Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морковина Елена Ивановна

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет «Шутку шутить – людей насмешить»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shutku_shutit_-_lyudey_nasmeshit.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет                            «Шутку шутить – людей насмешить»

Автор: Творческая группа «Горница» МАДОУ №373 г. Новосибирск
Описание: Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, занимающимся нравственно-патриотическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста на традициях народного творчества. В работе раскрывается такой важный компонент воспитания детей, как устный фольклор. Это позволяет изменить отношение детей к традициям и обычаям русского народного творчества, сделать ребенка лучше, чище, духовно богаче.
Цель: продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества.

Задачи:
- развивать интонационную выразительность речи при чтении потешек, скороговорок, пословиц
- побуждать детей к активному участию в театрализованных действах, импровизации
- воспитывать коммуникативные качества, партнерские взаимоотношения, доброжелательное отношение друг к другу
- поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.

Ведущий: В 1583 году папа Григорий XIII принял реформу, согласно которой празднование Нового года переносилось с 1 апреля на 1 января. Однако из-за того, что в то время были большие проблемы с передачей информации, некоторые неосведомленные люди по старинке продолжали отмечать его весной. Ну а те, кто знал об официальном переносе праздника, стали называть своих соотечественников невежд дураками. Вот так и появился День дурака. Во дворах богатых людей в этот день было очень весело. Самые искусные шуты развлекали хозяев и гостей до поздней ночи. Впрочем, во время этого праздника по улицам бродили скоморохи и ряженые, которые всеми силами пытались развлечь народ

 Любили в народе тех, кто знал много веселых шуток, пословиц, поговорок.

Собирайтесь сюда, гости желанные.

Петрушка: Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Эй, не стойте у дверей.

Заходите к нам скорей!

Дети (по очереди).

Приехали, приехали

С конфетами, с орехами!

Со сладкими леденцами,

С веселыми бубенцами!

С игрушками, побрякушками,

С песнями, частушками!

(Вместе) Подходи честной народ -

Развлеченье у ворот.

Ведущий: Вижу, все уже готовы-

На детях обновы:

Сарафаны расписные

Да рубахи льняные.

Петрушка: Я спешил, я торопился

Чуть с коня я не свалился.

На березку налетел,

Носом два куста задел,

А потом пять раз упал,

Наконец, я к вам попал!

Ведущий: Ох и веселый ты, петрушка!

А мы сегодня с ребятами узнаем о том, как принято было отдыхать на Руси. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая шутка. Не было раньше ни кино, театров, ни телевизоров, поэтому люди сами придумывали игры, потешки. Всё это устное народное творчество. Как вы понимаете слово устное? (передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.) Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать. Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

 Любили в народе тех, кто знал много веселых шуток, пословиц, поговорок. –

Петрушка: Познакомимся с потешками.

-Как вы думаете, зачем их создавали? (Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-От какого слова образовано слово потешка? Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Наши гости расскажут свою любимую потешку, которую мама рассказывала когда они были совсем маленькими.

Дети рассказывают потешки.

Ведущий. Ещё на ярмарках было веселое развлечение карусель

Тары-бары, та-ра-ра,

Начинается игра.

Проводится русская народная игра «Карусель».

Дети берут левой рукой разноцветные ленточки, привязанные к большому обручу. Далее поют и одновременно начинают движение друг за другом, постепенно увеличивая темп. Во второй половине темп постепенно замедляется до полной остановки. Обруч в центре держит ведущий и постепенно поворачивается вместе с ним.

Ведущий.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра!

Петрушка: Вернёмся на свои места и ещё поговорим. Поговорим, поговорим, поскороговорим!

Ведущий: Нам скороговорки повторить, что комара словить! Попробуем быстро-быстро произнести:

  1. Тише, мыши, кот на крыше. Зашумите – он услышит!
  2. Шесть мышат в камышах шуршат.
  3. Купила бабуся бусы Марусе.
  4. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Самым хорошим скороговорам в подарок раскраску со скороговоркой.

Петрушка: А я, вот сейчас начну пословицу, а вы закончите!

  1. Делу время…(дети)- потехе час!
  2. Долог день до вечера, если…(дети) делать нечего.
  3. В гостях хорошо,…(дети) -  а дома лучше.
  4. Без труда не вытащишь и…(дети) - рыбку из пруда.
  5. Жадина—говядина, соленый огурец,…(дети) на полу валяется , никто его не ест.
  6. Мирись — мирись,…(дети) и больше не дерись
  7. Не рой яму другому …(дети)– сам в нее попадешь.
  8. На всякого Егорку …(дети) есть поговорка.

Петрушка: Ну, молодцы! А какие поговорки вы знаете? (ответы детей)

Ведущий: Петрушка, а загадки тоже народное творчество?

Петрушка: Конечно! Сейчас я вас проверю, загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали.

1.Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный (платок)

2.Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким

Что нам зимушки угрозы –

Мы обуем … (валенки)

3.Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку)

4.Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар)

5.Три струны, ее узнай-ка!

Заиграла (балалайка)

6.Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная … (ложка)

7.Есть предмет:

На вид простой-

Деревянный, расписной.

В обиходе очень нужен,

Да и с музыкой он дружен!

Коль возьмете вы их в руки,

То не знать вам больше скуки! (ложки)

Петрушка:- Вы отгадали все загадки, уважили Петрушку. Потешьте меня, ребята весёлой музыкой.

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры молодцы идут

Поиграть на ложках!

(Дети берут ложки и исполняют русскую народную музыку).

Петрушка: Ещё к народному творчеству можно отнести нескладушки, Среди народных стишков для детей много таких, где главным является заведомая чепуха, ерунда когда слышите что я говорю не правильно, то хлопайте в ладошки.

1.Я сидела на рябине,

Меня кошки теребили.

Маленьки котяточки

Царапали за пяточки!

2.У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

3.Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

Нет волос на голове,

Нацепила перья!

4.Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

5.Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Поведу свою хорошую

Всем людям напоказ!

6.Я работаю, работаю,

Работы не боюсь.

Если правый бок устанет,

Я на левый повернусь.

7.У меня в кармане роза,

Розочка пахучая.

А характер у меня

Как крапива жгучая.

8.Самовар, самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох,

Выросла картошка.

9.Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Петрушка: засиделись что-то мы, пойдем удаль российскую покажем.

Перетягивание каната – трудная работа. Только нашим силачам

поиграть охота! Гей, гей! Силачи! Не сидите на печи! Обнимай канат

покрепче - и к себе волочи!

Игра «Перетягивание каната».

Петрушка: До свидания, ребята, какие вы молодцы и умные и сильные. Я жду вас на ярмарке с поговорками, пословицами, загадками, песнями, играми и небылицами.