В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гости к хозяюшке | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы
Цели
- Ознакомление с малыми фольклорными формами.
- Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.
- Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
Предварительная работа
- Экскурсии в русскую избу.
- Знакомство со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, скамейки, деревянные ведёрки, кружки, бочка, короб, посуда, стол, самовар, люльки, куклы, лапти и т.д.).
- Пение колыбельных песен.
- Знакомство с потешками, пестушками, потягушками.
Ход занятия
Зал оформлен в стиле русской деревенской избы. Хозяюшка и дети в русских костюмах.
Звучит песня о России.
Входит хозяюшка с детками, здоровается.
Хозяюшка.
Здравствуйте, гости дорогие!
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому,
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И здоровьицем!
Хозяюшка обходит избу.
Наша изба ровно тепла,
Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - не развеся уши ходить,
Домом жить - обо всём тужить.
А у меня хлопот полон рот.
Вон сколько детушек-малолетушек.
Мои детушки в дому,
Что оладушки в меду,
Красны яблочки в саду.
Я и прибираю, и подаваю,
Одним одна за всех отвечаю.
Обращается к детям.
Детки мои, посмотрите, какая у нас новая изба. Большая, просторная. Показали ручонками (руки в стороны), вот какая она просторная, (руки подняли вверх) высокая. Попляшем, покружимся, ножками потопаем.
Дети танцуют, смеются, притопывают ножками-топотушками вместе с хозяюшкой.
Мы много раз с вами ходили в нашу избу, знакомились с разными старинными предметами. Она такая же большая?
Дети. Нет. Маленькая. Там тесно.
Хозяюшка. А здесь просторно, свободно.
Повторяет с детьми.
Посмотрите, в новой избе есть...
Подходит к печке, поглаживает её.
Дети. Печка.
Хозяйка. Для чего нужна печка?
Дети. Чтобы в избе было тепло.
Хозяйка. А ещё для чего?
Дети. Суп, кашу варить. Спать на ней.
Хозяйка. Вы все на печке полежали, поспали? Я вам колыбельные песенки пела?
Дети. Да!
Хозяйка показывает на ухват, чугунок, кочергу и другие предметы.
Хозяйка. Что это?
Дети называют.
Хозяйка подходит к сундуку, рассматривает его.
А это что такое?
Дети. Сундук.
Хозяйка. Для чего нужен сундук?
Дети. Одежду хранить. Спать на нём.
Хозяйка увидела люльки с куклами и подошла к ним.
Хозяйка. Что перед нами, детки?
Дети. Люльки.
Хозяйка. А ещё как можно назвать?
Дети. Колыбелька.
Хозяйка. Здесь люльки стоят на полу, а в той избе колыбелька подвешена к потолку. А кто в люльках спит?
Дети. Наши детки-доченьки.
Хозяйка. Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки. Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково называют вас мамы?
Дети. Танюша, Ванюша, Айнуша, Никитушка, Данилушка.
Хозяйка. Мамы хотят, чтобы их дети всегда были весёлыми, ели, спали, любили умываться, причёсываться.
Хозяюшка подходит к люлькам.
Хозяюшка. Деткам нашим пора просыпаться. Вставайте, просыпайтесь, наши детки.
Дети помогают будить кукол. У одной люльки - Хозяюшка, а около другой - ребёнок.
Потягушки (все дети проговаривают, помогают).
Хозяйка.
Тяги - тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки.
А в ручки хватушеньки,
А в ножки ходушеньки,
А в роток - говорунок,
А в головку - разумок.
Ребёнок.
Тяги-тяги, потягушеньки,
На сыночка порастушеньки.
Ты расти, расти, сынок,
Как пшеничный колосок.
Ребёнок вынимает куклу из люльки. Хозяйка помогает.
Ой, ты моя маленькая,
Моя хорошенькая,
Ты моя пригоженькая. Сейчас мы с тобой умоемся.
Подходит мальчик (может Хозяйка) с кувшином и полотенцем, поливает.
Девочка умывает куклу и читает потешку. Помогают все дети вместе с Хозяюшкой.
Девочка.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Пока ребёнок вытирает кукле лицо, все дети проговаривают и имитируют действия.
Дети.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Хозяйка (обращаясь к кукле). А теперь тебя надо причесать.
Ребёнок причёсывает куклу.
Ребёнок.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Другая девочка берёт куклу, любуется ею.
Девочка.
Вот какая ты у меня красавица!
Глазки - бусинки,
Носик - пуговка,
Ротик - клюковка,
Дочка моя куколка!
Нежно прижимает её к себе, целует.
А теперь пойдём кушать.
Кормит куклу.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую. Напоила чаем.
А теперь пойдём с тобой погуляем.
Хозяйка. Кто хочет погулять с куколкой? Ты, Юля, хочешь? Пожалуйста.
Юля берёт куклу и учит её ходить.
Юля.
Ой, дубок, дубок, дубок,
Скоро Катеньке годок.
Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
На дорожке сидит кошка. Выходит мальчик и обращается к кошке. Все дети помогают.
Мальчик.
Киска, брысь, киска, брысь,
На дорожке не садись,
Наша Катенька пойдёт,
Через киску упадёт.
Кукла «падает» и «плачет».
Девочка поднимает упавшую куклу.
Девочка.
Не плачь, не реви,
У волка боли,
У зайца боли,
А у доченьки заживи.
Хозяйка. Вот вы и погуляли, теперь можно отдохнуть.
Сажает куклу. Обращает внимание детей на Катиных друзей, которых она пригласила к себе в гости: пришли курочка с петушком, собачка, кошки, поросёнок и др.
Детушки, мои малолетушки, смотрите, а Катины гости заскучали. Надо их развеселить. Можно порадовать гостей потешкой.
Все встали посвободнее по всей избе, разбежались как цыплятки.
Хозяйка берёт петушка и предлагает спеть потешку «Петушок». Все потешки дети исполняют с движениями.
Дети.
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.
Хозяйка (обращаясь к петушку). Петушку очень понравилась потешка. Он просит ещё прочитать. Детки, а прочтём ему потешку про его гребешок.
Дети.
Петя, Петя, петушок,
Подари нам гребешок!
Отвечает петушок:
«Подарил бы, если б мог.
Только я без гребешка
Не похож на петушка».
Хозяйка (закрывает рукой гребешок). Без гребешка на кого похож петушок?
Дети. На курочку.
Хозяйка. А как курочка поёт?
Дети. Ко-ко-ко.
Хозяйка. Может, не будем просить гребешок у петушка? Пусть он будет красивым и радует нас своей песенкой.
Дети соглашаются, и хозяйка сажает петушка.
Слышится на печке: «Мяу-мяу».
Хозяюшка подходит к печке, на которой лежит кот, гладит печку, показывает на кота.
Хозяюшка. А вот и он. Всё на печке лежит, греется!
Берёт кота, подносит к детям. Дети рассматривают его, гладят, описывают с помощью Хозяйки. Тут появляется белый кот, очень красивый, пушистый. Дети сравнивают котов. Хозяюшка берёт на руки серого кота.
Хозяюшка.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша...
Детки, а может, вы сами расскажете про котика? Очень хочу послушать.
Дети вместе с Хозяюшкой.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Хозяюшка. Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?
Кот. Мяу-мяу! Мур-мур!
Хозяюшка. Детки, давайте поиграем с котиком.
Игра «Кот Васька».
Хозяюшка берёт кота. У него на шее висит сумочка.
Хозяюшка. Котя-коток! А что у тебя в сумочке?
Кот. Пирожок! (Показывает).
Хозяюшка. А где ты его взял?
Кот. Ходил котик на торжок,
Купил котик пирожок...
Хозяюшка. Оля, а что дальше было?
Оля. Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку...
Хозяюшка. Самому ли съесть
Либо деткам снесть?..
Кот. Я и сам укушу
И ребяткам отнесу.
Хозяюшка. Спасибо, котик! Какой ты хороший, добрый, умный. Детки, какой котик?
Дети. Добрый, умный, ласковый.
Хозяюшка. Уж очень ты нам понравился, котенька-коток. Мы тебе ещё споём.
Дети.
Котя-котенька, коток.
Котя серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Хозяюшка. Детки, а Катюшу-то пора спать укладывать.
Кто-то из детей несёт Катю и укладывает в колыбельку. Хозяюшка и дети поют колыбельную песенку «Серый волчок».
Хозяюшка. Вот и уснула наша Катенька, пусть поспит, а мы тихо-тихо, чтобы не разбудить её, пойдём погуляем.
Хозяйка держит кота на руках.
Кот. Мур-мур.
Хозяюшка (обращаясь к коту). Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье?
Кот. Мур-мур. Мне очень понравились детки, их потешки, и я для них приготовил сюрприз. Эй, чудо-печка, угости деток!
Хозяюшка идёт к печке, принюхивается.
Хозяюшка. Ах, как вкусно пахнет яблоками, грибами, капустой.
Подходит к печке, заглядывает в неё, а там... пироги. Достаёт пироги и благодарит кота, чудо-печку за пироги.
Хозяюшка. Детки мои, вот какой у нас котик-коток, серенький хвосток. Скажем ему спасибо. А теперь пойдём в группу пить чай с пирогами.
Звучит русская народная музыка. Дети с Хозяюшкой покидают избу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"
Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...
Конспект НОД по ознакомлению с устным народным творчеством в средней группе "В гости к Хозяюшке"
Знакомствос с устным народным творчеством и предметами бытаю...
Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.
Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе....
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшего дошкольного возраста на тему:В гости к бабушке Асе.
Приобщение младших дошкольников к народной культуре....
Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчества с детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет) Тема: Потешка "Огуречик, огуречик" (с использованием здоровьесберегающей технологии)
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчествас детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет)с использованием здоровьесберегающей технологии...
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"-2
Цели. Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем....