В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Федченко Надежда Ивановна

Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В гости к хозяюшке49.5 КБ

Предварительный просмотр:

В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы

Цели

  1. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
  2. Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.
  3. Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

Предварительная работа

  1. Экскурсии в русскую избу.
  2. Знакомство со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, скамейки, деревянные ведёрки, кружки, бочка, короб, посуда, стол, самовар, люльки, куклы, лапти и т.д.).
  3. Пение колыбельных песен.
  4. Знакомство с потешками, пестушками, потягушками.

Ход занятия

Зал оформлен в стиле русской деревенской избы. Хозяюшка и дети в русских костюмах.

Звучит песня о России.

Входит хозяюшка с детками, здоровается.

Хозяюшка.

Здравствуйте, гости дорогие!

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Хозяюшка обходит избу.

Наша изба ровно тепла,

Домом жить - не лукошко шить,

Домом жить - не развеся уши ходить,

Домом жить - обо всём тужить.

А у меня хлопот полон рот.

Вон сколько детушек-малолетушек.

Мои детушки в дому,

Что оладушки в меду,

Красны яблочки в саду.

Я и прибираю, и подаваю,

Одним одна за всех отвечаю.

Обращается к детям.

Детки мои,  посмотрите, какая у нас новая изба. Большая, просторная. Показали ручонками (руки в стороны), вот какая она просторная, (руки подняли вверх) высокая.  Попляшем, покружимся, ножками потопаем.

Дети танцуют, смеются, притопывают ножками-топотушками вместе с хозяюшкой.

Мы много раз с вами ходили в нашу избу, знакомились с разными старинными предметами. Она такая же большая?

Дети. Нет. Маленькая. Там тесно.

Хозяюшка. А здесь просторно, свободно.

Повторяет с детьми.

Посмотрите, в новой избе есть...

Подходит к печке, поглаживает её.

Дети. Печка.

Хозяйка. Для чего нужна печка?

Дети. Чтобы в избе было тепло.

Хозяйка. А ещё для чего?

Дети. Суп, кашу варить. Спать на ней.

Хозяйка. Вы все на печке полежали, поспали? Я вам колыбельные песенки пела?

Дети. Да!

Хозяйка показывает на ухват, чугунок, кочергу и другие предметы.

Хозяйка. Что это?

Дети называют.

Хозяйка подходит к сундуку, рассматривает его.

А это что такое?

Дети. Сундук.

Хозяйка. Для чего нужен сундук?

Дети. Одежду хранить. Спать на нём.

Хозяйка увидела люльки с куклами и подошла к ним.

Хозяйка. Что перед нами, детки?

Дети. Люльки.

Хозяйка. А ещё как можно назвать?

Дети. Колыбелька.

Хозяйка. Здесь люльки стоят на полу, а в той избе колыбелька подвешена к потолку. А кто в люльках спит?

Дети. Наши детки-доченьки.

Хозяйка. Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки. Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково называют вас мамы?

Дети. Танюша, Ванюша, Айнуша, Никитушка, Данилушка.

Хозяйка. Мамы хотят, чтобы их дети всегда были весёлыми, ели, спали, любили умываться, причёсываться.

Хозяюшка подходит к люлькам.

Хозяюшка. Деткам нашим пора просыпаться. Вставайте, просыпайтесь, наши детки.

Дети помогают будить кукол. У одной люльки - Хозяюшка, а около другой - ребёнок.

Потягушки (все дети проговаривают, помогают).

Хозяйка.

Тяги - тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки.

А в ручки хватушеньки,

А в ножки ходушеньки,

А в роток - говорунок,

А в головку - разумок.

Ребёнок.

Тяги-тяги, потягушеньки,

На сыночка порастушеньки.

Ты расти, расти, сынок,

Как пшеничный колосок.

Ребёнок вынимает куклу из люльки. Хозяйка помогает.

Ой, ты моя маленькая,

Моя хорошенькая,

Ты моя пригоженькая. Сейчас мы с тобой умоемся.

Подходит мальчик (может Хозяйка) с кувшином и полотенцем, поливает.

Девочка умывает куклу и читает потешку. Помогают все дети вместе с Хозяюшкой.

Девочка.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пока ребёнок вытирает кукле лицо, все дети проговаривают и имитируют действия.

Дети.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Хозяйка (обращаясь к кукле). А теперь тебя надо причесать.

Ребёнок причёсывает куклу.

Ребёнок.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Другая девочка берёт куклу, любуется ею.

Девочка.

Вот какая ты у меня красавица!

Глазки - бусинки,

Носик - пуговка,

Ротик - клюковка,

Дочка моя куколка!

Нежно прижимает её к себе, целует.

А теперь пойдём кушать.

Кормит куклу.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую. Напоила чаем.

А теперь пойдём с тобой погуляем.

Хозяйка. Кто хочет погулять с куколкой? Ты, Юля, хочешь? Пожалуйста.

Юля берёт куклу и учит её ходить.

Юля.

Ой, дубок, дубок, дубок,

Скоро Катеньке годок.

Катя, Катя, маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

На дорожке сидит кошка. Выходит мальчик и обращается к кошке. Все дети помогают.

Мальчик.

Киска, брысь, киска, брысь,

На дорожке не садись,

Наша Катенька пойдёт,

Через киску упадёт.

Кукла «падает» и «плачет».

Девочка поднимает упавшую куклу.

Девочка.

Не плачь, не реви,

У волка боли,

У зайца боли,

А у доченьки заживи.

Хозяйка. Вот вы и погуляли, теперь можно отдохнуть.

Сажает куклу. Обращает внимание детей на Катиных друзей, которых она пригласила к себе в гости: пришли курочка с петушком, собачка, кошки, поросёнок и др.

Детушки, мои малолетушки, смотрите, а Катины гости заскучали. Надо их развеселить. Можно порадовать гостей потешкой.

Все встали посвободнее по всей избе, разбежались как цыплятки.

Хозяйка берёт петушка и предлагает спеть потешку «Петушок». Все потешки дети исполняют с движениями.

Дети.

Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь.

Хозяйка (обращаясь к петушку). Петушку очень понравилась потешка. Он просит ещё прочитать. Детки, а прочтём ему потешку про его гребешок.

Дети.

Петя, Петя, петушок,

Подари нам гребешок!

Отвечает петушок:

«Подарил бы, если б мог.

Только я без гребешка

Не похож на петушка».

Хозяйка (закрывает рукой гребешок). Без гребешка на кого похож петушок?

Дети. На курочку.

Хозяйка. А как курочка поёт?

Дети. Ко-ко-ко.

Хозяйка. Может, не будем просить гребешок у петушка? Пусть он будет красивым и радует нас своей песенкой.

Дети соглашаются, и хозяйка сажает петушка.

Слышится на печке: «Мяу-мяу».

Хозяюшка  подходит к печке, на которой лежит кот, гладит печку, показывает на кота.

Хозяюшка. А вот и он. Всё на печке лежит, греется!

Берёт кота, подносит к детям. Дети рассматривают его, гладят, описывают с помощью Хозяйки. Тут появляется белый кот, очень красивый, пушистый. Дети сравнивают котов. Хозяюшка берёт на руки серого кота.

Хозяюшка.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша...

Детки, а может, вы сами расскажете про котика? Очень хочу послушать.

Дети вместе с Хозяюшкой.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Хозяюшка. Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?

Кот. Мяу-мяу! Мур-мур!

Хозяюшка. Детки, давайте поиграем с котиком.

Игра «Кот Васька».

Хозяюшка берёт кота. У него на шее висит сумочка.

Хозяюшка. Котя-коток! А что у тебя в сумочке?

Кот. Пирожок! (Показывает).

Хозяюшка. А где ты его взял?

Кот. Ходил котик на торжок,

Купил котик пирожок...

Хозяюшка. Оля, а что дальше было?

Оля. Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку...

Хозяюшка. Самому ли съесть

Либо деткам снесть?..

Кот. Я и сам укушу

И ребяткам отнесу.

Хозяюшка. Спасибо, котик! Какой ты хороший, добрый, умный. Детки, какой котик?

Дети. Добрый, умный, ласковый.

Хозяюшка. Уж очень ты нам понравился, котенька-коток. Мы тебе ещё споём.

Дети.

Котя-котенька, коток.

Котя серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

Хозяюшка. Детки, а Катюшу-то пора спать укладывать.

Кто-то из детей несёт Катю и укладывает в колыбельку. Хозяюшка и дети поют колыбельную песенку «Серый волчок».

Хозяюшка. Вот и уснула наша Катенька, пусть поспит, а мы тихо-тихо, чтобы не разбудить её, пойдём погуляем.

Хозяйка держит кота на руках.

Кот. Мур-мур.

Хозяюшка (обращаясь к коту). Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье?

Кот. Мур-мур. Мне очень понравились детки, их потешки, и я для них приготовил сюрприз. Эй, чудо-печка, угости деток!

Хозяюшка идёт к печке, принюхивается.

Хозяюшка. Ах, как вкусно пахнет яблоками, грибами, капустой.

Подходит к печке, заглядывает в неё, а там... пироги. Достаёт пироги и благодарит кота, чудо-печку за пироги.

Хозяюшка. Детки мои, вот какой у нас котик-коток, серенький хвосток. Скажем ему спасибо. А теперь пойдём в группу пить чай с пирогами.

Звучит русская народная музыка. Дети с Хозяюшкой покидают избу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"

Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...

Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  - ознакомление с устным  народным творчеством во второй младшей группе....

Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчества с детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет) Тема: Потешка "Огуречик, огуречик" (с использованием здоровьесберегающей технологии)

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчествас детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет)с использованием здоровьесберегающей технологии...

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"-2

Цели. Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем....