Методы предотвращения конфликтов у дошкольников
презентация

Либенсон Елена Марковна

Профилактика конфликтного поведения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог Либенсон Е.М. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников МБДОУ №20

Слайд 2

Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучиться педагогам, являются следующие :

Слайд 5

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения . Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений . Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Методы профилактики конфликтов

Слайд 6

В профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т.е. взаимоотношений между детьми. Попытки воспитателя сразу сформировать группу по своему образцу и навязать ей искусственный ритм деятельности может привести только к повышению напряженности в коллективе, созданию «подпольных» группировок, действующих незаметно для воспитателя в своём привычном стиле отношений. В этих условиях дети по-разному могут реагировать: у одних возможно заострение и укрепление уже имеющихся неблагоприятных черт характера, у других – невротизация, страх и неприязнь к детскому саду . Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, её достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создаёт комфортную обстановку творчества и взаимопонимания. Его основы закладываются во взаимоотношениях воспитателя с детьми, стиле общения с ними.

Слайд 7

Воспитание должно быть направлено на приучение к определённым социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка. Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры. Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя , который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребёнка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания – быть тактичными и не касаться самого ребёнка. Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость.

Слайд 8

Какие же приёмы и средства должен применять воспитатель, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых воспитателем в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для воспитателя важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на это процесс:

Слайд 10

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает :

Слайд 11

В качестве основных методов, приёмов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются: Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации); Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий « процесс); Интерактивные игры (игры на взаимодействие); Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации); Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; Психогимнастика; Чтение и обсуждение художественных произведений; Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; Дискуссии . Все эти навыки ребёнок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.

Слайд 12

Обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов; Упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений; Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; Принимать ответственность за свои чувства на самих себя. Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, - это:

Слайд 13

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. Однако не каждый ребёнок –дошкольник умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель может организовать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д. Задача воспитателя – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением.

Слайд 14

Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям : Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились; Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь; Не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»; Не нападай на других, когда тебе плохо.

Слайд 15

Вниманию воспитателей предлагаются игры, которые помогаю решать многие детские проблемы. Научившись сопереживать окружающим людям, ребёнок может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому ребёнку, и тому, кто находится рядом с ним, и как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершённые им действия, а не свалить вину на других .

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЯ

В социальной психологии социально-коммуникативная компетентность рассматривается, как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В её состав входят:

  • Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
  • Умение правильно определить личностные особенности и эмоциональное состояние других людей;
  • Умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия.

Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучиться педагогам, являются следующие:

  • Метод интроспекции – заключается в том, что педагог (воспитатель) ставит себя на место воспитанника. А затем в своём воображении воспроизводит мысли  и чувства, которые, по его мнению, этот ребёнок (воспитанник) испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие со сверстником. Действенность этого метода высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства ребёнка. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребёнка и менять их в случае несоответствия.
  • Метод эмпатии – основан на технике «вчувствования» во внутреннее переживание другого человека. Если воспитатель, педагог – человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаще всего воспитатели с высоким творческим потенциалом, преподаватели художественных дисциплин, относящиеся к типу «художников». Этот метод даёт возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.
  • Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять ребёнка, партнёра по взаимодействию, такой педагог выстраивает систему интеллектуальных представлений о нём по ситуации. К типу «мыслителей» можно отнести педагогов дополнительного образования по математике, конструированию.
  • Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из неё максимальную пользу (выгоду). Он состоит в превращении проблемы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-то научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.
  • Метод позитивного (оптимального) самоутверждения основан на стратегии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путём нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путём «Я-высказываний», отражающих суть события, потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.
  • Метод совместной власти основан на партнёрских отношениях: «власть с…», а не «власть над…». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавать ценности для другого человека.
  • Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передавать другому. Это становиться возможным при выработке умений самоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработке стремления к улучшению отношений.
  • Метод анализа конфликтных ситуаций  с помощью стратегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодой для обеих сторон.
  • Метод социально-психологического тренинга, позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия
  • Метод интуиции – используемый в индивидуальной и групповой  формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном  знании, сколько на опыте и интуиции.
  • Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнёра по общению, и свои собственные реакции, и др.
  • Метод расширения кругозора, заключающийся в постоянном повышении уровня профессионального мастерства, изучении смежных с психологией наук, широкой информированности в области познания окружающего мира.

Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, то вышеуказанные методы могут использоваться воспитателями в работе по профилактике детских конфликтов.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА,

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

КАК МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОМУ

РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Г.П. Щедровицкий утверждал: «…нормы могут задаваться детям в качестве особых содержаний усвоения только в ситуациях, возникающих по поводу, именно в конфликтных ситуациях, ибо только они могут быть использованы в качестве средства разрешения конфликта, и только здесь ребёнок сможет увидеть и понять их роль в качестве таких средств». Однако следует отметить, что не каждая игра, рассматривается как место, механизм и конструкция для разрешения конфликтов, исчерпывающе выполняет разрешающую функцию. Существуют некоторый набор («банк») игр, в которые играют почти все дети в той или иной вариации (в своё время подробный анализ и описание таких игр провёл  Е. А. Покровский).

Предполагается, что сюжет игры ребёнок выбирает в зависимости от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено в данных условиях. По установлению игровых предпочтений, определённых правил есть основания предполагать содержание не только определённых конфликтов, но и тот ресурс разрешения, дефицит которого снимается в конкретных играх (Выгодский Л.С.).

Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

В качестве основных методов, приёмов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

  • Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
  • Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий « процесс);
  • Интерактивные игры (игры на взаимодействие);
  • Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
  • Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • Психогимнастика;
  • Чтение и обсуждение художественных произведений;
  • Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных  фильмов с последующим моделированием новых версий;
  • Дискуссии.

Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, - это:

  • Обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
  • Упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
  • Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
  • Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
  • Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
  • Принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача воспитателя – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Воспитатель вначале сам предлагает детям игры и активно в них участвует.

Со временем дети сами охотно выражают желание поиграть в определённые наиболее понравившиеся игры (например, в игру, в которой можно научиться улаживать споры).

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать  других целебна уже сама по себе. Однако не каждый ребёнок –дошкольник умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае воспитатель может организовать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями:

  • «Солнечный круг»,
  • «Уголок доверия»,
  • «Островок желаний»,
  • «Островок чувств»,
  • «Секретная комната»,
  • «Уютный уголок»,
  • «Стол переговоров»,
  • «Уголок тишины» и т.д.

Воспитатель в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать  себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:

  • Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
  • Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
  • Не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;
  • Не нападай на других, когда тебе плохо.

Поддержанию интереса к такому роду занятий способствует участие литературных героев и использование сказочных сюжетов. Так, к примеру, в гости к детям могут приходить волшебники – добрый и злой, в которого вселились «чудовища» (гнев, злость, обида), они дарят детям сказочную тарелочку и волшебное яблочко, с помощью которых неожиданно проявляются разнообразные объекты. Познакомиться с детьми приходят Незнайка, Алиса и другие персонажи, которым ребята стремятся помочь.

Вниманию воспитателей предлагаются игры, которые помогаю решать многие детские проблемы. Научившись сопереживать окружающим людям, ребёнок может избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому ребёнку, и тому, кто находится рядом с ним, и как следствие, научиться брать на себя ответственность за совершённые им действия, а не свалить вину на других.

Блок интерактивных игр на сплоченность,

сотрудничество.

Цели и основные задачи:

  • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
  • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и своё отношение к другим.
  • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
  • Вызывать заинтересованность в общей цели.
  • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
  • Развивать готовность идти друг другу навстречу.
  • Учить проявлять терпение к недостаткам других.
  • Учить умению считаться с интересами других.

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева, 1997 год)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперёд, стук – шаг назад, и т.д. Мы всё берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи.  «Паровозик» везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия.

        

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для её «разогрева». Воспитатель должен проявить своё стремление видеть перед собой единую сплочённую группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я  хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребёнка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

 - Понравилась ли тебе игра?

- Почему хорошо обнимать других людей?

 - Как ты себя чувствуешь, когда другой ребёнок тебя обнимает?

 - Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Блок игр на обучение

эффективным способам общения

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребёнка.

        Воспитатель предлагает детям подумать о своём хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы:

  • Что ты думаешь об этом человеке?
  • Что вы любите вместе делать?
  • Как выглядит твой друг?
  • Что тебе больше всего в нём нравится?
  • Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?

Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

- Как человек находит друга?

- Почему так важны в жизни хорошие друзья?

- Есть ли у тебя друг в группе?

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая своё движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

        Лена, выслушав обращённые к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому  передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашёл мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребёнок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребёнок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- Дружные ли дети в группе?

- Почему каждый ребёнок достоин любви?

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Блок игр направленных на снятие конфликтности

Основные задачи:

  • Переориентация поведения с помощью ролевых игр.
  • Формирование адекватных норм поведения.
  • Снятие напряжения у детей.
  • Нравственное воспитание.
  • Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребёнка.
  • Обучение приемлемым способам выражения гнева.
  • Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Обучение приёмам релаксации

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребёнок». Игры: «Кто пришёл», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец» (Овчарова Р.В., 2003).

В названных этюдах и играх воспитатель может моделировать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая – от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдаёт нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросить их разыграть определённые ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Игра «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель. (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала –

Только Мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

                  (А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки?  (Из-за игрушки);

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствую те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

                (А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Игра «Примирение»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения  конфликтной ситуации.

Ход игры. Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой – Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.)  Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё – машинку, набор карандашей и т.п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

- Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?

- Почему так важно прощать других?

Этюд с содержанием проблемной ситуации

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры. Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

- Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

- Правильно ли поступила Наташа?

- Как бы вы поступили на её месте?

- Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

- Чаще улыбайтесь, и вам не придётся ссориться!

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей – по одной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнёра, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

- Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

- Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

- В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился отдать печенье?

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы, всё, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чём вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получиться. (Воспитатель кладёт в центре комнаты ткань, а на неё – красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить её. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

- Почему так важен для нас «коврик мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что вы понимаете под справедливостью?

Использованная литература:

«Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». Москва-2006 В.Я. Зедгенидзе.

Подготовила: Либенсон Е.М.



Предварительный просмотр:

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

В профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т.е. взаимоотношений между детьми.

В группе может происходить спонтанное распределение ролей: кто-то начинает верховодить или подчиняться, кто-то действует в этой связи по ситуации, когда как, а некоторые оказываются в роли «изолированных» или «отвергнутых».

Однако для того, чтобы эти различия проявились, чтобы в группе возникли отношения, отражающие реальное положение вещей, нужно определённое время.

Поэтому попытки воспитателя сразу сформировать группу по своему образцу и навязать ей искусственный ритм деятельности может привести только к повышению напряженности в коллективе, созданию «подпольных» группировок, действующих незаметно для воспитателя в своём привычном стиле отношений. Более того, может процветать узурпация власти, агрессивность, унижение слабых, показушно-примерное поведение при необходимости. В этих условиях дети по-разному могут реагировать: у одних возможно заострение и укрепление уже имеющихся неблагоприятных черт характера, у других – невротизация, страх и неприязнь к детскому саду.

Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, её достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создаёт комфортную обстановку творчества и взаимопонимания. Его основы закладываются во взаимоотношениях воспитателя с детьми, стиле общения с ними.

Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определённым социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка.

Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры. Возникающие дружеские связи между детьми являются предпосылками развития коллективных отношений, но если сама организация жизни детей в группе подразумевает взаимопомощь и доступное возрасту чувство ответственности, в этом особую роль играют игры на сплочённость.

Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребёнка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания – быть тактичными и не касаться самого ребёнка.

Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость. Какие же приёмы и средства должен применять воспитатель, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых воспитателем в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия – обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина – это процесс научения, образования, включающий средства и приёмы, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для воспитателя важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на это процесс:

  • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
  • Воспитательные приёмы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
  • Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.
  • Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку  провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
  • Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приёмы могут основываться на организации деятельности ребёнка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

  • Во-первых – привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, обучение умению брать на себя ответственность.
  • Во-вторых – научить ребёнка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление всё время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создаёт благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к собственному своему социальному положению и желая получить «все или ничего», ребёнок выводит себя за рамки обычных спокойных повседневных контактов и остаётся в социальной изоляции. Психологическая компенсация этого явления связана с привитием ребёнку умения посмотреть на себя со стороны, объективно оценить своё поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.
  • В третьих – должно быть предусмотрено обучение детей:  

- приёмам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния, что позволяло бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Овладение приёмами саморегуляции поможет ребёнку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на неё с обидой и уходом от общения;

 - умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;

-     выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребёнок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями детей.

Рекомендации для воспитателей по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями детей....

Памятка для педагогического коллектива "Профилактика предотвращения конфликтов в ДОУ"

Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество.Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и мате...

Консультация для педагогов "Разрешение и предотвращение конфликтов с родителями детей"

    Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто конфликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанник...

Рекомендации для воспитателей по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями воспитанников

Рекомендации для воспитателей по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями воспитанниковОткрытость коммуникации — первое правило профессионала системы образования. ...

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Интерес к вопросам, касающимся воспитания ребенка, начал усиливаться в конце XIX века, и фундаментальное изменение в пространстве исследований детства отмечено в двадцатом веке. Разгорелись дискуссии ...

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Интерес к вопросам, касающимся воспитания ребенка, начал усиливаться в конце XIX века, и фундаментальное изменение в пространстве исследований детства отмечено в двадцатом веке. Разгорелись дискуссии ...