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного  процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. Обучать рефлексии детей возможно только начав с себя. Человек идентичен самому себе. Задача педагога помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание ндивидуальности идёт через сравнение с самим собой:

Что я знаю?

Чего не знаю?

Что я делаю?

Как я этого достиг?

Можно ли сделать лучше?

. Рефлексия может быть проведена и с родителями воспитанников, после консультации, вашего выступления на родительском собрании и т.д. Например упражнение, которое называется «Без маски».

Его цель: снятие эмоциональной и поведенческой зажатости; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "Я".

Вашему вниманию будут представлены карточки с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные присутсвующие почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня… "

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это… "

"Иногда люди не понимают меня, потому что я… "

"Верю, что я… "

"Мне бывает стыдно, когда я. "

"Особенно меня раздражает, что я. "

«Когда со мной заговаривают дети, я…»

«Когда со мной заговаривают родители, я…»

«Иногда у меня возникает желание…»

«Когда я смотрю на детей, я…»

Или рефлексия - «Дерево успеха».

Родителям предлагается дерево, на нем пока нет листьев, они лежат отдельно. Любой участник мастер-класса выбирает понравившийся листок. Затем читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагает свой вариант ответа.

Примерные вопросы и варианты ответов.

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

*Презентация опыта работы мастера.

*Сам творческий процесс.

*Мне было не интересно.

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

*Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.

*Много было ненужной информации.

*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.

*Да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.

*Она не актуальна.

4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

*Я в восторге.

*Я в диком восторге.

*Скука смертная.

5. Что вы пожелаете мастеру?

*Встречаться почаще на мастер-классах.

*Меньше теории, больше практики.

*Не высовываться.

Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.

Не зря мы сказали - все в наших руках.

Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.

Итог:

"Ресторан"

На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?", выполненные на отдельных карточках. Насытились?

Я съел бы еще этого …Больше всего мне понравилось …

Я почти переварил …Этот ресторан …Я переел …Пожалуйста, добавьте …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....

Семинар-практикум "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"

Цель:познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия» и «саморефлексия» в ДОУ и освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками"

31 января 2019 года воспитателем Яшновой Л.Ю. был организован семинар –практикум «Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками». В ходе семинара педагог познакомил с ...

Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками.

В статье "Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками" описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас...

"Рефлексивные техники в ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги!!! Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет поле...

«РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ» Картотека рефлексивных упражнений.

 Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе...

«Рефлексивные техники в работе педагога»

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её резу...