для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"
план-конспект занятия (средняя группа)

Попова Любовь Александровна

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет 

- "Колыбельная песенка".

-"Козлик и дудочка".

-"Как у  наших у ворот развеселый хоровод".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий

по ознакомлению с русской песней  

для детей среднего возраста:

«Виды русской народной песни»http://borgul.ru/uploads/cgblog/id93/picture.jpg

Занятие № 1

Тема: «Колыбельная песенка»

Цель: Знакомить детей с одной из разновидностей русской песни –колыбельной. Прививать любовь к фольклору.

Необходимые материалы: колыбель, игрушка-кошечка, собачка; кукла –Ваня; иллюстрация голубей; фонограммы русских народных мелодий.

Содержание:

Дети с воспитателем и музыкальным руководителем заходят в избу и рассаживаются по лавкам.

Музыкальный руководитель: Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споет колыбельную песенку. Слушаешь, слушаешь, и заснешь. И снятся прекрасные сны, волшебные. Или ничего не снится – так крепко убаюкали колыбельные песни. А какие колыбельные песенки вы знаете? (предлагает детям покачать колыбель с куклой).

Дети поют:

Баю-баю-баиньки,

Куплю сыну валенки,

Надену на ножки,

Пущу по дорожке.

Будет мой сынок ходить,

Новы валенки носить.

Музыкальный руководитель: Дети, а кто такие гуленьки? (ответ)

Музыкальный руководитель показывает картинку с изображением голубя, объясняет.

-Гуленьки- так ласково называют голубей. Вы слышали, как разговаривают голуби? Они издают монотонные и успокаивающие звуки-  воркуют гур-гур. (поет.)

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на ели,

Сразу разговоры завели.

Стали думать, да гадать,

Чем Ванюшеньку питать?

Один гулька говорит:

-Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

-Надо Ваню накормить.

Третий гуля говорит:

-Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Будет Ваня крепко спать.

В этой колыбельной от имени гульки мама ведет разговор со своим сынишкой Ваней.

(на занятие приходит кошечка)

Музыкальный руководитель: Кисонька-мурысонька, где была?

Кошечка: На мельнице.

-Кисонька-мурысонька, что делала?

-Муку молола.

-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?

-Прянички.

-Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?

-Одна.

-Не ешь одна, не ешь одна.

-Не буду.

-Кисонька-мурысонька, а ты байки знаешь?

-Знаю, знаю, за этим и пришла. Я очень люблю оспать, а во сне так сладко мурлыкаю. Все говорят, что если ненадолго положить кошечку в колыбельку, то ваш сыночек или дочка будут хорошо в ней спать. Давайте я в вашей колыбельке чуть-чуть посплю, а вы мне песенку споете.

Кошечка ложится в колыбельку, а дети поют ей колыбельные песни:

Ах, ты, котенька-коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою машеньку качать.

Я тебе коту, коту,

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшин молока,

Платок беленький свяжу.

И на шее повяжу.

Музыкальный руководитель: Вставай, кошечка, просыпайся. Ребята, разбудите кошечку. Хватит ей в люльке лежать. Пора нам в ней сыночка качать.

Дети будят кошечку, а она не просыпается. Музыкальный руководитель говорит:

- Тогда я ей другую песенку спою, а вы , ребята, послушайте ее.

Как повадился коток

Ко Дуняше в погребок,

Ко Дуняше в погребок,

Где сметанка и творог.

Как увидели кота

Два Федота из окна,

Они хлопнули окном,

Побежали за котом.

Вот те, котенька-коток,

И сметана, и творог..

Музыкальный руководитель грозит кошечке прутиком, она просыпается и убегает.

Музыкальный руководитель: Капризничает наш сыночек Ваня, не хочет ложиться спать. А мы его сейчас немного еще побаюкаем. (Укладывает куклу Ваню в люльку, поет.)

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А то серенький волчок

Придет, схватит за бочок.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А то с краю упадешь

И головку разобьешь.

(на занятие прибегает собачка (ребенок),

Собачка: Гав-гав.

Ребенок:

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули.

Белолапа, не скули

И сыночка не буди.

Ребята, пока Ванечка спит, вы погуляйте, с собачкой и кошечкой в группе поиграйте.

Дети уходят в группу и играют там с собачкой и кошечкой в русские народные игры: «Голубь», «В круги», «Солнышко-ведрышко».

Занятие № 2

Тема: «Козлик и дудочка».

Цель: Продолжать знакомство с русской народной песней.

Необходимые материалы: дудочка; куклы для театрализации: козлик, курочка, петушок, ширма; фонограммы русских народных мелодий.

Предварительная работа: разучивание песен «Как у нас-то козел», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы, гуси», «Курочка-рябушечка»; потешек

Содержание:

Воспитатель и дети входят в избу. Их встречает музыкальный руководитель, предлагает сесть на лавочки.

Музыкальный руководитель: А не хотите ли , ребятки, сказочку послушать?

Жили-были Кот и Ворокот.

Ели они с одного стола,

В окошко смотрели с одного угла,

Гулять ходили с одного крыльца,

А не начать ли сказку с самого конца?

Воспитатель: Что и сказочке конец?

Музыкальный руководитель:

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да покуда вы сказку слушали, огурцы на огороде все зайцы скушали.

Воспитатель: Очень уж у вас короткие сказки. Вы нам подлиннее расскажите.

Музыкальный руководитель: Жили-были дедушка и бабушка, и был у них козлик – беленький, маленький. Шустрый такой, всех ребят всегда бодал. Покажите, как он это делал?

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашку не ест,

Кто молока не пьет –

Того забодает, забодает.

Ребята играют, бодая друг-друга.

Музыкальный руководитель: А не знаете ли вы песенку про моего умного козлика?

Дети исполняют песню «Как у нас-то козел».

Музыкальный руководитель: А вот послушайте, какая история произошла с моим козликом.

(театральная инсценировка) 

(Исполняет русскую народную песню «Бабушкин козлик».)

Жалко козлика?Думаете, что от козлика остались только рожки да ножки? А вот и нет. Слушайте дальше. Шел, шел козлик по лесу и нашел дудочку. А играть-то на ней и не умеет. Стал искать того, кто умеет. Идет ему навстречу петух.

-Здравствуй, Козлик, что ты несешь?

-Я нашел дудочку, не умеешь ли ты на ней ирать?

-Конечно же умею, я первый музыкант в деревне. Закричал Петух в дудочку «Ку-ка-ре-ку!» Смеется Козлик:

-Ха-ха-ха! А говорил, умеешь! Разве ж это игра?

-Плохая у тебя дуда – не поет, не играет, только кукарекает. Возьми ее обратно.

Расстроился Петушок. Давайте-ка, ребята, повеселим его песенкой.

Дети исполняют русскую народную песню «Петушок».

Воспитатель: Саша расскажет нам потешку про петушка, а вы, ребята, покажите, как петушок ходит.

Ребенок:

Трух-трух, трух-трух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Сапоги с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит:

Ку-ка-ре-ку!

Музыкальный руководитель: Пошел козлик дальше. А навстречу ему курица с ведром идет.

Курочка говорит:

-Здравствуй, козлик! Куда идешь, что несешь?

Козлик отвечает:

-Нашел я дудочку, а теперь ищу музыканта, чтобы поиграл на ней. Не знаешь ли такого?

-Ко-ко-ко, я все умею.

Приложила курочка дудочку к клювику и закричала: «Ко-ко-ко!»

Козлик рассмеялся:

-Кто же так играет? Это не игра, а крик.

Курочка обиделась:

-Плохая у тебя дудка. Не играет, а только квохчет. Возьми ее. Расстроилась курочка. Попробуйте-ка, дети, развеселить ее.

Дети исполняют русскую народную песню «Курочка-рябушечка».

Музыкальный руководитель: Только собрался козлик идти дальше, как увидел пастуха. Идет пастух и песенку поет:

Я пасу свою скотинушку,

На зеленой луговинушке,

Солнце выше поднимается-

Значит полдень приближается.

Разморились все коровушки,

На припеке, да на солнышке.

Видно будет жаркий день,

Отгоню коровок в тень.

-Здравствуй, пастух! –говорит козлик.- Хорошо поешь, а не умеешь ли ты на дудочке играть?

Пастух увидел дудочку, обрадовался.

- Козлик, да это же моя дудочка! Потерял я ее! Давай сюда дудочку, сыграю я тебе на радостях!

Прикоснулся пастух губами к дудке, и так звонко заиграла дудочка, что всем плясать захотелось.

Музыкальный руководитель имитирует игру на дудочке, звучит русская народная мелодия со звучанием дудочки, дети пляшут.

Музыкальный руководитель: Вот теперь уж точно сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Занятие № 3

Тема: «Как у наших у ворот, развеселый хоровод.»

 

Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей. Продолжать знакомство с русской песней.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать музыкально – двигательные впечатления детей.

Формировать музыкальный вкус.

Способствовать развитию мышления, памяти, слуха.

Приобщать воспитанников к музыкальному акапельному народному творчеству.

Развивающие:

Развивать музыкальную память.

Развитие творческой активности детей в музыкальной исполнительной деятельности.

Развитие общей моторики, координации движений (разучивание новых движений, повторение старых).

Воспитательные:

Воспитывать эстетический музыкальный вкус.

Прививать любовь к музыкальной деятельности.

Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки, невербальные средства общения.

Оздоровительные:

С помощью распевок по системе Емельянова и речедвигательных упражнений укреплять психическое и физическое здоровье.

Методы и приёмы:

Наглядно действенный.

Игровой.

Вопросы к детям.

Использование ИКТ.

Предварительная работа:

Разучивание различных хороводов

Предварительное знакомство с русскими народными традициями.

Материал к занятию:

Шапки, маски, атрибуты к хороводам.

Презентация для фона с изображением сезонных видов, пейзажей.

Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, социально личностное развитие.

Музыкальный материал.

 

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку русской народной песни «Травушка-муравушка», расходятся врассыпную, останавливаются.

Приветствие

- Здравствуйте, ребятки!

- Здра-вствуй-те

- Здравствуйте, козлятки!

- Ме-ме-ме

- Здравствуйте, мышатки!

- Пи-пи-пи.

Музыкальный руководитель.

Хоровод, хоровод

Пляшет маленький народ

Мы собрались в этом зале

Чтобы вспомнить хоровод.

- Что такое хоровод? Внимательно послушайте это слово «ХОРОВОД». Конечно, это когда поют хором и ведут что-то или куда-то. Удобнее всего идти по кругу: никому не обидно, нет первого и последнего, все держатся за руки, значит, все дружат. Сейчас мы построим дом, и я познакомлю всех с новым хороводом.

- Мы большой построим дом. Много окон будет в нем (берутся за руки, строят хоровод)

- Окошки закрываем, хоровод начинаем.

- Называет хоровод «Синий чиж»

- Кто такой чижик? Когда он прилетает?

- Правильно, он несет нам весну. Давным-давно этот хоровод водили только в конце зимы, когда звали и встречали весну.

- Идем по кругу, помогаем мне петь, и всё делаем, как я.

Хоровод «Синий чиж»

- В этом хороводе новые движения: (Показ.) Как их можно назвать? Давайте со мной вместе их повторим. (Помочь тому, кто не справляется.)

- А теперь мне нужна помощь взрослого, потому как я буду чижиком. (Воспитатель встает с детьми.)

- Молодцы, весну встречать готовы.

Музыкальный руководитель:  А давайте-ка вспомним, какие хороводы мы учили в этом году?

- А я помогу вам вспоминать. Из какого хоровода эти шапочки?

«Как у наших у ворот»

(детям предлагается инсценировка песни)

Из какого хоровода эти движения?

«Метелица» (Русская народная песня.)

А сейчас я спою часть хоровода без слов, а вы угадаете, какой это хоровод.

«Ой, что за народ» (Русская народная песня)

Музыкальный руководитель:

- За зимой весна идет, хоровод другой ведёт

Мы весну дожидаем, хоровод начинаем

«Ой, бежит ручьем вода».

Музыкальный руководитель: Есть не только песни хороводные, но и игры, давайте в них поиграем.

Дети инсценируют хороводные игры: «Коза», «Дударь», «Заинька»

Музыкальный руководитель:

Весело мы кружились в хороводах, но пришло время прощаться.

- Прощаться, как известно,

Не очень интересно,

Но мы кивнём головкой,

Помашем на прощанье.

И тихо-тихо скажем всем мы

До-сви-да-ни-я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».

Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказ о самой популярной народной деревянн...

Комплексное занятие по ознакомлению с искусством и лепке «История русской народной игрушки»

комплексное занятие в старшей группе «История русской народной игрушки»...

Занятие по ознакомлению с русскими народными инструментами

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет «Шутку шутить – людей насмешить»...

Конспект Открытого занятия по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины. «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.«Народная игрушка. Тряпичная кукла»...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...