Конспект Открытого занятия по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины. «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
методическая разработка (подготовительная группа)

Камалова Лола Сухбатуллоевна

Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.

«Народная игрушкаТряпичная кукла»

Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в коробе «Тряпичная кукла».

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей представление о создании мини –музея в чемодане;

-формировать понятие русской народной тряпичной куклы;

-познакомить с историей создания и видами тряпичных кукол на Руси;

- русскими народными хороводными играми;

Развивающие:

-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа;

-развивать художественные способности, воображение;

-развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

-воспитывать у детей интерес к музею, как хранилищу истории, обычаев и традиций своего народа;

-вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

_________________________________________________________________

Адрес: 142718, Московская область, Ленинский городской округ, рабочий посёлок Дрожжино, улица Южная, дом 11, корпус 1, 8(498)917-69-34, 8(498)917-69-35

 

Конспект Открытого занятия по ознакомлению с   русским народным творчеством и предметами старины.

«Народная игрушка. Тряпичная кукла»

      Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                                                                 Камалова Л.С.

2023г.

Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.

«Народная игрушкаТряпичная кукла»

Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в коробе «Тряпичная кукла».

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей представление о создании мини –музея в чемодане;

-формировать понятие русской народной тряпичной куклы;

-познакомить с историей создания и видами тряпичных кукол на Руси;

- русскими народными хороводными играми;

Развивающие:

-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа;

-развивать художественные способности, воображение;

-развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

-воспитывать у детей интерес к музею, как хранилищу истории, обычаев и традиций своего народа;

-вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда.

Планируемые результаты:

-ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, задает вопросы и отвечает на них, распределяет действия при сотрудничестве);

-ребенок способен к аргументированным суждениям;

-ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Форма организации: групповая

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: видеозапись экскурсии в краеведческий музей, чемодан музейные экспонаты-тряпичные куклы разных видов.

Раздаточный материал: лоскуты ткани разных цветов и форм, нитки красного цвета, карты-схемы последовательного изготовления тряпичных кукол.

(Дети за столом играют в куклы)

В.: Дети, чем вы занимаетесь? Что делаете?

Дети: Мы играем со своими куклами.

В.: Когда я была маленькая, таких кукол как у вас, у меня не было. Я играла в другие куклы(показ куклы). А мне моя бабушка рассказывала, когда она была маленькой кукол не было, поэтому кукол они делали сами. Просто скручивали лоскутки ткани так, чтобы они были похожи на куклу и играли с ними.

В.: Ребята, посмотрите, какой интересный чемодан достался мне от моей бабушки. Вам интересно посмотреть, что в нем?

Дети: Да.

В.: Как вы думаете, что там может быть?

Дети: лоскутки ткани, куклы, ленточки., и т. д.

В.: Правильно, в моем чемодане лежат куклы, в которые играли ваши прабабушки подойдите ближе к столу.

В.: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. К кукле относились бережноИгрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах или ящиках.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей своей занятости они находили для этого время. А потом ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу могла сделать любая девочка. Тряпичные куклы имели свое предназначение, они были игровые, обереговые, обрядовые.

В.: Ребята, а вы заметили, что у кукол нет лица?

Дети: Да.

В.: Как вы думаете почему?

Дети: Ответы детей

В.: Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку.

В.: Ребята, давайте сядем на стулья и вспомним, где вы могли видеть такие же игрушки, похожие на наши? (дети садятся). Так где же вы видели таких кукол?

Дети: На картинках, по телевизору, в музее.

В.: Правильно, ребята, в музее!

В.: Что такое музей?

Дети: Место, где хранятся старинные вещи.

В.: Кто из вас был в музее? Что вы там видели?

Дети: (Рассказы детей)

В.: Кто проводит экскурсии в музее?

Дети: Экскурсовод.

В.: Давайте вспомним правила поведения в музее!

Дети(Называют правила). (в музее нельзя кричать, бегать, трогать экспонаты руками)

В.: а вы хотите побывать сегодня в музее?

Дети: Да

В.:  а как можно оказаться в музее, не выходя из группы?

Дети: Посмотреть по телевизору, на фотографиях, на компьютере, на большом экране.

В.: Сегодня, мы отправимся в виртуальную экскурсию и посетим музей народной игрушки. Сели удобно, внимание на экран.

(Просмотр видеоролика про музей кукол)

В.: Ребята, а какой музей мы можем создать у нас в группе?

Дети(Перечисляют: пуговиц, ракушек, книг, кукол).

Дети: Музей народных кукол.

В.: Ребята, а что нужно сделать чтоб создать музей народной куклы?

Дети(Нужно сделать народные куклы).

В.: Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать народные куклы?

Дети: Лоскутки ткани, нитки. (Если говорят иголки или ножницы, то такое ни в коем случае, не нужно, для этого).

В: а хотели бы вы сделать такие куклы?

В: Сегодня мы будем делать куклу ХОРОВОДНИЦУ.

В. :(Достаю кукол из чемодана и рассказываю)

В.:  Это кукла ХОРОВОДНИЦА.  Русская народная тряпичная кукла очень веселая и забавная игрушка, она относится к игровой. Эта кукла всегда оставалась не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно оживить. Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило руки девочек к работе пряхи.

В.: а теперь, ребята, проходите за столы и сделаем таких прекрасных кукол (Дети идут за столы).

В: У каждого из вас на столе лежит схема последовательного изготовления вашей куклы.

В.: Прежде чем приступить к работе подготовим наши пальцы.

ФИЗМИНУТКА

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутон»

Куклу делать нам пора.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (под народную музыку дети изготавливают кукол)

В.: Молодцы, ребята, посмотрите какие замечательные куклы у вас получились. Кто   хочет рассказать нам про свою куклу?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУКОЛ ДЕТЬМИ.

Я делала куклу Хороводницу, мне она показалась веселой, когда ее кружишь то самой хочется с не потанцевать.

В. А давайте мы Хороводницей поиграем и потанцуем.

(Проводится хороводная игра с куклами)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят». Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает куклой между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.

В.: Ребята, кто может нам напомнить, что мы хотели с вами создать в нашей группе?

Дети: Мы хотели создать мини-музей.

В.: Правильно мы Всех кукол   разместим в чемодане и получится у нас мини-музей в чемодане. Как мы назовем наш мини музей в чемодане?

Д.: "Музей Народной куклы"

Наш мини музей мы расположим в нашей группе и будем дальше пополнять его разными куклами ведь их было очень много.

РЕФЛЕКСИЯ

В: Ребята, а давайте мы нашим куклам подарим цветные ленточки. Если вам было интересно на занятии - подарите красную ленточку, если вы испытывали затруднения – подарите жёлтую ленточку.  Ну а если вам было не интересно и скучно - подарите зелёную ленточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

Конспект открытого занятия по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры

Заключительное занятие с детьми,  по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская народная игрушка-матрёшка».

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусстваПознакомить детей с историей мат...