«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ»
методическая разработка

Белякова Алла Ивановна

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья.Детям необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их.Забота о детях с ОВЗ имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной адаптации таких детей в социуме.

Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка, успешно социализироваться в обществе.

В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий: это логоритмика, валеологические песенки – распевки, элементы психогимнастики, ритмопластика, игровой массаж, пальчиковые игры и сказки, музыкально- речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны

И сегодня весь день /Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Мы погладим лобик /Движения по тексту

Носик и щёчки

Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрём ладошки /Движения по тексту

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем 

Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова 

Будьте все здоровы!

Музыкально-речевые игры-позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координаций движений в пространстве.

Упражнение «Самолёт» - способствует увеличению  продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют «у-у-у» на свободной высоте.

  1. Просто гудим.
  2. Громко, тихо. Самолёт отводим дальше, ближе.
  3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.
  4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.
  5. Полетели на стульчики. Расправив крылья.

Упражнение «Крашу карниз»

Краской крашу я карниз – ВВЕРХ- ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ

                                             произносить глиссандо вверх, вниз

Вот и выкрашен карниз.    ВВЕРХ- ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ

Оздоровительные и фонопедические упражнения – провожу для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Жила – была маленькая лошадка.

Она очень любили бегать

Вот так.                        

Дети щелкают  быстро язычком, стучат в такт пальчиками  по коленям.

Лошадка жила со своей мамой

Доброй и красивой лошадью.

И ходила она вот так.    

Дети щелкают язычком медленно, стучат в такт кулачками по   коленям.

И очень часто лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Щелкают попеременно язычком

Но, однажды подул сильный ветер  

4 раза вдыхают воздух носом,

указательным пальцем  правой руки рисуют спираль, произнося звук «У»

4 раза вдыхают воздух носом,

повторяют левой рукой так же

Лошадка подошла к своей маме и спросила:

«Можно мне погулять?»

Дети щелкают  быстро язычком, стучат в такт пальчиками  по коленям.

«Да куда же ты пойдёшь», - ответила мама –

«На улице сильный ветер».

4 раза вдыхают воздух носом,

Правую руку поднимают вверх и поют звук «У» снизу вверх

4 раза вдыхают воздух носом, рука вверху

Правую руку отпускают вниз и поют звук «У» сверху  вниз

Но лошадка не послушалась и побежала

Дети щелкают  быстро язычком, стучат в такт кулачками по коленям.

Вдруг она на полянке увидела красивый цветок.

«Ах, какая прелесть!» - подумала лошадка.

Подбежала к цветку и стала его нюхать.

«берут» цветок, нюхают лошадку и поют звук «А» - 3 раза

Только это был не цветок, а красивая бабочка.

Она вспорхнула  и улетела.

Скрестив руки, машут ладошками, поднимаю руки вверх

А лошадка поскакала дальше.

Дети щелкают  быстро язычком, стучат в такт пальчиками  по коленям.

Вдруг лошадка услышала странный звук

4 раза вдыхают воздух носом,

На выдохе «Ш»

Выполнять 4 раза

Подойду – как я поближе – решила лошадка

Дети щелкают  быстро язычком, стучат в такт пальчиками  по коленям.

Это была большая змея, которая ползла под деревом.

Она очень напугала лошадку.

4 раза вдыхают воздух носом,

На выдохе короткие  «Ш»  - «Ш» - «Ш» - «Ш»

Выполнять 4 раза

Во время прогулки лошадка услышала множество необычных  звуков.

Вот пробежал ёжик

4 раза вдыхают воздух носом,

На выдохе короткие  «Ф»  - «Ф» - «Ф» - «Ф», руками разжимать кулачки

Выполнять 4 раза

Потом застрекотал кузнечик

4 раза вдыхают воздух носом,

На выдохе короткие  «Ц»  - «Ц» - «Ц» - «Ц»

Выполнять 4 раза

Пролетел жук

4 раза вдыхают воздух носом,

На выдохе  поют«Ж» ,пальчиками шевелят

Выполнять 4 раза

За ним пролетел комар

4 раза вдыхают воздух носом,

На выдохе  поют «З» ,руку поднимают вверх. Поют снизу вверх

Выполнять 4 раза

А ветер дул всё сильнее и сильнее

4 раза вдыхают воздух носом,

Правую руку поднимают вверх и поют звук «У» снизу вверх

4 раза вдыхают воздух носом, рука вверху

Правую руку отпускают вниз и поют звук «У» сверху  вниз

Лошадка замёрзла

Вдох носом,

Выдох – «БР» - гладят руки

И побежала домой

Дети щелкают  быстро язычком, стучат в такт пальчиками  по коленям.

На встрече лошадки вышла её добрая мама

Дети щелкают язычком медленно, стучат в такт кулачками по   коленям.

Она стала согревать лошадку

Вдох носом, трут ладошки

Дуют на ладошки

Отдохнём минутку и скажем волшебные слова

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Игровой массаж повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. В своей работе использую упражнения авторов А. Уманского, М. Картушиной.

Дождик

(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град

Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками 

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! /Поглаживают руки

Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка,взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей 

                                    /и вращают их вперед, затем назад.

По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали! /Топают ногами.

Логоритмика – развивают речь ребёнка в игровой форме, развивают память и слуховое восприятие.

Упражнение «Бегемотики»–направленная на развитие мелкой моторики, укрепление психического здоровья детей,   на умение сочетать движение  со словами

        Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание.        

Таким образом, все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогают развивать музыкальные  способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...