сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Зверева Маргарита Николаевна

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения познакомить детей с доступными их возрасту народными приметами, с русскими православными обычаями. Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, ребёнок легче входит в окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_russkoy_berezki.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             

СЦЕНАРИЙ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ»

c использованием  русско- народного фольклора

Составила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 359» г.о. Самара

Зверева М.Н.

Самара 2014

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»

Цель: Познакомить воспитанников с весеннее - летним праздником «Троица». Символом этого праздника берёзой.

Задачи: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, обрядов и обычаев, связанных с праздником Троицы.

Углублять представления о потешках, закличках.

Прививать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм.

Словарь: гостенька, кумушка, венок, берёза кудрявая, семик, лучина.

Оборудование и костюмы: Русско- народные костюмы для детей и взрослых, ленты, венки, цветы, бутафорская берёзка, вёдра, коромысло хохломские ложки

Музыкальный центр, аудио записи.

Предварительная работа: Разучивание закличек, потешек, стихотворений о берёзе, беседы о праздниках Вознесение, Троица. Разучивание русской народной игры «Гори, гори , ясно»

ХОД ДЕЙСТВИЯ

 Звучит   ФОНОГРАММА русской народной песни

«Во поле береза стояла». Плавным хороводным шагом, взявшись за руки,

в зал входят дети в русских костюмах. Они двигаются «змейкой» (чередуясь девочка-мальчик) и затем занимают места на стульчиках.

Рассказчица: Как будто в свадебном наряде, Березка русская стоит. Ей ветер нежно кудри гладит, Сережки солнце золотит.

Под нею раннею весною Девчата водят хоровод. Ее красавицей лесною зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света, И как тут не сказать, друзья, Что для меня березка эта -мой край родной и песнь моя!

 ХОРОВОД  «Березка».

Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, а называется этот праздник «Семик». Семик - праздник, завершающий весеннее время и знаменующий наступление лета, он связан с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой березе. Недаром Семик стал одним из наиболее красочных и поэтических праздников - народных гуляний. Это время девичьих хороводов, завивания ленточками берез, у которых «кумились» подружки, пора таинственных гаданий «на урожай», «на судьбу». Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем березку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.

(Девочка с ведерками и коромыслом выходит

на середину зала).

Инсценируется песня «Пошла млада за водой».

Рассказчица: Вот и водицы нанесли, скот напоили, огород полили, нужно и коровушку подоить.

 Выходит девочка, исполняет русскую народную песню   «Ой, вставала я ранешенько», пляшет, кланяется.

Рассказчица: Вот и дело сделано, а теперь можно и поиграть.

Проводится игра «Гори, гори ясно» (в обработке С. Бодренкова).

(Звучит «таинственная» музыка, из-за домика появляется Леший.)

Леший: Я - Леший-мужик,

Конопляный шлык,  Моховая борода, лыком связанная.

Кто здесь шуметь изволит. Кто Лешего беспокоит

Рассказчица:  Дети лето

встречают. Берёзке косы заплетают. И солнце греет всё теплей, Запели птицы веселей. Под щебет птичий сладко спится, Вы ж продолжайте веселиться!

Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи. (Ложится у домика.)

Издалека слышится песня Березки «Придите вы, девицы» (фонограмма).

Хромая, входит Ерыкалище (крикун, драчун, задира).

Ерыкалище (ворчливо): Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовет. Да не бывать этому (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся, лежебока!

Леший (подпрыгивает): А? Что? Где?

Ерыкалище: Скорей, Леший, пойдём к березке сейчас ее девицы завивать придут.

Леший: Вот здорово!

Ерыкалище: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой! Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам по коя.

Леший: Что же делать?

(Ерыкалище под руку выводит Лешего на середину зала)

Ерыкалище: Мы пойдем, пойдем, погуляем, Леший, а?

Леший: Погуляем!

Ерыкалище: Белую березку заломаем?

 Леший: Заломаем!

Ерыкалище: а потом закопаем!

Леший: Правильно! Закопаем! (Убегают.)

Рассказчика: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите березоньку завивать

  ХОРОВОД « Как в лесу, лесу-лесочке».

Девочка: Пойдёмте мы. девицы, в луга-лужочки, завивать веночки! На годы добрые!

Фонограмма пения птиц.( Девочки ходят среди

Берез, прислушиваются.)

Расеказчжна: Березка к себе гукала, добрых гостей зазывала

Березка(Выходит) Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую березу, украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь

 ХОРОВОД « Пошли девочки в лес погуляти»

( Девочки ленточками завивают  берёзку)

Березка: Кумушки. голубушки  кумитеся, любитеся!

Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться

     (троекратно целуются через веночки)

Девочки ( возвращаясь из леса)

        Уж мы, девушки. Дело сделали.

        Уж мы белую берёзоньку завивали

1-я: уж мы первый веночек – за батюшку.. 

2-я: Уж второй-то венок - за матушку...

3-я: А третий венок - за саму себя.

(направляются к реке). Фонограмма плеска воды, шума реки.

1-я: Пойду-выйду я на реченьку, стану я, стану на крутом берегу,

       Кину я, кину веночек на воду, отойду подале, погляжу:

Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?

2-я: Чей веночск плывет?

2-я: А где Сима? Ау!!

Сима: Ау! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла

Девочки (подбегают): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!

Мальчики-«мухоморы» (снимают шапочки, выставляют ногу на пятку, указывают на себя): Это мы-то мухоморы!?

Мальчики приглашают девочек на русский танец, дети исполняют КАДРИЛЬ на музыку В. Темнова.

Дети (с места, по очереди):

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Починить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Остались ворот да рукава!

- Ты пирог ел?

- Нет, не ел.

- А вкусный был?

- Очень!

       Проводится игра «Ручеек».

Ерыкалище и Леший (под общей шляпой мухомора подползают к Березке (снимают шляпу): Ага! Попалась!

Березка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (Убегает, прячется за детьми.)

Ерыкалище: Отдайте Березку подобру-поздорову! Дети: Не отдадим!

Ерыкалище (грозит палкой): Всё равно я вас перехитрю и Березку в лес уведу!

Рассказчица: Мы тебя, Березка, в обиду не дадим, пойдем с нами песни петь, хороводы водить.

Хоровод «Земелюшка-чернозём» р.н.м.

Березка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Березку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры. (Поёт): Грачи летят, на всю Русь кричат: «У-гу-гу, мы несем весну!».

Дети кричат: «Летят, летят!» ( поднимают руки.)

Березка: Журавли летят, на всю Русь кричат: «У-гу-гу не догнать нас никому!» (Дети повторяют действие.) Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!..»

Ёрыкалище и Леший (вбегают, машут руками, кричат): Летят! Летят!

Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить и Березку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!

Ёрыкалище и Леший:

Вы нас, дети, не гоните,

Вы простите нас, простите!

Будем с вами мы дружить,

Будем лес ваш сторожить!

Мы мириться к вам пришли

И подарки принесли!

Раздают детям деревянные ложки; говорят, что они сами их вырезали, просят детей потанцевать с ними.

Дети (поочередно):

Эх, топну да притопну ножками,

Развеселый у нас будет танец с ложками!

Дети исполняют   «Русский танец»  р.н.м. «Ах, вы сени»

 Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси!

Угощает детей печеньем или выпечкой

в форме птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкального развлечения в старшей группе детского сада.

Музыкальное развлечение в старшей группе детского сада "Мама лучше всех на свете"...

Сценарий музыкального развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения на тему: "По дороге в детский сад"

Сценарий  по ПДД на тему «По дороге в детский сад»Цель:  Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.Задачи:- Учить детей различать дорожные знаки.- Воспитывать ум...

Сценарий музыкального развлечения в старшей группе «Мама - милая моя!»

Сценарий  музыкального развлечения  в старшей группе «Мама - милая моя!»...

Сценарий музыкального развлечения для старших групп по мотивам русской сказки «Каша из топора» посвященный Дню Защитников Отечества

Цель: Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества. Задачи:Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказ...

Сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников «Путешествие по Ямальской земле».

Приобщение детей к истории, к духовной культуре и традициям северных народов....

Сценарий музыкального развлечения для старшего дошкольного возраста «Как на Пасху куличи»

Актуальность данного праздника обусловлена необходимостью возрождения утраченных: культуры, обычаев, традиций русского народа.Практическая значимость: повышение качества образовательного процесса по д...