Проект "Русские народные обрядовые праздники"
проект (подготовительная группа)

Байдалова Ирина Борисовна

Работа над проектом помогает детям дошкольного возраста познакомиться с русскими народными обрядовыми праздниками, попевками. закличками, песнями. танцами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №11 «Буратино» г.Невель Псковской области.

Педагогический проект «Русские народные обрядовые праздники в детском саду: «Рождество Христово, рождественские святки, Крещение Господне, Масленица»

       Подготовила музыкальный руководитель

              Байдалова Ирина Борисовна.

                                    Невель

                                       2019

Участники проекта:

Музыкальный руководитель;

Воспитатели подготовительной группы «Берёзка»;

Дети подготовительной группы «Берёзка»; родители воспитанников.

Сроки реализации проекта – с 14 января по 28 февраля.

Характеристика проекта:

- По доминирующему методу: музыкально - игровой, информационно-творческий;

- По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.

- По количеству участников: групповой.

- По продолжительности: средней продолжительности – 7 недель.

Образовательная область:  «Музыкально - творческая деятельность» «Познание», «Коммуникация».

Актуальность проблемы:

    В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

    Из бесед с детьми было выявлено, что они очень мало знают о народных традициях празднования «Рождества Христова» и «Крещения Господня», и следующей между ними святочной недели, они не знакомы с обрядом колядования на Руси. У детей недостаточно сформирован интерес к народным играм, песням, развлечениям.

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русской национальной традиционной культуры.  Создать условия  для повышения интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица).

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Блок 1. Русские народные обрядовые праздники Рождество Христово, рождественские святки, Крещение Господне.

Задачи проекта в блоке 1:

- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;

- знакомство с праздником «Рождество Христово» и следующей за ним святочной неделей, с обрядом колядования на Руси, с праздником «Крещение

Господне»;

- продолжать расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям;

- расширять знания детей о зимних явлениях и приметах с помощью пословиц, загадок, прибауток;

- развивать познавательную, эмоциональную, музыкальную  и творческую активность, используя русский народный фольклор.

Ожидаемый результат:

Для детей:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника  "Колядки", через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

- Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Для педагога:

-Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

- Самореализация.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО  РЕАЛИЗАЦИИ БЛОКА 1   ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации) с 14 января по 15 января.

- подобрали сценарий развлечения «Святочные колядки», святочные игры, рождественские песни, стихи;

- распределили роли для взрослых персонажей: Коляда – Грибалёва С.Н.

Хозяюшка – Пароменкова Л.П.

- подобрали костюмы для колядовщиков – детей.

- подобрали 2 презентации: «Рождество Христово» и «Святочные колядки»

- пригласили для участия в святочных колядках старшую группу «Теремок».

II этап – основной (практический)  - 16 – 17 января.

  1. Повторили с детьми знакомые зимние песни: «Сею – вею снежок» и «Как на тоненький ледок». Подготовили  инсценировку песни «Как на тоненький ледок».
  2. Разучили танец Ангелов под рождественскую песню.
  3. Разучили песню «Рождество пришло», прослушали песню «Колыбельная Марии»
  4. Повторили танец снежинок с девочками старшей группы «Теремок»
  5. Разучили частушки – колядки с Сашей Шеренковым.

III этап – заключительный.

Исполнение первого продукта проектной деятельности- развлечение «Святочные колядки» - 18 января.

                 План развлечения:

  1. Вход под рождественскую песню, построение полукругом.
  2. Исполнение зимних песен «Сею – вею снежок» и «Как на тоненький ледок» с инсценированием.
  3. Чтение детьми рождественских стихов.
  4. Просмотр презентации «Рождество Христово».
  5. Чтение детьми подготовительной группы «Берёзка» стихов о святках и колядках.
  6. Исполнение девочками старшей группы «Теремок» танца «Снежинки»
  7. Вход Коляды и колядовщиков с рождественской звездой и святочным месяцем в руках.
  8. Чтение колядок, закличек, стихов, загадок; Саша Ш. исполняет частушки – колядки.
  9. Вход Хозяюшки. Хозяющка приглащает всех поиграть.
  10.  Весёлые игры.
  11.  Угощение детей; уход из зала под музыку.

По впечатлениям работы над материалом «Рождественские святки» дети подготовили для родителей рисунки «Святочные колядки». Я сделала выставку рисунков для родителей группы «Берёзка» и разместила объявление о работе над новым проектом.

Блок 2. Русский народный обрядовый праздник «Масленица».

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Материал и оборудование – музыка; «Масленица» - наряженная кукла из соломы;  «Карусель» - изготовлена из колеса, шеста и ленточек.

Костюмы для взрослых: Зима, Весна, Скоморох. Снеговик.

 Музыкальный репертуар: песни и хороводы:  «А мы Масленицу дожидали», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Сею – вею снежок», «Веснянка», «Блины», игры: «Блины с припёком», «Карусель», хороводы на улице вокруг  Масленицы.

Содержание практической деятельности по реализации второго блока проекта:

  1. Подготовительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.

Подготовительный, с 21 января по 28 января.

 Содержание:

  1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
  2. Подбор музыкального материала, пособия и литературы по теме  «Масленица»; подобрать сценарий для проведения праздника «Масленица на улице».
  3. Подготовить презентацию о масленице для просмотра детьми.
  4. Подготовить беседу о празднике «Масленица» и иллюстрации к ней. Провести беседу с детьми.
  5. Пригласить родителей группы «Берёзка» разучить с детьми стихи о масленице к празднику.
  1. Основной – практический – с 29 января по 28 февраля.

Цель: Создать условия для изучения национальной традиции; формировать знания  детей о русской национальной традиции «Проводы масленицы».

 Содержание:

  1. Наблюдение за изменениями в природе;
  2. Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций.
  3. Заучивание  закличек, стихов;
  4. Разучивание хороводов, народных танцев, масленичных песен,  музыкальные игры.
  5. Просмотр презентации «А мы масленицу дожидали». Беседа о презентации.
  6. Просмотр мультфильма о Масленице.
  7. Провести с детьми группы «Берёзка» конкурс на лучший рисунок Масленицы.
  8. Подготовить для родителей группы «Берёзка» выставку  рисунков их детей «Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько!»
  9. Заключительный – исполнение продукта проектной деятельности – проведение праздника «Пришла к нам масленица, принесла блины и маслице» - 7 марта.

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  1. Музыкально- игровой праздник   на улице;
  2. Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».
  3. Выставка детских рисунков для родителей.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

  • Сценарий проведения праздника «Масленица».
  • Презентация «Широкая масленица».
  • Беседа «Как на Руси масленицу встречали»
  • Иллюстрации к празднику масленицы
  • Сценарий развлечения «Святочные колядки»
  • Презентации «Рождество Христово» и «Святочные колядки»
  • Рождественские и масленичные игры, песни, танцы, хороводы, стихи, заклички, колядки, частушки.

         

             

Отчёт о реализации первого блока проекта «Русские обрядовые праздники в детском саду».

  1. подобрали сценарий развлечения «Святочные колядки», святочные игры, рождественские песни, стихи;

2.  распределили роли для взрослых персонажей: Коляда – Грибалёва С.Н.

Хозяюшка – Пароменкова Л.П.

3.подобрали костюмы для колядовщиков – детей.

4.подобрали 2 презентации: «Рождество Христово» и «Святочные колядки»

5.пригласили для участия в святочных колядках старшую группу «Теремок».

6.Повторили с детьми знакомые зимние песни: «Сею – вею снежок» и «Как на тоненький ледок». Подготовили  инсценировку песни «Как на тоненький ледок».

7. Разучили танец Ангелов под рождественскую песню.

 8.Разучили песню «Рождество пришло», прослушали песню «Колыбельная Марии»

9.Повторили танец снежинок с девочками старшей группы «Теремок»

10.Разучили частушки – колядки с Сашей Шеренковым.

11.По впечатлениям работы над материалом «Рождественские святки» дети подготовили для родителей рисунки «Святочные колядки». Я сделала выставку рисунков для родителей группы «Берёзка» и разместила объявление о работе над новым проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору

Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....

Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников....

Развлечение народно-обрядового праздника для детей старшей группы «САВВАТИЙ-ПЧЕЛЬНИК»

Описание работы: Данный сценарий является одним из мероприятий перспективного плана по воспитанию детей 5-6 лет. Материал сценария может оказать методическую помощь воспитателям, музыкальным руководит...

"Кузьминки - осени поминки" - народный календарно-обрядовый праздник для детей старшего дошкольного возраста

Народный праздник - это средство приобщения дошкольников к национальным традициям. Став  непосредственными участниками, дети знакомятся с атрибутами народного быта, с музыкальными инструментами, ...

«Народно - обрядовая культура в проведении фольклорных праздников»

Основная задача учителя марийского языка в детском саду – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.Организуя работу по ознакомлению с родным краем, мы с...

План мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками.

Узнав о традициях праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших о...

Консультация для родителей: "Русские народные календарно-обрядовые праздники".

История создания русских календарно - обрядовых праздников....