Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.
консультация (старшая группа)

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад "Родничок"  комбинированного вида

 г. Пыть-Ях

Консультация на тему:

Развитие и коррекция речи у детей

с ограниченными возможностями здоровья

через театрально-игровую деятельность.

     Главной целью   работы  с детьми с  ОВЗ   (с умеренной и тяжёлой формами) считается развитие его автономии, персонализации и социализации в рамках имеющихся у него реальных возможностей.

     Задача обучения заключается в привитии ему   знаний, умений и навыков, чтобы он:  мог объясняться вербальным и невербальным способом;  обрёл максимальную жизненную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей;  умел выполнять повседневные дела адекватно собственному, индивидуальному уровню подготовки;  мог участвовать в различных формах общественной жизни.         

     Практика   показывает, что вся коррекционная работа даёт положительный результат только тогда, когда она опирается на наглядно-практическую деятельность. Детям с ОВЗ легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде, так как особые затруднения у детей постоянно возникают из-за грубых речевых нарушений. Ведущие психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)  Идеальным средством развития и коррекции  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является театрально-игровая деятельность.         

     Почему именно театрально-игровая деятельность? Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психотерапии.

     Именно театрально-игровая деятельность  является одной из самых эффективных способов воздействия, в ней наиболее полно и ярко проявляется один из принципов специального коррекционного обучения: учить играя. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, необходимо говорить четко, чтобы   все поняли. Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром   не сложно. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, многому можно научиться  и   научить   детей.  Мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гроссом,  до сих пор популярна: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». В театрализованной игре идёт активное развитие диалогической, эмоционально насыщенной речи. Дети лучше усваивают содержание простого произведения, логику, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).  Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.        

  Полноценное участие детей в игре способствует эстетическому восприятию искусства художественного слова, умению вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять какой герой, дети пытаются элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понять мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,  зависит  личный опыт ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.  Дети учатся  владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).  Подготовленность к театрализованной игре  определяет  такой уровень развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе кропотливой  ежедневной образовательной деятельности.         

     В ходе игры у ребят формируется мотив учиться действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учиться жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя, пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках.  Огромное значение имеет развивающая среда – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию. Это может быть комната театральной деятельности  или просто уголок,  где вместе с детьми можно будет рисовать, клеить элементы для настольного, теневого, пальчикового театров.        

     Для самостоятельной деятельности детей важно создать условия, в которых театрально-игровая деятельность будет  протекать успешно. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрально-игровую деятельность, нужно учитывать необходимые условия:

-  индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;  

- особенности его эмоционально-личностного развития;

-  индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;  

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;  

- возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей. 

     В психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол.

    Игра с куклами оказывает на детей непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие, помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.    Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре  слова ребенка   оживляют кукол и создают им настроение, характер. Играя с куклами, дети открывают свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.        

     Настольный театр, пожалуй, самый доступный. У детей  отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей  понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры.  Управление настольными куклами не представляет сложности для   детей. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.   

     Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом. Он решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, мелкую моторику.  Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи.    

      Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно  взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решают сами дети), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол дети надевают на пальцы и сами действуют за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия они двигают одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

     Для театральных постановок  отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в   пьесах 5-7 минут. В качестве текстов для пьес используются адаптированные   народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Большинство   пьес имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.   В результате у детей заметно повышается уровень коммуникативного развития, появляется интерес к публичным выступлениям, расширяется  круг общения. Повышается самооценка. Стабилизируется эмоциональное состояние.     

     Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий   решаются практически все задачи, программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей используется   богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы:

  Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001г М.Д.Маханева Занятия по театральной деятельности в детском саду.-М; ТЦ Сфера, 2009.  Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.  Л.В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.  Л.Я. Поляк. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по     мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность

В статье представлена система  работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"

Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...

Развитие просодической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Комплекс упражнений по развитию просодики дошкольников...

Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие

   В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...

Тема: «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности.»

Цель  моего взаимодействия с семьями детей с ОВЗ: объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества ...