план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Соловьева Марина Владимировна

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

2021-2022 учебный год

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;  объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

ЗАДАЧИ:

 формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,

то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

 расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

 развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

 развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

 развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

В каждом маленьком ребёнке –

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило!

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся,

Трах-бабах…

И нет его!

Эти строки из замечательной песни Г.Остера,  как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете,  картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Перспективный план самообразования

РАЗДЕЛ ПЛАНА

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Подбор и

изучение

методической

литературы

Сентябрь

1. Дыбина О.В.

Неизведанное рядом:

занимательные опыты

и эксперименты для

дошкольников. М.,

2005.

2. Нищева Н.В. Опытно-

экспериментальная

деятельность в ДОУ.

СПб, ООО

«Издательство

«Детство-Пресс», 2013

3. Н и щ е в а Н . В .

Познавательно-

исследовательская

д е я т е л ь н о с т ь к а к

направление развития

личности

дошкольника. Опыты,

эксперименты, игры.

С П б , О О О

"Издательство

Детство-Пресс», 2013

4. Нищева Н.В..

Проектный метод в

организации

познавательно-

исследовательской

деятельности в

детском саду. СПб,

ООО "Издательство

Детство-Пресс», 2013

5. Бондаренко Т.М.

экологические занятия

для детей 5-6 лет.

Практическое пособие

для воспитателей и

методистов ДОУ.

Т.Ц.Учитель. Воронеж,

2002

6. Ковинько Л.В.

«Секреты природы –

это интересно!»,

Линка-Пресс, М.2004

7. Тугушева Г.П.

Экспериментальная

деятельность детей

среднего и старшего

возраста.

Методическое

пособие. СПб,

Издательство

«Детство-Пресс», 2013

8. Детские учебно-

развлекательные

журналы «Маленькие

академики», 2015-2016

г

9. Научно-практические

журналы «Дошкольная

педагогика» 2006-2016

г

10. Зубкова Н.М. «Воз и

маленькая тележка

чудес». Опыты и

эксперименты для

детей от3 до 7 лет,

СПБ. Издательство

«Речь», 2006

Изучение методики,

технологии по

познавательно-

исследовательской

деятельности для

развития собственного

познавательного опыта

Работа с детьми

Сентябрь

Мониторинг по

образовательной области

«Познавательное развитие»

Выявление у детей

уровня овладения

необходимых

навыков и умений

по разделу экспериментировани

я

Сентябрь

Эксперименты с камнями

Сформировать

представление детей

о некоторых свойствах камней

Октябрь

Путешествие за секретами

Здоровья

Обобщение и закрепление

представлений детей

о здоровье, здоровом

питании, витаминах

и полезных продуктах.

Ноябрь

Наблюдение, исследование

свойств воды  в игровой

деятельности, в повседневно-

бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

- Вода  растворитель. Очищение воды

- Водяная мельница

Закрепление знаний

детей о свойствах

воды. Формирование

у детей потребности

к сохранению воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды-

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Ноябрь

Изучение свойств воздуха в

повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в

исследовательской деятельности

-Воздух сжимается.

 

-Воздух расширяется.

 

 

- Почему дует ветер?

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

 

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый

Декабрь

Изучение свойств магнита в

самостоятельной деятельности,

во время коллективных занятий,

опытно-экспериментальной

деятельности.

-Испытание магнита

 

 - Компас.

 - Мир металлов.

Повышение

познавательной

активности детей,

интереса к

предметам

окружающего мира

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

 

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве

Декабрь

Познавательное занятие

«Льдинка и снежинка»

Путём практического

исследования

(рассматривание

снежинок и льдинок

через лупу,

изготовление и цветных

льдинок) побуждать

детей делать выводы.

Умение называть

сходства и различия

снега и льда, делать

выводы и

умозаключения

Январь

Проект «О чем поспорили Кока-

кола и Вода?»

Презентация детского

исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода»; фотоальбом с

результатами опытно-

экспериментальной

деятельности по

проекту

Февраль

Игра-путешествие в страну

«Витаминия»

Формирование

представлений детей о

здоровье, как одном из

главных ценностей

человеческой жизни,

закрепление знаний

детей о пользе

витаминов, оформление

«Витаминного» уголка

в группе

Март

Интегрированное занятие

«Сахарно морожено на блюдечко

положено»

Расширение знаний

детей о мороженом,

оформление выставки

поделок детей,

размещение

информации о

проделанной работе на

социальной сети для

воспитателей

Апрель

Сила тяготения. Упрямые предметы.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

 

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

 

Май

Познавательный проект «Чудо

пуговка»

Обобщение знаний

детей о пуговицах в

процессе

познавательно-

исследовательской

деятельности, выставка

поделок детей из

пуговиц

Работа с

Родителями

Сентябрь

Ознакомление родителей с

работой дошкольного учреждения

и задачами по познавательному

развитию

Знакомство родителей с условиями,

содержанием, методами

воспитания по

познавательному

развитию

Сентябрь

Привлечение родителей к

пополнению Центра «Познание и экспериментирование

Дооформление Центра

Октябрь

Консультация для родителей на

тему «Организация детского

экспериментирования в

домашних условиях».

Папка-передвижка

«Эксперименты на

кухне

Ноябрь

Изготовление пособий для

проведения опытов с воздухом

Набор пособий для

опытов с воздухом

Декабрь

Участие родителей в оформлении

прогулочной площадки

«Снежный городок»

Участие в конкурсе

Январь

Открытый показ образовательной

деятельности «О чем поспорили

Кока-кола и Вода?»

Презентация детского исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и

Вода?»

Февраль

Консультация для родителей

«Техника безопасности при

проведении опытов на кухне»

Информационный лист

«Правила безопасности

при проведении опытов

на кухне»

Март

Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия»

Оформление

«Витаминного» уголка

в группе

Апрель

Распечатка фотографий с

экспериментальной деятельности

для оформления альбома

Фотоальбом «Юные

исследователи»

Самореализаци

я

Сентябрь-май

Подбор и изучение литературы

для создания картотеки опытов и

экспериментов для детей

старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и

экспериментов для

детей 6-7 лет

Октябрь

Консультация для родителей на

тему «Организация детского

экспериментирования в

домашних условиях».

Папка-передвижка

«Эксперименты на

кухне

Ноябрь

Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».

выступление на педсовете

Март

Методическая разработка

«Значение поисково-

исследовательской деятельности

в развитии ребенка».

Выступление на

семинаре. Публикация в

социальной сети для

педагогов

Ноябрь-май

Фотоотчеты о реализации

проектов по исследовательской

деятельности

Публикации в

социальных сетях для

педагогов

май

Отчет о проделанной работе по

теме самообразования с

подготовкой презентации

выступление на педсовете

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3.  Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.