Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
материал (подготовительная группа) по теме

Мизина Валентина Николаевна

Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolyadovanie_nakanune_rozhdestva.doc60 КБ
Microsoft Office document icon kuzminki.doc60 КБ
Microsoft Office document icon maslenica.doc40 КБ
Microsoft Office document icon pasha.doc51 КБ
Microsoft Office document icon pokrov.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon troica.doc56 КБ
Microsoft Office document icon uspenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

( старшая группа)

                                                                                        

                                                                                     

                                                                       Подготовила муз. руководитель

                                                                        Мизина Валентина Николаевна

«КОЛЯДОВАНИЕ НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА»

Цель: дать детям представление о календарном русском народном празднике, понятие о русских народных колядках. Учить детей активно участвовать в празднике, эмоционально, точно передавать содержание фольклорного текста в колядках, закличках, загадках, русских народных песнях.

Предварительная работа: разучивание колядок, закличек, стихов, предварительная беседа о празднике.

Оборудование: музыкальные инструменты, пшено, домики хозяев, угощение, грамзапись - рус. нар. пеня «Тимоня», платки.

Музыкальный репертуар: рус. нар. песня «Тимоня»,

Колядки: «Приходила коляда», Коляда моляда», «Овсень»,

Колыбельная: «Коля-Николай»,

Стихотворение: «Как на горке на горе»,

Песня: «Зимушка хрустальная»,

Парный танец с платками, частушки,

Рус. нар. песня «Москва златоглавая»

Декорация: деревенская улица. Дети вслед за ведущей входят в зал под плясовую мелодию «Тимоня». Они одеты в кафтаны, шапки, платки, с рукавицами на руках. Останавливаются возле домиков, приплясывают, будто греются. Остальные дети - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят за домики.

Колядующие с ведущей встают полукругом возле домиков.

Ведущая: - Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда да из Новгорода.

1 ребенок: - Коляда-моляда. Зашла в новые ворота.

2ребенок: - А за ней и Мороз через тын перерос.

3ребенок: - Принес он холод - так что дед Архип стал молод!

4ребенок: - Мороз не велик, да стоять не велит.

Все: - Не велит мороз стоять, нам пора колядовать!

Дети взявшись за руки, идут по залу за ведущей змейкой и поют:

Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом!

Ведущая: - Пойдем к дядьке Мирону колядовать!

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку:

Коляда-моляда прикатила молода!

Мы нашли коляду во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон, выноси добро во двор.

Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром! Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Хозяин: - Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны!

Хозяйка: - Сдобные лепешки не лезут в окошки!

Хозяин   и хозяйка угощают гостей, Мехоноска — девочка с   большим   кошелем принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1 ребенок: - Дай бог тому, кто в этом дому!

2 ребенок: - Вот и каша густа, вот и мед на уста.

3 ребенок: - Вам и плашек с творогом,

Все: - И детишек полный дом!

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая: - Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущей и поют:

Овсень, овсень, ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам,

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется,

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Останавливаются у дома Николая и стучат в окошко, но никто не отвечает. Выбегает с громким лаем собака и опять уходит в дом.

Ведущая: - Может крепко спит дядя Николай? Давайте еще ему колядку споем! Все поют «Овсень, овсень...» Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай: -Кто тут орет, спать не дает?

Все: - Это мы — колядовщики!

Николай: - И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да плясать? (уходит в дом)

Дети: (поют колыбельную)   Уж, ты Коля-Николай,

Сиди дома, не гуляй,

В тепленьком местечке,

С бабушкой на печке (смеются)

ребенок: - У скупого мужика (показывает на дом Николая) Родись рожь хороша,

Колоском пуста, соломкой густа (все смеются)

 2 ребенок: - А у доброго мужика родись рожь хороша,

Колоском густа, соломкой пуста. Ведущая: - Пойдем-ка лучше к Иванову двору.

Все дети идут и поют «Овсень, овсень...», у Иванова двора останавливаются.

1 ребенок: - У Ивана на дворе да три терема стоят.

2ребенок: - Сам Иван-господин - светлый месяц.

3ребенок: - Красно солнышко - его Варварушка.

4ребенок: - Часты звездочки - его детушки.

Выходит на стук хозяин, хозяйка, которая держит на руках запеленатую куклу. Хозяин: - Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощенье, сыр да печенье.

Хозяйка: -Прянички, конфетки покушайте, детки!

Дети: - Спасибо.

1ребенок: - Мы малешеньки колядовщики,

             Мы пришли проставлять, хозяев величать!

2ребенок: - Иван Иванычу - житья сто лет!

3ребенок: - Его женушке всегда здравьица!

4ребенок: - И всем деточкам, сыновьям, дочерям-боярышням Все: - Жить вам вместе лет до двести!

Ведущая: (заглядывает в кошель к мехоноске) - Ну, хватит, ребятушки, полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Акулине в избу греться. Дети подходят к дому Акулины.

Акулина (выходит): - Милости прошу, люди добрые, проходите! Будем вечер коротать, будем петь да плясать!

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют русскую народную песню «Ох ты зимушка-зима». Дети читают стихотворение:

Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

     Кто с разбегу, кто по льду, А кто по снегу!

     С горки — ух! На горку - ух! Бух! Захватывает дух!

Исполняется песня А.Филиппенко «Зимушка хрустальная»

Ведущая: - Давайте в молчанку играть! Раз, два, три, замри!

Провинившийся (заговоривший) должен выполнить задание, придуманное детьми.

Ведущая: - А давайте загадки загадывать!

Девочки садятся по одну сторону зала, мальчики напротив. Девочка выходит, загадывает загадку, потом свою загадку загадывает мальчик и т.д.

Мальчики собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам, кланяются и говорят: «Приглашаем танцевать!»

Девочки отворачиваются: «Не хотим!»

Мальчики (руки в боки): «Почему?»

Девочки встают и протягивают мальчикам руки: «Подарки давайте»

Мальчики смущенно отходят от девочек: «Какие подарки?»

Трое мальчиков выходят на середину зала, остальные садятся.

1мальчик: - Аи, тари, тари, тари!

              Куплю Маше янтари!

2 мальчик: - А останутся деньги?

1 мальчик: - Куплю Маше серьги.

2 мальчик: - А останутся полушки? 1мальчик: - Куплю Маше подушки. 2мальчик: - А останутся пятаки? 1мальчик: - Куплю Маше башмаки.  2мальчик: - А останутся грошики? 1мальчик: - Куплю Маше ложки.

3 мальчик: - А я своей купил платок, посередочке цветок! (достает из-за спины платок) Все мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать.

Исполняется «Парный танец с платками»

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом расходятся и объявляют «Частушки!». Все дети исполняют частушки. Мальчики играют на трещотках и ложках, девочки помахивают платочками.

Девочка: -  Что с ногами, не пойму! Вправо-влево носятся,

              Не стоят они на месте,

             Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем все выстраиваются шеренгой и идут к зрителям.

1ребенок: - Всем людям добрым

     Желаем добра.

     Золота и серебра!

2ребенок: - Пышных пирогов,

     Мягоньких блинов!

 3ребенок: - Доброго здоровья!

 4ребенок: - Маслица коровья!

 Все: - Кому песни поем, тому сбудется,

                Тому сбудется, не минуется!

 Ведущая: - А вот вам на память печенье, примите от нас угощенье!

Дети предлагают гостям печенье в виде фигурок животных. Снова в грамзаписи звучит «Тимоня».

Дети, прощаясь с гостями, машут им руками и, пройдя круг, выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

                                                                    Подготовила муз. руководитель

                                                                    Мизина Валентина Николаевна

«КУЗЬМИНКИ - ОБ ОСЕНИ ОДНИ ПОМИНКИ»

Программное содержание: Рассказать детям доступно об обрядовом празднике. Учить детей исполнять песни задорного веселого характера легким звуком, в подвижном темпе. Чисто интонировать мелодию песен, учить соблюдать паузы, четко произносить окончания слов. Обратить внимание на одновременное вступление в пении. Развивать у детей ритм, музыкальную память, музыкальный слух. Учить любить и беречь свою Родину

Предварительная работа: сценка «Кузнецы» - распределить и выучить по ролям, рус. нар. песня «Чики-чики-чикалочка», рус. нар. потешка «Ай, тари, тари, тари», рус. нар. песня «Как ходил гулял Ванюша», пляска «Сапожки». Потешка о чае - выучить с детьми.

Репертуар: рус. нар. песня «Чики-чики-чикалочки», рус. нар. потешка «Ай, тари, тари, тари», рус. нар. потешка «Как ходил гулял Ванюша», рус. нар. мел. «Из-под дуба», пляска «Сапожки», рус. нар. музыка «По улице мостовой».

Оборудование: деревянные ложки, дудка, столы, скамейки и все для чаепития, русские народные костюмы.

Т.С.О.: магнитофон, аудиокассета «Золотое кольцо», рус. нар. муз. «Из-под дуба», рус. нар. музыка «По улице мостовой».

Занятие проводится в «избе», музыкальный руководитель с участниками фольклорной группы.

Муз. рук.: - Осень торопит, зима не ждет. Осень-жируха со злюкой-зимой борется. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться. Парни лапти плетут, а девушки - рукоделием занимаются.

По такому случаю с Кузьминок устраивают посиделки. Время проводили за любимым занятием: кто прядет, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки вырезает. А в работе парням и девушкам помогают Кузьма да Демьян. Они -большие работники. Они и кузнецы, они и плотники. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха. А вот и они в гости к нам пожаловали!

Входят два мальчика - кузнецы.

1-й кузнец: -  Идут кузнецы из кузницы,

                Несут кузнецы два молота.

2-й кузнец: -  Галки, вороны, собирайтесь к нам.

                 Варите кутью, поминайте Кузьму! Кузнецы: -    Хозяева, кузнецы нужны?

Муз. рук.: -    Кузнецы всегда нужны. А вот что вы делать-то умеете?      

Кузнецы: -    Мы все умеет. И сейчас покажем свое умение.

Разыгрывается содержание песни «Во кузнице».

Муз. рук.: - Давайте-ка кузнецов кашкой накормим да кваском напоим. Вот вам кашка с куренкой.  Ешьте на здоровье.

1-й кузнец: (хлопает себя по животу) - Наелся вволю. Да вот запить бы чем?

Муз. рук.: - У нас и квасок имеется. Ядреный, сладкий!

Кузнецы пьют квасок.

Муз. рук.: -  Кузнец-молодец!

                          Расковался жеребец.

                 Ты подкуй его опять! Кузнецы: -   Отчего не подковать!

                          Вот гвоздь. Вот подкова.

                      Раз, два-готово!

Муз .рук.: - А вот и наш сыночек Ванечка приехал.

Дети танцуют под мелодию русской народной песни «Как ходил гулял Ванюша». Ванечка подходит к отцу.

Ваня: - Батюшка, давай загадки загадывать!

Отец: - Ну, давай попробуем! Начинай-ка ты первый!

Ваня: - Морщинистый Тит

Всю деревню веселит. (Гармошка)

Отец: - Да, трудна твоя загадка! А вот и моя:

В лесу выросла,

Из лесу вынесли,

В руках плачет,

А кто слушает - скачет.      (Дудочка)

Ваня: - Подайте мне дудочку, я ведь много песен знаю. Заиграю-ка я на дудочке, а вы -Кузьма да Демьян - на ложках мне помогите!

Звучит мелодия русской народной песни.

Взявшись за руки, дети идут по кругу, а музыканты - Ваня, Кузьма и Демьян - «гуляют» по залу.

Дети: -  Мы по улице гуляем,

                   Хороводы выбираем.

                  Где веселый народ -

          Тут наш будет хоровод.
Ваня:-  Выше руки поднимайте,

                  Музыканта в круг пускайте.

                  Я сыграю вам сейчас,

  А вы все пускайтесь в пляс!

Пляшут все дети.

Ваня: - Ох, устал я играть

         И пойду отдыхать!

Муз. рук.:-   Музыканты все собрались

И о чем-то замечтались.

В хоровод большой вставайте,

Пляс веселый начинайте!

Все танцуют под мелодию русской народной песни «Из-под дуба».

Муз рук.: -  Ах, тара, тара, тара-ра,

 Идут девки со двора!

 Девушки: - Пришли мы петь да плясать,

 Себя людям показать!

Разыгрывают   содержание   русской   народной   песни   «Чики-чикалочки»   и   русской народной потешки «Ай, тари, тари, тари».

(Во время инсценировки девочку, изображающую Машу - героиню песни, наряжают: надевают серьги, красивые сапожки, дают ей деревянные ложки, кладут за спину подушку).

Муз. рук.: -  Машенька, нарядись,

       Всем ребятам покажись.

       Машенька, попляши,

       Твои ножки хороши!

Все дети исполняют пляску «Сапожки» под мелодию русской народной песни «По улице мостовой».

Муз. рук.: - Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. «Чай горячий - наша сила, украшение стола».

С чая лиха не бывает! -

Так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые да угощайтесь на здоровье!

Тары, тары, тары, бары,

Выпьем чай из самовара.

С частушками, ватрушками

И с блинами вкусными!

«ВОРОН И КУРЫ»

Выбирают «ворона» и «хозяйку», остальные играющие - «куры». «Ворон» уходит за угол на свое «поле», «хозяйка» - метров за двадцать в свой «дом» с «курами» и ложится спать. В это время «ворон» уносит с собой одну из «кур». «Хозяйка», проснувшись, начинает считать «кур», но недосчитавшись одной, идет к «ворону» и спрашивает:

- Ворон, ворон, Иван Петрович! Не видал ли ты моей курочки? Ворон отвечает:

- Какие тебе курочки? Зачем на мое поле пришла?

Хозяйка уходит и опять ложится спать. Опять появляется «ворон» и уносит вторую «курочку», и так далее.

Таким образом «хозяйка» теряет всех «кур» и в последний раз отправляется к «ворону». Во время переговоров «ворон» совсем отказывается говорить с «хозяйкой» о «курах», но она начинает кликать их: «Тю, тю, тю». Тогда «куры» соскакивают со своих мест и щиплют «хозяйку» с «вороном»: первую - за то, что плохо их оберегала, второго - за то, что их украл. При этом «хозяйка» и «ворон» должны бежать до дома «хозяйки», а «куры» преследуют и щипают их.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх - делают «золотые ворота». Рядом с «воротами»» втыкают ветку.

Один из участников игры - водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все поют: В золотые ворота проходите, господа: Первый раз - прощается, Второй - запрещается, А на третий раз - не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центр ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

«КУЗНЕЦЫ»

По считалке выбирается «кузнец». Остальные - «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:

Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять. Кузнец отвечает:      Отчего ж не подковать?

Вот - гвоздь, вот - подкова!

Раз, два - и готово! «Жеребцы» на слове «готово» убегают, «кузнец» их ловит.

«КУРОЧКИ»

Играющие берутся за руки и становятся в ряд, широко расставив руки. Одна из играющих (по выбору или жребию), называемая «хозяйкой» становится поодаль и обращается к стоящей на любом конце ряда «куме» со словами: - Кума, кума, не видала ли мою курочку?

Кума спрашивает: - А какая она?

«Хозяйка» начинает описывать ее приметы (например, рябенькая, носок крючком, хвостик выщипанный и т.д.) указывая при этом на одну из играющих, стоящих с противоположного конца ряда. Затем словами «Кшишь, Кшишь!» отгоняет ее от играющих и продолжает бегать за ней до тех пор, пока не поймает. После этого «хозяйка» ставит пойманную рядом с «кумой», а сама продолжает ловить всех остальных и ставить их на другой конец ряда таким же образом.

После этого игра начинается снова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

(старшая группа)

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

           

                                                                   Подготовила муз. руководитель

                                                                       Мизина Валентина Николаевна



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

( старшая группа)

                                                                                        

                                                                                     

                                                                         Подготовила муз. руководитель

                                                                          Мизина Валентина Николаевна

«МАСЛЕНИЦА»

Программное содержание: средствами народной музыки, хороводами, играми показать ребятам как отмечает нард свои праздники. Учить детей в играх проявлять сноровку, ловкость, терпение. В хороводе согласовывать движение со словами, образно передавать шутливый характер. Учить детей любить свою Родину, воспитывать чувство гордости, коллективизма.

Предварительная работа: русская народная песня «Блины», хоровод «Как на тоненький ледок», беседа о русском народном празднике «Масленица».

Выпечка блинов, индивидуальная работа с персонажами, с ведущей, консультация для родителей «Масленица».

Репертуар: рус. нар. песня «Блины», хоровод «Как на тоненький ледок», аудиокассета «Золотое кольцо».

Оборудование: костюм Скомороха, Петрушки; канат, снежки, санки, лыжи, чучело «Масленицы», блины, костюм «Зимы»; все дети в русских народных атрибутах, платки, картуз с цветком.

Т.С.О.: магнитофон, аудиокассета с русскими народными мелодиями «Золотое кольцо».

Праздник проводится на участке детского сада, украшенном воздушными шарами, серпантином, бумажными игрушками.

         Выбегают Скоморох и Петрушка.

Скоморох: - Здравствуйте, честная публика!

Петрушка: - Наше почтение!

         Скоморох: - Я Скоморох, парень не плох!

Петрушка: - А я Петрушка, колпак на макушке!

Скоморох и Петрушка: - Мы зовем на праздник всех, будет музыка и смех!

Скоморох: - Ты постой, Петрушка-проказник, а какой у нас сегодня праздник? Петрушка: - А про это публика знает, пусть она и отвечает.

Дети: - Масленица!

        Скоморох: - Правильно! Широкая Масленица.

        Петрушка: - Как проводим масленицу, так зиме конец, весне начало. Появляется Зима.

Зима: - Что за шум здесь? Я никого не звала в гости! Скоморох: - А ты кто, гостья?

Зима: - Я гостья? Я Зима! Хозяйка тут! Моя власть! Мое время!

Петрушка: - Нет, государыня Зима, конец твоей власти! Масленицу провожаем, а значит, и Зиме конец. Весна на пороге!

Зима: - Как это конец?! Я хозяйка! Моя власть! Мое время!

Скоморох: - Нет, Зима, пора тебе уходить. А будешь спорить, так мы тебя и прогоним. А ну, ребята, прогоняйте Зиму!

Петрушка: - Вот и прогнали Зиму. Будем с Масленицей веселиться!

Воспитатели вносят большое чучело Масленицы и устанавливают ее на видном месте.

Скоморох: -        Вот и Масленица пришла

И веселье завела!

Ай-да, Масленица-кривошейка,

Встретим тебя хорошенько:

Сыром, маслом да яйцом

И румяным калачом!

Песней, пляской, да весельем,

Да хорошим угощеньем! Петрушка: - Ну, давайте угощаться!

Скоморох: - Ты, Петрушка, погоди, пусть веселятся малыши! Проводятся игры и соревнования:

- метание снежков в цель,

- хоровод со Скоморохом и Петрушкой (на внимание),

- догонялки со Скоморохом и Петрушкой вокруг детского сада,

- перетягивание каната.

Скоморох: - А теперь пора прощаться с Масленицей. Проводим Масленицу, сожжем ее, и сгорят все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.

Петрушка: - Рано-рано петухи у нас запели, про весну-красну возвестили. Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Поджигают чучело Масленицы.

Взрослые в русских сарафанах выносят детям блины.

Скоморох: -        Верба рясна-распрекрасна,

Ушла Масленица красна:

Деток с горочек катаючи,

В бочках донцы выбиваюси,

Горы сыром укладаючи,

Деток блином угощаючи,

Маслом поливаючи.

Петрушка: - Угощайтесь, гости дорогие, масленичным блинком!

Детям раздают блины. В конце праздника на территорию детского сада въезжают сани, запряженные лошадьми.

Скоморох: -        Цок-цок-цок, бежит лошадка

По дорожке, по гладкой,

Покататься мы решили

И лошадку пригласили. Петрушка: - Сядем в сани вместе все и поедем в гости к Весне!

Дети катаются на санях и расходятся по группам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

                                                                      Подготовила муз. руководитель

                                                                      Мизина Валентина Николаевна

«ПАСХА»

Программное содержание: Продолжать развивать у детей самостоятельность в игре. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности. В доступной форме объяснить детям как праздновал народ великий праздник «Пасха», учить детей гордиться своей Родиной, любить и ценить русские народные обычаи.

Предварительная работа: рус нар. игра «Солнышко-ведрышко», колядка к пасхе, рус. нар. игра «Верба-вербочка», рус. нар. игра «Прялица»

Оборудование: пасха, куличи, скатерть, красивое блюдо, веточки вербы, крашенные яйца, чучело.

Репертуар: рус. нар. игра «Солнышко-ведрышко», рус. нар. игра «Верба-вербочка», рус. нар. игра «Прялица»

Ход занятия

Муз. рук.: - Светлое Воскресение Христово наименовано Пасхой и считается самым главным праздником Христианской Церкви. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

         На Святой гром - к урожаю.

И на второй день тоже наблюдали за состоянием природы. Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Дети тоже обращались к солнцу с песенкой:

 Солнышко, ведрышко,

 Выгляни в окошечко!

 Солнышко, покатись,

 Красное, нарядись!        

Проводится русская народная игра «Солнышко-ведрышко»

Муз. рук.: - На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце.

Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

Проводится русская народная игра «Верба-вербочка»

Муз. рук.: - На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христа -христосоваться (целоваться) и обмениваться пасхальными яйцами. В церкви звонят колокола.

К празднику Пасхи приготовлялся артос - большой раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо сцена воскресения Христа.

Специально к празднику готовят «пасху» из творога и кулич.

Пасхи не бывало без качелей. Вокруг этих качелей проводились гулянья.

 С Пасхи молодежь начинала устраивать хороводы за околицей, игры на лужайках, на лесных полянах.

На Пасху также ходили по дворам и «колядовали»:

Ну же, братцы-товарищи,

Собирайтесь до нас.

Пойдемте в тот двор

Да поздравим их с праздником.

Их с праздником, с Христовым днем,

С Христовым днем, красным яйцом!

Мужики, которые ходили по дворам, назывались христованниками или волочебниками. Им выносили яйца, сало, деньги, пироги, молоко. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца - околеет овца.

Не даст сала кусок - околеет телок.

Нам не дали сала - коровушка пала.

Музыкальный руководитель показывает детям крашеное яйцо.

Муз. рук.: -    Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу! - Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху?

 Дети отвечают.

Муз. рук.: - На Пасху обмениваются яичками. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте друг другу здоровья, душевной чистоты.

Дети обмениваются яичками.

Муз. рук.: - А почему яйцо красят в красный цвет?

Дети отвечают.

Муз. рук.: - Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. Считалось, что с помощью пасхального яйца можно даже вылечиться от болезни. Обязательно яйцо кладут на могилу во время пасхальной недели. Говорят, что оно приносит облегчение мертвым. А если такое яйцо положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще говорят, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнять желания.

А еще с яйцами можно играть!

Проводятся русские народные игры с яйцами.

Муз. рук.: - Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели носит название Красная горка или Радостное воскресенье. Этот день считался для вступающих в брак счастливым, поэтому шло сватовство, устраивались свадьбы. В Радостное воскресенье и весну встречали. Делали соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте, ставили на возвышении. Для празднования выбирали самое высокое, сухое место - Красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались крашеными яйцами, яичницей. Вечером чучело сжигали с песнями, плясками.

Красная горка называется еще «девичьим праздником». В этот день все девушки наряжались, ведь женихи будут себе невест выбирать.

Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят в этот день дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет некрасивую, а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за последнего мужичонку-замухрышку. Проводится русская народная игра «Прялица»

Муз. рук.: - Всю пасхальную неделю можно было ходить по домам, петь песенки, в которых выражалось пожелание хозяину. Эти песенки, как и колядки, обычно заканчивались требованием подарка.

Хозяюшка, наш батюшка!

Дари гостей, не томи гостей!

 Не хочешь дарить - пойдем с нами Грязь месить, собак дразнить,

Собак дразнить, людей смешить!

ИГРЫ С ЯЙЦАМИ

«ЧЬЕ ЯЙЦО ДОЛЬШЕ ПОКРУТИТСЯ»

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

«КАТАНИЕ ЯИЦ С ГОРКИ»

Чье яйцо дольше укатится, тот и победитель.

«БОЙ ЯЙЦАМИ»

Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо о яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

«СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

Выбирают водящего - «солнце». Остальные дети - «спящие». Они поют:                Гори, солнце, ярче -                                                Лето будет жарче,                                                          А зима теплее,                                                              А весна - милее.

На две первые строчки песенки  играющие  идут хороводом.  На следующие две поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Он говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце» догнав «спящего», дотрагивается до неп он «просыпается» (выбывает из игры).

«БЕРЕЗА»

Двое водящих берутся за руки, став лицом друг к другу, а остальные играющие п очереди становятся между их руками. При этом ставшего между руками водящих спрашиваю! «К розе или к березе?», что означает - к ангелу (розе) или нечистому (березе). Ответившег «проверяют», то есть водящие кладут его к себе на руки и трясут. Если он при этом улыбаетсз его ставят на сторону «нечистых», даже если раньше он и говорил «к розе», и наоборот. Есл же при тряске он не улыбнется, то его ставят на сторону ангела, хотя бы он раньше и говори «к березе».

Затем перешедшие на сторону «розы» становятся в два ряда, сквозь которы прогоняются «нечистые», а «ангелы» стараются при этом слегка ударить их руками по спине.

«МЕДОМ ИЛИ САХАРОМ»

Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть - «мелом» или «сахаром) Затем берут палку и тянут за оба конца - соревнуются, на чьей стороне больше силы: н стороне «меда» или на стороне «сахара».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

(старшая группа)

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

                                                                     Подготовила муз. руководитель

                                                                     Мизина Валентина Николаевна

«ПОКРОВ»

Программное содержание: Продолжать обогащать содержание игр у детей. Учить самостоятельно организовывать игры, выполнять правила и нормы поведения в совместной игре. Учить петь выразительно без напряжения, эмоционально передавать характер песни, частушек. Усвоить детьми смысл слова «Покров» в доступной для них форме.

Предварительная работа: частушки, рус. нар. песня «Я по рыночку ходила», рус. нар. игра «Карусель», рус. нар. игра «Углы».

Оборудование: карусель, занятие проводится в русской избе.

Репертуар: рус. нар. игра «Углы», рус. нар. игра «Карусель», рус. нар. песня «Я по рыночку ходила», частушки.

Занятие проводится в «избе». Музыкальный руководитель рассказывает детям о народных приметах, связанных с праздником Покров:

Покров - первое зазимье.

На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка.

Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера - к холодной.

Чини избу до Покрова - не то не будет тепла.

Муз. рук.: - С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы (объясняет смысл слова «конопатить»), затыкают окна, приговаривая при этом: «Захвати тепло до Покрова», т.е. почини избу, «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром». В этот день в первый раз топят печки. Пекут блины. Это называется «запекать углы».

Проводится русская народная игра «В углы».

Муз. рук.: - В этот день последний раз собирали грузди и рыжики. Отгадайте загадки:

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк.

Бросить жалко, а съесть сыро.        

                                 (Груздь)

Стоит Антошка на одной ножке.

Кто мимо пройдет, всяк поклонится.    

                                            (Гриб)

У кого одна нога,

Да и та без башмака?        

                       (У гриба)

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.        

                            (Гриб)

К Покрову-дню, когда уже убрали хлеб, у парней работы было мало, и они уходили в «отходники» - нанимались на работу в городе.

С 14 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки. А какая же ярмарка да без карусели?!

Проводится подвижная игра «Карусель» Дети исполняют песню «Я по рыночку ходила»

Муз рук.: - С Покрова пряхи по ночам засиживаются.  

            Покров - конец хороводам, начало посиделкам.    

            Весело Покров проведешь - дружка найдешь.                              

На посиделки молодежь собиралась в какой-нибудь избе. Могли даже нанять специально такую избу. Девки пряжу пряли, ребята лапти плели, вили веревки, а кто и просто сядет рядом с девушкой, любезничать начинает. На таких посиделках любили петь частушки.

ЧАСТУШКИ

1.   Мы частушки сочиняем,

Может их пропеть сейчас

Мы для вас споем сыграем

 Эх! Простите только нас!

2.   Мы с веселой песней дружим

 Все по-русски говорим

Хорошо живем не тужим

Эх со сметаной хлеб едим.

3.  Ой, березонька-березка,

Раскудря - кудрявая

Хороша сторонка наша

 Песни величальные.

4.   Хорошо частушки пели

Хорошо и окали

Мы бы очень все хотели

 Чтоб вы нам похлопали.

5.   Приезжайте в гости к нам

Очень рады мы гостям

Мы вас чаем угостим

С нами в пляску пригласим.

Дети исполняют русский народный танец «Кадриль»

«ЗАРЯ - ЗАРЯНИЦА»

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты расписные.

Один, два, три - не воронь,

А беги как огонь!

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«МОЛЧАНКА»

Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя - за это платят фант.

«ПЯТНАШКИ»

Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих: один - «пятнашка», другой - убегающий. Они встают за кругом с разных сторон. По знаку «пятнашка» обегает круг и старается догнать убегающего. Последний, когда его начинают догонять, становится между каким-нибудь играющим. В этот же момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и «пятнашка» продолжает его преследовать. Если «пятнашке» удалось догнать и запятнать убегающего, то они меняются ролями.

«У ДЯДЮШКИ ТРИФОНА»

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий - в середине. Все поют или приговаривают:

дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий выполняет какие-либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

«УЗНАЙ, КТО»

Выбирается водящий. Один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежке (на ощупь) узнать, кто это и назвать его по имени. (Можно меняться с кем-либо одеждой)

«ЧЕПУХА»

Выбирается водящий. Каждый играющий, загадывает какой-либо предмет. Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:

- Чем ты сегодня умывался?        - Лаптем.

- На чем летал?        - На метле

- Что ты утром съел?        - Башмак.

Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим. Нельзя повторять один и тот же вопрос.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

(старшая группа)

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

                                                                      Подготовила муз. руководитель

                                                                      Мизина Валентина Николаевна



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

                                                                 Подготовила муз. руководитель

                                                                Мизина Валентина Николаевна

«ТРОИЦА»

Программное содержание: в движениях выразительно передавать содержание песен, согласовывать движения со словами. В играх учить детей быстро реагировать на динамические изменения. Самостоятельно участвовать в игре, улавливать особенности образного характера музыки и передавать в движении. Усвоить детьми смысл слова «Троица» в доступной для ребят форме.

Предварительная работа: рус. нар. хор. «Во поле березка стояла», рус. нар. игра «Кресты», рус. нар. игра «Венок»

Предварительная беседа с воспитателями, беседа по сценарию.

Репертуар: рус. нар. хор. «Во поле береза стояла», песня о березе без музыкального сопровождения, песня о травушке без музыкального сопровождения, рус. нар. игра «Кресты», рус. нар. игра «Венок».

Оборудование: береза украшенная лентами, венки, русские народные костюмы, платочки.

Ход:

Муз. рук.: - Седьмая неделя после Пасхи носит название «семицкой», «русальной», «зеленой». Особо отмечаются три дня на этой неделе: четверг - Семик, Родительская суббота и воскресенье - Троица.

Семик - седьмой четверг после Пасхи - считается большим праздником. Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. На семицкой неделе особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами. Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла, водила в лесу хороводы вокруг березки.

Дети водят хоровод и поют песню «Во поле березонька стояла».

Муз. рук.:  Береза моя, березонька,

     Береза моя белая,

     Береза кудрявая!

     Стоишь ты, березонька,

     Посередь долинушки.

     На тебе, березонька,

     Листья шелковые;

     Близ тебя, березонька,

     Красны девушки

     В Семик поют.

     Под тобою, березонька,

     Красны девушки

     Венок плетут.

Под березкой устраивали трапезу. Среди подававшихся блюд обязательно была яичница и пиво. Потом девушки «завивали» березку: он концах ее ветвей, не отламывая их, они сплетали венки на себя и своих родных, напевая песни.

Березка, березка, Завивайся, кудрявая.

                                     К тебе девки пришли,  

                                    Пироги принесли

                                     Со яичницею.

На поляне, на лугу        Березку прославляли:
Гнулася березонька.                  - Белая березонька,
Завивали девушки,                    Ходи с нами гулять,
Лентой украшали.                     Пойдем песни играть.

Дети поют песню «Березонька»

Муз. рук.: - Девушки пекли к этому празднику «козули» с яйцами (круглые лепешки в виде венка). С «козулями» они шли лес, где с песнями «завивали» березку; украшали ее ленточками, разноцветными бумажками или нитками.

В некоторых деревнях ветви на березе заплетали в косы и, пригнув к земле, прибивали к ней колышками или связывали с травой. Полагали, что растительная сила дерева передается земле.

Завивайся ты, березка,

Завивайся ты, кудрявая!

Мы к тебе пришли

Со яичками, со куличиками.

Яички-те красные,

Куличики-те сдобные.

Еще на этом празднике березку рядили в «девицу», а девку или парня - в шутовской наряд барабанщика. Все вместе шли в лес или на луг, становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку:

Травина ли моя,

Травинушка шелковая!

Еще кто же траву притоптал?

Притоптали меня,

Травинушку шелковую,

Да все девушки,

Да все красные,

В зеленом саду гуляючи,

Золотым мячом играючи,

Все себя же утешаючи!

Еще девушки связывали вершины двух рядом стоящих березок, делая своеобразную арку. Пройдя под этой аркой, девушки целовались («кумились»). Таким образом выражалось желание быть верными подругами. Девушки приговаривали:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться -

Вечно дружиться.

К венкам девушки подвязывали свои крестики, затем, когда целовались, обменивались этими крестиками и пели песни, содержанием которых являлся призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь.

Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай покумимся!

Ты мне - кумушка,

Я тебе - голубушка!

Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо.

В лесу устраивали пир. После кумления выбирали подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носила это название в продолжение целого дня. Потом возвращались в село, напевая:

Пойдем, девки, в зелену рощу,

Пойдем, девки! Совьем девки,

Себе по веночку, совьем девки!

На мне венок не сохнет, не вянет

На мне венок! По мне дружок

Не тужит, не плачет по мне дружок! Проведение русской народной игры «Венок»

Муз. рук.: - После обеда в день Троицы девушки надевали лучшие платья, а на голову -свежие березовые венки, переплетенные цветами. Затем шли в лес «развивать» березку. Там они становились в кружок около «завитой» березки», и кто-нибудь из них срубал ее и устанавливал посреди кружка. Тут все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом девушки шли парами, впереди всех одна девушка несла березку в руках, так обходили всю деревню. К вечеру снимали все украшения с березы, отламывали по прутику и бросали их в воду.

Первый понедельник после Троицы - День Духов. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок. Считалось, что русалки - души девушек -утопленниц или детей, умерших некрещеными. Поэтому вся неделя после Троицы называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.

В некоторых местах считали, что русалку можно поймать и привести в дом. Чтобы русалки не утащили в воду, нужно быстро начертить крест, обвести его кругом и встать внутри круга.

Проводится русская народная игра «В кресты»

Муз. рук.: - К вечеру русалок провожали опять в воду. Есть целый обряд проводов русалок. Девушка, изображающая русалку, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, едет впереди, за ней идут девки и бабы, бьют в заслон или другие предметы. Ребятишки забегают вперед, то и дело хватая русалку кто за руку, кто за рубаху, а кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Толпа направляется к полю. И тут начинается свалка: русалка хватает кого-нибудь и щекочет. Все стараются убежать от нее, а потом все вместе прогоняют русалку в рожь, при этом кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» - и расходятся по домам. Русалка поздно вечером пробирается домой. Народ же гуляет до самой зари.

После Духова дня начинается Петров пост.

«В КРЕСТЫ»

Выбираются девушки - «Русалки». Они выбегают из-за угла или как раньше было - из воды (если игру проводят около пруда или другого водоема). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидят «русалок», быстро нарисовать крест и на него встать. Кто не успеет, того (русалки) забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

«ВЕНОК»

Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гуляти, Зеленые веночки заплетати.

- Мы тебя, березка, не согнем, На тебе веночки мы завьем.

- Я к вам, девушки, сами согнусь,

Сама в веночек совьюсь,

Завивайте веночки зеленые,

Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на голову венок и командуют: «Венок-венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.

«ВОДЯНОЙ»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий - «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят: Дедушка-водяной, Что стоишь ты под водой? Выйди хоть на час И поймай кого из нас!

Затем произносят: «Ночь», - и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то еще раз выполняет эту роль.

«ГОРЯЧЕЕ МЕСТО»

На земле очерчивается круг - «горячее место». По жребию выбирается водящий. Он становится возле «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стремятся проникнуть туда. Водящий их не пускает и старается кого-нибудь схватить. Кого пойма, тот ему помогает.

Проникнувший в «горячее место» может отдыхать там, сколько ему угодно. Когда все переловлены, игра начинается снова.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

                                                                                

                                                                                        

                                                                                     

                                                                Подготовила муз. руководитель

                                                               Мизина Валентина Николаевна

«УСПЕНИЕ»

Программное содержание: В доступном рассказе объяснить детям как русский народ отмечал «Успение». Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на рус. нар. произведения, расширять музыкальные впечатления. Продолжать развивать творческую активность у детей в песнях, танцах. Воспитывать любовь к Родине. Учить выразительно передавать различные игровые образы, выполнять движения с предметами.

Предварительная работа: колядка о маке, колядка о конце жатвы, колядка о завершении работы, величальная о конце жатвы.

Оборудование: мед, мак, яблоки, орехи, хлеб на рушнике, колосья.

Репертуар: рус. нар. игра «Кто с нами», хоровод «Земелюшко», «Танец с колосьями».

Т.С.О.: аудиокассета, рус. нар. песня «Гляжу в озера синие», магнитофон.

Муз. рук.: - Первый Спас - Медовый - начало Успенского поста. Спас назван медовым потому, что с этого дня начинают есть мед, пекут пироги с медом. По народным наблюдениям, с этого дня пчела перестает носить мед в ульи, отлетают ласточки и стрижи, отцветают розы, падают холодные росы. В этот день лошадей, как и весь скот, купают последний раз. Пасечники заламывают (подрезывают) соты.

В этот день собирают мак. Мак - средство от ведьм. Есть поверье: если обсыпать маком дом, все козни ведьм окажутся напрасными. Вот такие песенки пели о маке:

Стрелочка - самоделочка,

Сама строится, сама делается.

На стрелочке городок –

Семьсот тысяч бухар,

Полтораста воевод и татар.

А вот загадка о маке: «Под одним колпаком семьсот казаков»

Второй Спас - Яблочный - встреча осени, осенник. Его празднуют через пять дней после Первого Спаса. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их. Считалось, что до этого дня яблоки есть нельзя. Существует поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают яблоки, а тем, родители которых попробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умерли, до Второго Спаса считают за великий грех съесть яблоко.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. По народным наблюдениям, в этот день начинается отлет журавлей.

Успение - конец жатвы. Этот день еще называется «дожинки», «обжинки», «спожинки».

Народные приметы:

           На Успение огурцы солить.

           Успение - окончание жатвы.

           Оканчивается посев озимого хлеба.

Закончив жатву, женщины приговаривали:

           Кто пахал - тому силку,

           А кто сеял - тому две,

           А кто жал - тому все.

Завершив работы, жнеи катались по ниве со словами:        

           Жнивка, жнивка, отдай мою силку:

  На пест, на колотило,

  На молотило, на кривое веретено!

Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:

Ох и слава Богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

                          И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи пирогами!

Специально   оставленные   несжатыми   несколько   колосьев   перевязывали   лентой «завивали бороду» и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай! Этим обрядом жнеи надеялись вернуть земле ее силу, потраченную на выращивание хлеба.

Последний сжатый сноп - «нелепник». Его наряжают в сарафан или обвиваю ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчиной» ил «братчиной».

В конце дня, прощаясь, исполняли песню:

Дожали, дожали,

Спожинки встретили,

Каравая почали,

Толокна проведали,

Гостей угостили,

Богу помолились!

Хлебушко, расти!

Времечко, лети, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба.

Последний сноп сохраняли до Нового года. Венок, сплетенный из колосьев, хранили в переднем углу избы. Проводится русская народная игра «Кто с нами?»

Муз. рук.: -  Третий Спас - Ореховый. К этому дню поспевают орехи. Загадки об орехах:

Вишу высоко, падаю низко,

Снаружи горько, а внутри сладко.

Маленький мужичок - костяная шубка.

Еще Третий Спас - хлебный: пекут пироги из нового хлеба.

Третий Спас хлеба припас.

Хоровод «Земелюшко-чернозем»

Танец с «колосьями» (танцевальное творчество)

Русская народная песня «Гляжу в озера синие»

«КТО С НАМИ?»

Играющие встают в круг.  Выбирается водящий, который показывает движения,  а остальные их повторяют. Поют:

- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?

- Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.

- Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

- Мы с вами, мы с вами жито рассевати.

- Кто с нами, кто с нами жито косити?

- Мы с вами, мы с вами жито косити.

- Кто с нами, кто с нами жито молотити?

- Мы с вами, мы с вами жито молотити.

- Кто с нами, кто с нами муку молотити?

- Мы с вами, мы с вами муку молотити. И так далее.

«ОГОРОДНИК»

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один - «огородник» - выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

Он отвечает: - Огородник.

- Зачем пришел?

- За репой. После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.

«ПАХАРИ И ЖНЕЦЫ»

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни - «пахари», другие -«жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые. Им отвечают жнецы:

А у вас - пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов один их «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее жнецы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

        

                                                                                

( старшая группа)

                                                                                        

                                                                                     

                                                                      Подготовила муз. руководитель

                                                                      Мизина Валентина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл образовательной деятельности на тему "Русский народный костюм"

В нашем саду есть музей "Русского быта", в связи с этим я разработала цикл образовательной деятельности, состоящий из трех занятий: 1. Беседа о красоте народного костюма. 2. В музее  "Русского бы...

Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...

Цикл календарно - обрядовых народных праздников

Цикл календарно - обрядовых народных праздников...

для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...

«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю!  Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...