Консультация для воспитателей «Особенности социального познания детей старшего дошкольника»
консультация

Образовательная среда детского сада располагает возможностями для реализации развития всех сторон ребенка с целью активизации его социального познания. Его эффективность в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, природной любознательностью, а с другой - использованием специальных социально-педагогических методов и приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_poznanie.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности социального познания

 детей старшего дошкольника»

Консультацию подготовила:

 Социальный педагог

ГБДОУ  НАО «Детский сад «Ромашка»

г. Нарьян-Мар.

2022 г.

        Как показывает практика, дети дошкольного возраста участвуют в жизни группы детей детского сада и близких взрослых, с интересом подключаются к групповым занятиям, играм, делятся важно, на их взгляд, информацией, откликаются на предложения других людей. Все это происходит потому, что активизируется социальное познание детей в реальном обществе взрослых и сверстников.  Они уже разбираются в том, как устроен наш мир, имеют определенные знания о своей природе, о себе, своей семье, сверстниках, способны устанавливать нормальные взаимоотношения со взрослыми и детьми.

        Ребенок по мере взросления все больше углубляется в постижение связей и закономерностей, взаимоотношений и взаимодействий между отдельными сторонами социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях, понимают причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг, умеют налаживать познавательные и эмоциональные контакты с людьми из ближайшего социального окружения, при этом пути социального познания, освоения окружающего мира и самого себя расширяются и приобретают социализацию.

Социальное познание и образовательная среда детского сада.

        Образовательная среда детского сада социальна по своей сути. Во-первых, люди, которые окружают дошкольника и играют главную роль в его жизни - это педагоги и сверстники. Во-вторых, среда детского сада наполнена различными предметами и вещами, которые социальны, так как созданы не только руками, но и разумом человека. Ребенок старшего дошкольного возраста глубже погружается в этот мир, осваивает его закономерности с помощью педагогов.  Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает процесс социализации посредством воспитания подрастающего поколения, но и способствует раскрытию индивидуальности ребенка.

        Немаловажно, что образовательная среда детского сада располагает возможностями для реализации развития всех сторон ребенка с целью активизации его социального познания. Его эффективность в дошкольном возрасте обусловлена, с одной стороны, природной любознательностью, а с другой - использованием специальных социально-педагогических методов и приемов. Их результативность в активизации социального познания старших дошкольников определяется направленностью на:

Социально-личностное развитие

  • овладение сущностью пространства и событий;
  • освоения взаимодействия со значимыми взрослыми;
  • постижение социальных ролей, определяемой актуальной ситуацией развития ребенка.

Активизация социального познания старшего дошкольника

        Пространство, в котором протекает жизнедеятельность дошкольника, ориентирует его на усвоение так называемых пространственных дистанций. Это отчетливо проявляется на уровне физической реальности, в пространственном размещении партнеров по отношению друг другу. Дети старшего дошкольного возраста в знакомых ситуациях в большинстве случаев ведут себя корректно, не нарушают пространственных норм взаимодействия. Но в незнакомой обстановке они могут допускать ошибки ( располагаются близко или далеко, устанавливают тактильный контакт либо его избегают, некорректно жестикулируют, случайно задевая партнера, и т.д.)

        Воспитатели могут использовать педагогические приемы, направленные на усвоение детьми социальных дистанций.

        Прием первый: ритуалы в группе

        Социальные дистанции  поддерживаются определенными ритуалами ( например, мужчины здороваются за руку) и знаками отличия ( например, повязка дежурного, флажок у ведущего).

        Прием второй: коммуникативные игры

        Наблюдательность. По считалке выбирают водящего, он ненадолго выходит за дверь. Остальные игроки должны выбрать того, кого будет выбирать  водящий. Для этого он может задать 5 вопросов о внешности загаданного игрока. Если задуманный игрок отгадан, он водит, если нет, нового водящего выбирают считалкой.

        «Кто за кем» Выбирается водящий, который стоит лицом к остальным детям в колонне. Его задача - запомнить, как расположены играющие, отвернуться и назвать порядок построения.

        Педагогический эффект работы с выбором пространства. В подобных играх ребенок может почувствовать «дистанцию» при взаимодействии с партнером осваивает пространство общения и взаимодействия, проявляет готовность к межличностным контактам с разными людьми, показывает характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнерами.

        Событие - то, что произошло однажды и не повторится с фотографической точностью. Древние говорили: «Невозможно войти дважды в одну и ту же реку»; так же невозможно повторить те состояния, которые вызвали определенные ситуации. Однако психологическое состояние способно дать толчок развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психических процессов. Старшие дошкольники понимают, что в их жизни многие моменты взаимосвязаны между собой, поэтому они способны разобраться в причинах тех или иных происшествий, понять скрытый смысл поступков, воссоздать картину событий. Воспитатель, занимающий позицию сотрудничества в организации воспитательного процесса, посвящает педагогическую деятельность совместному с детьми творческому проживанию реальности, освоению мира естественных отношений. В этом смысле стоит обратить внимание на технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе: педагогический анализ события, выявление его воспитательного потенциала, акцентирования тех сторон события, которые могут оказать позитивное влияние на ребенка, нейтрализация негативного влияния, стимулирование рефлексивного отношения ребенка к происходящему.

        Прием первый: «Читательский четверг» - дети по очереди приносят детские журналы, книги. Для общего обсуждения они предлагают небольшую историю, которую читают сами (или заранее выучили короткий рассказ или стихотворение). Воспитатель организует обсуждение прочитанного для того, что все могли устно нарисовать картину происходящего, передать сюжет и свое отношение к героям, придумать продолжение истории.

        Прием второй: коллективные творческие работы

        Коллективные работы - это еще один путь социального познания, если они выполняются совместно. Например, к новому году можно коллаж с использованием фотографий, картинок из журналов, детских рисунков. А сообща выполненная газета «День в детском саду» на основе групповых фотографий, сделанных в разные режимные моменты, и стихов, написанных с детьми в содружестве с воспитателями, рисунков и аппликаций детей, подтолкнет многих к активному познанию действительности.

        Педагогический эффект создания событийной среды. События изменяют взгляд ребенка на окружающий мир. Погружаясь в них и переживая, он изменяется сам. События позволяют выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления и т.д., что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

        Значимые взрослые - родители или воспитатели, контакты ребенка с которыми отличаются большей степени доверительности и интимности, близости и теплоты отношений. Наблюдения показывают, что ребенок выбирает для себя взрослого неслучайно. Опыт взаимодействия ребенка старшего дошкольного взрослого с разными людьми дает ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми. Если значимый взрослый обеспечивает ребенку информационное и эмоциональное поле, то ребенок тянется к нему, ищет новые контакты, которые удовлетворяют его потребность и общении и социальном познании.  В этом ключе взрослые могут помочь детям.

        Во-первых: предлагать примеры ( и пояснения к ним) коммуникативных навыков в среде взрослых и сверстников;

        Во-вторых: создавать условия, которые помогут детям приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе полноценного общения. Для этого важно, чтобы взрослые были не просто организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы.

        Прием первый: рисунок

        Проективный рисунок. В рисунке ребенок на невербальном уровне проявляет свое отношение к окружающим людям, демонстрирует выбор тех, которые имеют большое значение в жизни. Такой прием носит диагностический характер. С этой целью можно предложить детям нарисовать свою семью, друзей либо выполнить сюжетный рисунок на тему «Мой круг» или «Праздник в детском саду». При этом желательно провести небольшую беседу с детьми, но не детализировать педагогическую цель, а затем обеспечить им просмотр творчества. Педагог раздает детям бумагу формата А3, краски, карандаши, фломастеры не менее чем 12 цветов. По возможности можно зафиксировать реплики по ходу рисования. Следует помнить: любые диагностические процедуры дают мгновенный срез; следовательно, выводы, которые будут сделаны, носят актуальный характер в конкретный момент времени и должны использоваться осторожно.

        Тематическое рисование. Рисунок следует использовать с целью уточнения и расширения социальных контактов. Важно внести элемент обсуждения в процесс или подведение итогов работы.  Рисунки можно выполнять на темы, касающиеся жизни группы и семьи, а также после прочтения художественных произведений, просмотра мультфильмов и т.п.

        Прием второй: коммуникативные игры. «Просьба» Играющие образуют пары. В начале игры детям дают установку: у любого человека можно попросить что-нибудь: игрушку, книгу, конфету. И просьба будет выполнена. Все зависит от того, как вы ее изложите. Если начнете с обращения по имени, то наверняка расположите к себе партнера. Давайте попробуем попросить книгу, начав просьбу с обращения по имени. затем дается задание попросить что-либо у партнера, включив в просьбу комплимент, благодарность, проявив дружеское расположение. Выигрывает тот, кто наберет больше всех трофеев.

        Педагогический эффект выбора значимого взрослого. Под влиянием  взрослого у ребенка формируется чувство принадлежности к миру людей, чувство «мы». Опыт взаимодействия старшего дошкольника с разными людьми дает ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел,  но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми в разных ситуациях.

        Социальные роли - неизменный атрибут игровой деятельности дошкольников. В процессе действия в роли они передают характерные особенности персонажа игры с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, пантомимики. Старшие дошкольники самостоятельно распределяют роли, проигрывают их содержание, создают и используют внешние знаки ( одежда, прическа и т.п.) В игровой деятельности дети «примеряют» к себе различные социальные роли старших по возрасту, что расширяет горизонты социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.

        Прием первый: режиссерские игры

        Игры «Семья», «Магазин» и др. дают детям возможность освоить профессиональные и бытовые роли:  покупатель, клиент, родители и т.п.

        Игра «Школа» позволяет моделировать ближайшую перспективу развития , побывать в роли ученика и учителя.

        Прием  второй: развивающее занятие.

        Прием третий: экскурсии в школу.

        Педагогический эффект выбора социальной роли. Осваивая социальную роль, дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают положительного эмоционального состояния.

        В заключении важно подчеркнуть: дошкольный возраст сензетивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, речи и воображения ребенка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволят детям старшего дошкольного возраста не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать. Целесообразно организованная социальная среда детского сада полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.