Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

    Зверева Маргарита Николаевна

    "Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения познакомить детей с доступными их возрасту народными приметами, с русскими православными обычаями. Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий мир. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prazdnik_russkoy_berezki.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                 

    СЦЕНАРИЙ

    МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

    ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

     «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ»

    c использованием  русско- народного фольклора

    Составила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 359» г.о. Самара

    Зверева М.Н.

    Самара 2014

    Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

    Цель: Познакомить воспитанников с весеннее - летним праздником «Троица». Символом этого праздника берёзой.

    Задачи: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, обрядов и обычаев, связанных с праздником Троицы.

    Углублять представления о потешках, закличках.

    Прививать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм.

    Словарь: гостенька, кумушка, венок, берёза кудрявая, семик, лучина.

    Оборудование и костюмы: Русско- народные костюмы для детей и взрослых, ленты, венки, цветы, бутафорская берёзка, вёдра, коромысло хохломские ложки

    Музыкальный центр, аудио записи.

    Предварительная работа: Разучивание закличек, потешек, стихотворений о берёзе, беседы о праздниках Вознесение, Троица. Разучивание русской народной игры «Гори, гори , ясно»

    ХОД ДЕЙСТВИЯ

     Звучит   ФОНОГРАММА русской народной песни

    «Во поле береза стояла». Плавным хороводным шагом, взявшись за руки,

    в зал входят дети в русских костюмах. Они двигаются «змейкой» (чередуясь девочка-мальчик) и затем занимают места на стульчиках.

    Рассказчица: Как будто в свадебном наряде, Березка русская стоит. Ей ветер нежно кудри гладит, Сережки солнце золотит.

    Под нею раннею весною Девчата водят хоровод. Ее красавицей лесною зовёт недаром наш народ.

    В ней столько нежности и света, И как тут не сказать, друзья, Что для меня березка эта -мой край родной и песнь моя!

     ХОРОВОД  «Березка».

    Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, а называется этот праздник «Семик». Семик - праздник, завершающий весеннее время и знаменующий наступление лета, он связан с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой березе. Недаром Семик стал одним из наиболее красочных и поэтических праздников - народных гуляний. Это время девичьих хороводов, завивания ленточками берез, у которых «кумились» подружки, пора таинственных гаданий «на урожай», «на судьбу». Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем березку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.

    (Девочка с ведерками и коромыслом выходит

    на середину зала).

    Инсценируется песня «Пошла млада за водой».

    Рассказчица: Вот и водицы нанесли, скот напоили, огород полили, нужно и коровушку подоить.

     Выходит девочка, исполняет русскую народную песню   «Ой, вставала я ранешенько», пляшет, кланяется.

    Рассказчица: Вот и дело сделано, а теперь можно и поиграть.

    Проводится игра «Гори, гори ясно» (в обработке С. Бодренкова).

    (Звучит «таинственная» музыка, из-за домика появляется Леший.)

    Леший: Я - Леший-мужик,

    Конопляный шлык,  Моховая борода, лыком связанная.

    Кто здесь шуметь изволит. Кто Лешего беспокоит

    Рассказчица:  Дети лето

    встречают. Берёзке косы заплетают. И солнце греет всё теплей, Запели птицы веселей. Под щебет птичий сладко спится, Вы ж продолжайте веселиться!

    Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи. (Ложится у домика.)

    Издалека слышится песня Березки «Придите вы, девицы» (фонограмма).

    Хромая, входит Ерыкалище (крикун, драчун, задира).

    Ерыкалище (ворчливо): Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовет. Да не бывать этому (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся, лежебока!

    Леший (подпрыгивает): А? Что? Где?

    Ерыкалище: Скорей, Леший, пойдём к березке сейчас ее девицы завивать придут.

    Леший: Вот здорово!

    Ерыкалище: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой! Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам по коя.

    Леший: Что же делать?

    (Ерыкалище под руку выводит Лешего на середину зала)

    Ерыкалище: Мы пойдем, пойдем, погуляем, Леший, а?

    Леший: Погуляем!

    Ерыкалище: Белую березку заломаем?

     Леший: Заломаем!

    Ерыкалище: а потом закопаем!

    Леший: Правильно! Закопаем! (Убегают.)

    Рассказчика: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите березоньку завивать

      ХОРОВОД « Как в лесу, лесу-лесочке».

    Девочка: Пойдёмте мы. девицы, в луга-лужочки, завивать веночки! На годы добрые!

    Фонограмма пения птиц.( Девочки ходят среди

    Берез, прислушиваются.)

    Расеказчжна: Березка к себе гукала, добрых гостей зазывала

    Березка(Выходит) Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую березу, украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь

     ХОРОВОД « Пошли девочки в лес погуляти»

    ( Девочки ленточками завивают  берёзку)

    Березка: Кумушки. голубушки  кумитеся, любитеся!

    Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться

         (троекратно целуются через веночки)

    Девочки ( возвращаясь из леса)

            Уж мы, девушки. Дело сделали.

            Уж мы белую берёзоньку завивали

    1-я: уж мы первый веночек – за батюшку.. 

    2-я: Уж второй-то венок - за матушку...

    3-я: А третий венок - за саму себя.

    (направляются к реке). Фонограмма плеска воды, шума реки.

    1-я: Пойду-выйду я на реченьку, стану я, стану на крутом берегу,

           Кину я, кину веночек на воду, отойду подале, погляжу:

    Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?

    2-я: Чей веночск плывет?

    2-я: А где Сима? Ау!!

    Сима: Ау! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла

    Девочки (подбегают): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!

    Мальчики-«мухоморы» (снимают шапочки, выставляют ногу на пятку, указывают на себя): Это мы-то мухоморы!?

    Мальчики приглашают девочек на русский танец, дети исполняют КАДРИЛЬ на музыку В. Темнова.

    Дети (с места, по очереди):

    - Федул, что губы надул?

    - Кафтан прожег.

    - Починить можно?

    - Да иглы нет.

    - А велика ли дыра?

    - Остались ворот да рукава!

    - Ты пирог ел?

    - Нет, не ел.

    - А вкусный был?

    - Очень!

           Проводится игра «Ручеек».

    Ерыкалище и Леший (под общей шляпой мухомора подползают к Березке (снимают шляпу): Ага! Попалась!

    Березка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (Убегает, прячется за детьми.)

    Ерыкалище: Отдайте Березку подобру-поздорову! Дети: Не отдадим!

    Ерыкалище (грозит палкой): Всё равно я вас перехитрю и Березку в лес уведу!

    Рассказчица: Мы тебя, Березка, в обиду не дадим, пойдем с нами песни петь, хороводы водить.

    Хоровод «Земелюшка-чернозём» р.н.м.

    Березка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Березку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры. (Поёт): Грачи летят, на всю Русь кричат: «У-гу-гу, мы несем весну!».

    Дети кричат: «Летят, летят!» ( поднимают руки.)

    Березка: Журавли летят, на всю Русь кричат: «У-гу-гу не догнать нас никому!» (Дети повторяют действие.) Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!..»

    Ёрыкалище и Леший (вбегают, машут руками, кричат): Летят! Летят!

    Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить и Березку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!

    Ёрыкалище и Леший:

    Вы нас, дети, не гоните,

    Вы простите нас, простите!

    Будем с вами мы дружить,

    Будем лес ваш сторожить!

    Мы мириться к вам пришли

    И подарки принесли!

    Раздают детям деревянные ложки; говорят, что они сами их вырезали, просят детей потанцевать с ними.

    Дети (поочередно):

    Эх, топну да притопну ножками,

    Развеселый у нас будет танец с ложками!

    Дети исполняют   «Русский танец»  р.н.м. «Ах, вы сени»

     Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси!

    Угощает детей печеньем или выпечкой

    в форме птиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий музыкального развлечения для родителей «Мамочка любимая», посвященный Дню Матери (старшая группа)

    Цель: Воспитать чувство любви и уважения к своим мамам.Задачи:1. Воспитывать у детей доброе, внимательное, отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.2. Способствовать созданию теплых взаим...

    Сценарий музыкального развлечения в старшей группе детского сада.

    Музыкальное развлечение в старшей группе детского сада "Мама лучше всех на свете"...

    Сценарий музыкального развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения на тему: "По дороге в детский сад"

    Сценарий  по ПДД на тему «По дороге в детский сад»Цель:  Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.Задачи:- Учить детей различать дорожные знаки.- Воспитывать ум...

    Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста

    Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возрастаТема: «День знаний»Цель: показать детям общественную значимость праздника – День знаний; доставить радость, с...

    Сценарий тематического развлечения для старших групп детского сада "День народного единства"

    laquo;День народного единства» сценарий  тематического развлечения для старших групп.Цель: воспитание патриотов России.Задачи:Прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордо...