Обобщенный опыт работы «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с целью повышения качества образования воспитанников»
статья

Шаранова Ольга Николаевна

Аннотация

Позиция

Я считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе,  наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус. Использование ИКТ в ДОУ позволяет модернизировать учебно – воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность. Информационные технологии с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания.

Цель

 

Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ

Задачи

  • Повышать профессиональное мастерство через применение ИКТ в образовательном процессе
  •  Повысить компетентность педагогов ДОУ по применению ИКТ технологий в образовательном процессе;
  • Внедрить ИКТ в образовательную деятельность для повышения качества образования воспитанников ДОУ;
  • Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению образовательных задач с применением ИКТ технологий;
  •  Совершенствовать материально – техническое, методическое, дидактическое обеспечение

Содержание

Содержание работы направлено на создание и внедрение в педагогическую практику ИКТ технологий с целью повышения качества образования воспитанников и родителей, в повышении компетенции педагогов ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_2021_sharanova_o.n.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад № 18 «Родничок»»

городского округа  город Шарья  Костромской области.

Администрация городского округа г. Шарья

Обобщённый опыт работы по теме:

«Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с целью повышения качества образования воспитанников»

Автор: Шаранова Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ « Детский сад № 18 «РОДНИЧОК»

г. Шарья

2021 г

Содержание

  1. Сведения об авторе ……………………………………………………… 3
  2. Аннотация………………………………………………………………….4
  3. Описание опыта работы по теме

Обоснование…………………………………………………………………..6

  1. Актуальность………..………………………............................................. 7
  2. Концептуальные основы………………………………………………. …9
  3. Цель………………………………………………………………………....11
  4. Задачи …….…………………………………............................................. .12
  5. Условия……………………………………………………….………….   .13
  6. Принципы…………………………………………………………………..14
  7. Содержание, методы и приёмы, формы работы

Методологические основы…………………………………………………..16

  1. Формы работы………..………………………………………………….18
  2. Средства………………………………………………………………..   22
  3. Результат………………………………………………………………   23
  4. Приложение………………………………………………………………24
  5. Литература …………………………………………………………….. 27
  6. Рецензия………………………………………………………………….. 28

Сведения об авторе:

Фамилия, имя, отчество:

Шаранова Ольга Николаевна 

Дата рождения:

3 декабря 1979 года.

Должность:

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №18 «Родничок»

Образование:

Высшее. Закончила Костромской государственный университет имени Некрасова в 2009 году по специальности «Педагогика и психология дошкольная»

Педагогический стаж:

20 лет

Курсовая подготовка:

-2019 г.   ОГБОУ ДПО «КОИРО» по программе «Современные подходы к содержанию и организации дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» -76 акад. часа;

-2020 г. ОГБПОУ «Шарьинский медицинский колледж» г. Шарья по программе «Обучение оказанию первой помощи» 16 акад. часов  

-2020г. АНО ДПО "Учебный центр "Педагогический альянс" г. Санкт - Петербург по программе «Особенности работы организации дошкольного образования в условиях сложной санитарно – эпидемиологической обстановки»  72 акад. часов   

 -2020г. «Педагогическая мастерская Марии Прозументовой» онлайн – курсы по ИКТ для педагогов по программе «Как использовать онлайн – сервисы в дистанционной работе педагога» 36 акад. часов

Аннотация

Позиция

Я считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе,  наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус. Использование ИКТ в ДОУ позволяет модернизировать учебно – воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность. Информационные технологии с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания.

Цель

Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ

Задачи

  • Повышать профессиональное мастерство через применение ИКТ в образовательном процессе
  •  Повысить компетентность педагогов ДОУ по применению ИКТ технологий в образовательном процессе;
  • Внедрить ИКТ в образовательную деятельность для повышения качества образования воспитанников ДОУ;
  • Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению образовательных задач с применением ИКТ технологий;
  •  Совершенствовать материально – техническое, методическое, дидактическое обеспечение

Содержание

Содержание работы направлено на создание и внедрение в педагогическую практику ИКТ технологий с целью повышения качества образования воспитанников и родителей, в повышении компетенции педагогов ДОУ

Формы

  •  консультации
  • современные игровые и познавательные мероприятия с использованием мультимедиа      
  • конкурсы, викторины
  • мастер - классы
  • анкетирование педагогов и родителей ДОУ  
  • виртуальные экскурсии  
  • диагностические занятия        

Методы и приёмы

Наглядные, словесные, практические, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства

Авторская программа «Интерактивная игротека», наглядные средства, технические средства: компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор, принтер, видеокамера, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон, комплекс интерактивных кубиков, интерактивная доска.

Результат

     

Реализация авторской программы способствует повышению качества образовательного процесса:
• ускоряется передача знаний и накопленного опыта, педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
• при использовании электронных образовательных ресурсов повышается качество обучения, познавательная мотивация у воспитанников, дети быстрее и успешнее адаптируются к происходящим изменениям, соответственно наблюдается рост их достижений; дети проявляют познавательные интересы, наблюдательность, в ходе деятельности у детей повышается эффективность усвоения материала, скорость запоминания

Описание опыта работы по теме

Обоснование темы

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

           Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.

Сегодня в нашем городе не найдется ни одного детского сада, в котором не было бы компьютера. Все дошкольные учреждения оснащены компьютерами, множительной техникой, некоторые – интерактивными досками. Все дошкольные учреждения имеют свой сайт на интернет представительстве КОИРО. Зачем же все эти технические средства нужны образовательному учреждению?

Основными задачами ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Может ли техника помочь в решении этих задач?

Средства информатизации необходимы ДОУ прежде всего для более качественной организации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в административной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.         

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребѐнка проводниками в мир новых технологий.

Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Я считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе, наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус. Использование ИКТ в ДОУ позволяет модернизировать учебно – воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность. Информационные технологии с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания.          

Актуальность

«Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит

не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессах различных видов детской деятельности –

игры, труда, учения и т.д.» 

                                                                  А.В. Запорожец

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны - существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания еѐ значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Ребенок в дошкольной организации ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Играя, ребенок открывает мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Необходимо учитывать, что дети открывают этот мир в эпоху информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться со взрослыми, со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Средства ИКТ в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной организации стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников при условии, что их используют в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами. Важно, чтобы использование средств ИКТ было уместным и целесообразным, имело не развлекательный, а развивающий эффект.

Использование ИКТ в дошкольной образовательной организации – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.

В нашей стране, за последние 5 лет, произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет – технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.

В настоящее время реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан к этой информации. Поэтому, использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современными мультимедийным оборудованием, но и создавать образовательные ресурсы, широко использовать их в своей пед. деятельности.

В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Концептуальные основы

Данный опыт разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

      Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

     Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад № 18 «Родничок».

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.

Мультимедиа занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем направлениям развития, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.

Мой опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

  Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, я придерживаюсь точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Цель

Повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ

Задачи

  • Повышать профессиональное мастерство через применение ИКТ в образовательном процессе
  •  Повысить компетентность педагогов ДОУ по применению ИКТ технологий в образовательном процессе;
  • Внедрить ИКТ в образовательную деятельность для повышения качества образования воспитанников ДОУ;
  • Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению образовательных задач с применением ИКТ технологий;
  •  Совершенствовать материально – техническое, методическое, дидактическое обеспечение 

Условия

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…»

Е. И. Тихеева.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения знаний детьми будет протекать наиболее эффективно.

Название

Использование

Интерактивная доска + проектор

Организация и проведение интерактивных игр, демонстрация презентаций, проведение НООД с детьми, совместная деятельность взрослого и ребенка, индивидуальные и групповые занятия с детьми, в т.ч. и детьми ОВЗ.

Комплекс интерактивные кубики

Организация и проведение совместной деятельности воспитателя с ребёнком

Стерео - колонки

Усиление звука ноутбука, участие в скайп собеседованиях и конференциях.

Цифровая фото, видео аппаратура

Съемка видеосюжетов, видеоматериалов открытых занятий, праздников, мероприятий для изготовления дополнительного познавательного материала, который используется в создании презентаций, фильмов. Видеороликов и т.д.

Персональный компьютер

Работа с документацией, обработка электронных источников информации, участие в вебинарах, ведение страницы группы на сайте ДОУ, создание мультимедийных презентаций, дидактических и компьютерных игр, возможность подключения к мультимедийному проектору и интерактивной доске, демонстрация мультимедийных ресурсов педагогам, воспитанникам, их родителям

Музыкальный центр

Музыкальное сопровождение мероприятий ДОУ, режимных моментов, праздников.

Телевизор

Транслирование видеоизображения

Магнитофон

Аудио сопровождение занятий (прослушивание лит. произведений, проговаривание), организация режимных моментов, игр, развлечений.

Принципы

Моя работа базировалась на ведущих принципах дидактики.

  • Научность, аналитическая деятельность.
  • Принцип активности и самостоятельности связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир. При этом он проявляет активное стремление к самостоятельным поступкам. Это выражается в том, что он настойчив в осуществлении задуманных дел, стремится научиться новым действиям, приобрести новые знания.
  • Принцип интеграции образовательных областей способствует повышению мотивации обучения и позволяет рассматривать какое-либо явление с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
  • Принцип научности– его сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий. Знания могут с разной глубиной отражать действительность. Учёные психологи А.М.Мухина, А.А.Люблянская, П.Я.Гальперин и другие, изучая умственную деятельность дошкольников, доказали, что у детей шестого года жизни могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обобщению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.

Через принцип научности перед детьми открывается картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

  • Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребёнка.

По мнению Л.С. Выгодского «Обучение не должно ориентироваться на достигнутый уровень, а всегда опережать его, намного забегая вперёд, чтобы ребёнку необходимо приложить усилия для овладения новым материалом».

В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, в своей деятельности  пробуждаю у детей и постоянно поддерживаю желание узнавать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие. Это  ориентир на зону ближайшего развития. Задания, упражнения, вопросы носят развивающий характер.  У детей происходит: -развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, -формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, -формирование мыслительных операций, -увеличение объема памяти, внимания.

 «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития».

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала должно идти в определённом порядке, системе.  

Своеобразие последовательности и систематичности образования дошкольников проявляется в малых объемах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объема и усложнении. 

  • принцип наглядности. Его значение усилилось характером знаний дошкольников, основное содержание которых формировалось на уровне представлений в результате непосредственного восприятия предметов.

Принцип наглядности просматривался при проведении наблюдений

Этот принцип Я.А. Каменский считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».        

Содержание, методы и приёмы, формы работы.

Методологические основы

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, "динамичной". Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

        Внедрение средств ИКТ как элемента развивающей предметно-пространственной среды детского сада поможет детям легче и быстрее адаптироваться к современным тенденциям и инновациям как в системе образования, так и в социально-общественной среде, обеспечит преемственность образования.

         В этих условиях педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, современным интерактивным и мультимедийным оборудованием, готовыми интерактивными заданиями и развивающими играми, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир современных информационных и коммуникационных технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка. Информационные и коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно- развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

        Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников это стратегическое направление деятельности детского сада. 

        Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду; отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе средства ИКТ, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательном процессе детского сада. Таким образом, ИКТ в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации является эффективным средством решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада и семьи в условиях введения ФГОС ДО.

        Требуется системная работа по организации взаимодействия воспитателей, специалистов, родителей и детей посредством ИКТ в условиях развития предметно пространственной среды соответствующей ФГОС ДО. Для реализации опыта я выдвинула следующую гипотезу: если в ДОУ создать систему по использованию ИКТ, соответствующую особенностям педагогического процесса, то это будет способствовать максимальному повышению качества образования воспитанников ДОУ.

Формы работы

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок. Для достижения поставленной цели я использовала разнообразные формы работы с детьми, родителями и педагогами.

Формы работы с детьми.

Свою работу с детьми я реализовала в совместной деятельности.

Совместная деятельность предполагала наличие моего партнёрства и сотрудничества с каждым ребёнком, возможность свободного общения детей.

        Совместная деятельность с детьми являлась основной формой организации в реализации содержания моей работы. В совместной деятельности я не только сообщаю детям новые знания, но и уточняю, и закрепляю их. Для этого используются разнообразные методы – виртуальные экскурсии, интерактивные игры, работа с интерактивными кубиками, чтение художественной литературы, рассказы, беседы с использованием ИКТ технологий. (Приложение)

Использование персональных компьютеров. Кроме зрительного утомления, неправильная организация занятий с компьютером может привести к умственному и статическому утомлению. Во избежание перечисленных проблем занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут. В детском саду используются только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогические и санитарно гигиенические требования. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия . С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Виртуальные экскурсии - это организационная форма образовательной деятельности. Ее преимуществами является следующее:

– погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;

– не покидая здания ДОО, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;

– разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;

– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий

Таким образом, виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального.

Большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки перед экскурсией проблемных вопросов либо выдачи детям определённых творческих заданий. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие воспитателя с воспитанниками: его активность уступает место активности детей. Воспитанники выступают полноправными участниками виртуальной экскурсии, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, а воспитатель побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию

Интерактивные игры - с помощью интерактивных и мультимедийных средств, можно составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, и т.д. Отличительной чертой интерактивных игр является то, что, они могут использоваться во всех образовательных областях и повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детей. С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему. Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, но и в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.

В своей работе я часто применяю интерактивные игры, делаю их сама. Детям очень нравится управлять мышкой, и специальным карандашом. Благодаря интерактивным играм, существенно изменилось отношение детей к занятиям, они стали более внимательней, у них появилось желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Ребята стали более сообразительнее, на поставленные задачи порой находят несколько вариантов решений.

Основные достоинства интерактивных игр.

-В играх использованы красочные и привлекательные материалы, звуковые эффекты.

-Игры используются как часть индивидуального, подгруппового, фронтального занятия.

  -Для проведения диагностических заданий по исследованию развития логического мышления у детей, внимания.

Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. Занятия проводятся в группе или индивидуально. На таком занятии используется интерактивная доска. Интерактивная доска выполняет все те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Для работы с учебным материалом в интерактивном режиме необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска. В качестве учебного материала я использую презентации, видеофильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства. Таким образом, с ресурсом могут работать по очереди несколько воспитанников, остальные наблюдать, исправлять ошибки, оказывать помощь. Занятия с компьютером могут проводиться с целой группой, если это демонстрация видео и мультфильмов, а так же презентаций, или индивидуально, когда за компьютером работает один или несколько воспитанников одновременно.

Использование QR кодов. QR-коды являются одним из привлекательных способов использовать мобильные средства на занятиях с детьми. В учебной деятельности можно создать различные справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время квесты, в которых QR-коды могут выступать, как заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. QR-коды можно использовать для картотек физкультминуток, различных гимнастик. Можно применять в дидактических играх. Дошкольникам нравится отгадывать загадки и получать ответы через QR-коды, автоматизировать и дифференцировать звуки, глядя на отсканированные картинки, закреплять умения выделять первый звук в слове. Дети сканируют, самостоятельно открывают и с удовольствием выполняют задания. - Буратино предлагает и вам сыграть в игру «Угадай по первому звуку» Распечатанные коды можно использовать в играх "Виртуальный чемоданчик", "Волшебный мешочек", "Интерактивная шляпа", "Мобильный кубик". Дети с интересом и азартом вынимают карточки в ожидании какого-то чуда, а это всегда мотивирует их на положительный результат.

QR-код можно также использовать на любом занятии: математика, развитие речи, рисовании, аппликации, и т. д.; в самостоятельной деятельности детей. Любое занятие можно украсить и разнообразить подобным методом. Использовать QR-код можно, как сюрпризный момент, введение новой темы, закрепление пройденного материала.

Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям. Работая в группах с QR-кодами, ребята не только осваивают современные интерактивные средства, но и учатся взаимодействию – договариваться и слушать друг друга.

Формы работы с родителями:

  • Открытые показы образовательного процесса.
  • Проведение совместных мероприятий (, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе).
  • Анкетирование и тестирование родителей.

Формы работы с педагогами (Приложение) 

  • Круглый стол
  • Мастер – классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.
  • Обучающие семинары. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: создание мультимедийных презентаций (Power Point),  работа в сети Интернет,  подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ, работа с материалами на сайте ДОУ, создание страницы группы, размещение информации,  работа в графическом редакторе и др.
  • Открытые просмотры дают возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества

                Средства

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра”

                                            Джон Дьюи

В своей работе с детьми я использовала разнообразные педагогические средства, с помощью которых смогла расширить детский кругозор, углубить имеющиеся у детей знания, познакомить с новыми знаниями, а также развить познавательные интересы детей. Эффективность использования педагогических средств была достигнута мною благодаря сочетанию их с педагогическими  методами. 

Основным средством стала разработанная мной программа «Интерактивная игротека» (Приложение №2), в которой открывается возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Ведь особая педагогическая значимость заключается в том, что он открывает возможности формирования собственного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Использование ИКТ технологий в образовательной практике способствует формированию многих личностных качеств:

  • самостоятельности. происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ребенок учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;
  • креативности. «Креативность ребенка зависит от уровня развития его мышления, воображения, произвольности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности»;
  • инициативности. ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;
  • лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

Все перечисленные качества, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника.

Наглядные средства:

  • Интернет ресурсы – ИКТ (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка, (классические и современные композиции)
  • Тематические видеофильмы
  • Интерактивные игры
  • Интерактивные кубики

Результат

На протяжении трёх лет я создавала интерактивный  материал для детской деятельности, содержание которого было интересно и занимательно для всех участников образовательного процесса: для детей, родителей и воспитателей нашего дошкольного учреждения.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто ―вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. 

Итак, использование средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, позволило открыть новые возможности раннего образования. Информатизация образования открыла новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно образовательной и коррекционной работы.

Информационно - коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве –умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким образом, создана система работы по применению ИКТ в образовательном процессе. В достаточном количестве имеется методическая литература, специальные пособия и наглядный материал. Организована богатая развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию творческого потенциала детей. Участие и достижения в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровня воодушевляют на новые успехи. 

P.S. Я убеждена в том, что являясь партнёром ребёнка и предлагая ему включиться в активную деятельность ,  я способствую формированию у него стойких познавательных действий  и воспитаю ребёнка-созидателя.

Приложения

Приложение 1

Авторская программа «Юный эколог».

                   

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Родившийся в XXI веке ребенок уже с первых месяцев своей жизни знакомится с интерактивными технологиями, с возрастом это увлечение становится только сильнее. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным. Вопреки стереотипам, вред от достижений технического прогресса для детского развития слишком преувеличен. Польза достаточно очевидна. Производители игрушек учитывают интересы современных детей, внедряют инновационные решения, направленные на развитие сообразительности, логики, внимания, памяти. Одна из новых разработок — интерактивные кубики для ребят дошкольного возраста.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска и интерактивные кубики значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают освоение материала.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с  компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
    В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Программа «Интерактивная игротека» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет.

Программа «Интерактивная игротека» реализуется   с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности, в вечерние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

      Во время занятия дети работают с компьютерами 5 – 10 мин. или интерактивной доской, собирают заданные комбинации из кубиков. При правильном решении задания, в зависимости от собранной комбинации, на кубики проецируется то или иное изображение. В зависимости от темы игры, на кубиках оживают динозавры, роботы, различные насекомые и сказочные герои. Собирая кубики, ребенок будет учиться распознавать и повторять различные фигуры и конструкции. Он сможет делать это, сверяясь с правильной схемой, в результате чего, получит желанный для него результат в виде анимированной картинки.

Концепция. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. 

Компьютерные игры в дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, с помощью которой ребенок решает самые разнообразные игровые задачи.    

Л. С. Выготский отмечает, что ребенок играет в то, что он хочет, но не может осуществить в реальной жизни в силу своего возраста (например, поехать на машине). Зная этапы развития игры, можно предлагать компьютерные игры на закрепление тех способов, которыми ребенок владеет, и, учитывая зону ближайшего развития, последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое. Компьютерные игры формируют у детей умение понимать, принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.

Новизна. Новизна программы «Интерактивная игротека» предполагает  использование интерактивной доски и интерактивных кубиков как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Правильно собрав всю конструкцию из кубиков по схеме, ребенок сможет просмотреть один из 10 видеороликов с различными персонажами в виде забавных роботов, сказочных героев и т.п. Для облегчения процесса сборки схематическая инструкция будет транслироваться с левой стороны от места сборки, помогая ребенку преодолеть все этапы. Интерактивная схема будет транслироваться сколько угодно по времени, не ограничивая ребенка в сроках выполнения задания. Кубики выполнены из мягких материалов, они легкие, и не повредят ребенку, даже если вся конструкция упадет.

        Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления образовательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

   Применение мультимедиа технологий  позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска и интерактивные кубики, станет отличной помощницей развития у детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности; навыков учебной деятельности.

Цель

Познакомить детей с компьютером и способами работы с ним посредством динамических игр, детских компьютерных программ, развитие навыков решения логических задач с применением интерактивных технологий.

Задачи

  • Получить информационно-технологические умения при работе с компьютером;
  • Обогащать словарь детей новыми терминами (клавиатура, дисплей, диск, дискета, мышка и др.);
  • Развивать психические процессы, творческое, логическое мышление, внимание, коммуникативные способности;
  • Развивать комбинаторные способности, мелкую моторику;
  • Способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей ребёнка, формировать умения конструкторской, художественно – декоративной, дизайнерской деятельности.

Методы

Наглядный.

 Для ознакомления детей с устройством компьютера используются соответствующие карточки – модели с изображением составных частей компьютера. Во время беседы с детьми применяется интерактивная доска, где дети закрепляют свои знания в играх.

Игровой.

Так как ведущим видом деятельности ребенка - дошкольника является игра, то вся деятельность детей с компьютером происходит с использованием игровой ситуации. Дети строят домик для мышки, учат и помогают своим гостям (Деда мороза, Незнайку, Буратино) играть в ту или иную игру. Используя кубики, дети развивают внимательность и умение концентрироваться на решении задачи.
кубики настраивают детей на коллективную работу и взаимопомощь.
Такое занятие разовьет коммуникабельность, дети будут учиться общаться, приходить к компромиссу.

Практический.

Дети имеют возможность практически упражняться в манипулировании мышкой, кнопками, вставлять диск в дисковод, собирать заданные комбинации из кубиков. При правильном решении задания, в зависимости от собранной комбинации, на кубики проецируется то или иное изображение. В зависимости от темы игры, на кубиках оживают динозавры, роботы, различные насекомые и сказочные герои. Интерактивная доска позволяет детям закреплять полученные знания с помощью игр.

Словесный.

Во время знакомства детей с компьютером, компьютерными играми   используются такие приемы, как:

- объяснение (например, как нужно сидеть за компьютером, правила пользования интерактивной доской и кубиками, правила игр),

-уточнения (например, что нажимать на экран интерактивной доски нужно не сильно),

- вопросы к детям (« Как нужно включать компьютер?»),

- поощрения («Смелее, ты все делаешь верно»),

-обращение к прошлому опыту детей («Какие вы знаете геометрические фигуры?», «Давайте построим по схеме»),

-указания («Щелкните по значку и выслушайте задание»).

Также используется рассказывание детям сказки («Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер»), беседы на такие темы, как: «как используется роботы»

Информационный.

 Во время работы за компьютером, дети получают необходимую информацию, используют ее для достижения результата.

Планируемые результаты

  • Освоение детьми умений при работе с компьютером, интерактивной доской, интерактивными кубиками;
  • обогащение и расширение словарного запаса у детей
  • Умение достигать результата в компьютерных играх, решение игровых задач творчески, самостоятельно, умение концентрироваться на решении задачи.  
  • воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности.
  • Использование детьми информации на мультимедийном экране для выполнения поставленных задач, а так же, как средство самоконтроля и самоанализа.

        

Литература

  • Венгер А. А., Дьяченко О М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»., М. 2001.
  • Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, 1991г., №5
  • Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания  Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
  • Интернет – ресурсы
  • «Учимся работать на компьютере»  М.К.Антошин Москва 2004г.
  • Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного  университета)
  • Журнал «Детский сад от А до Я»  №1 2003 г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования

Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования. ТРИЗ технология

Приказ №388 от 22.09.2017г О творческой группе. в соответствии с планом работы дошкольного отделения, в целях, повышения качества образования ТРИЗ технология...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»

laquo;ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ  В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОО»...

План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....