ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».
рабочая программа (старшая группа)

Костюкова Надежда Юрьевна
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyukova_dop_na_2022god.docx87.61 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на педагогическом совете Шаминского филиала МБДОУ Д/с «Теремок»

Протокол № 1 от 26.08.2021г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Д/с «Теремок»

________________И. И Смиркина

Приказ № 08-о/п10  от 01.09.2021г.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА  

социально-педагогической направленности

 «Финансовая грамотность дошкольника».

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-разработчик:

     Педагог дополнительного образования

        Костюкова Надежда Юрьевна

х. Шаминка

2021

Паспорт дополнительной развивающей программы

Шаминского филиала МБДОУ Д/с «Теремок»

«Финансовая грамотность дошкольника»

Название ДОП

«Финансовая грамотность дошкольника»

Сведения об авторе

ФИО: Костюкова Надежда Юрьевна

Место работы: Шаминский филиал  МБДОУ Д/с «Теремок»

Адрес образовательной организации: х. Шаминка

пер. Школьный, 2/1

Домашний адрес автора: х. Шаминка ул. Степная дом 10

Телефон служебный:

Телефон мобильный: 89298147846

Должность: педагог дополнительного образования.

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

- Приказ Министерства образования Ростовской области от 01.03.2016 г. № 115 «Об утверждении региональных требований к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»

Материально-техническая база

Программа реализуется в комнате Старшей разновозрастной группы, площадь которой составляет 53, 8

Оборудование:

1.Столы.

2. Стулья.

3. Бумага.

4. Клей.

5. Карандаши.

6. Фломастеры.

7. Ножницы.

8. Счетные палочки.

9. Стенды по экономической тематике.

10.Фото по экономической тематике.

11.DVD-плеер.

12. Ноутбук.

13. Счеты.

14. Весы.

15. Кассовый аппарат.

Год разработки, редактирования

2021

Структура программы

  1. Титульная лист.

  2. Паспорт программы.

П     3. Пояснительная записка.

2.     4. Учебно-тематический план.

3.     5. Содержание программы.

4.     6. Календарный учебный график.

5.     7. Методическое обеспечение общеобразовательной        

      программы.

6.     8. Список литературы.

Направленность

Социальна-педагогическая.

Направление

Даная программа направлена на развитие экономического мышления дошкольников, обучению правильному отношению к деньга, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Освоение финансовой грамотности.

Возраст учащихся

Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации

Программа  рассчитана  на 2 года обучения с сентября по май. Программа одного года обучения составляет 38 часов. Общий объем программы составляет 38 х 2 = 76 академических часа.

Этапы реализации

Программа состоит из шести блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:

Раздел 1 «Введение в мир экономики»

Раздел 2 «Труд и продукты труда»

Раздел 3. «Что такое деньги и какими они бывают»

Раздел 4 «Из чего складываются доходы в семье»

Раздел 5 «Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как это избежать»

Раздел 6 «Деньги любят счёт или как управлять карманными деньгами»

Новизна

 Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики, знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка.

Актуальность

  Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях.  Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.  Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Цель

Развитие у детей старшего дошкольного возраста экономического образа мышления, воспитание у детей ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Ожидаемые результаты

Личностные:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Мета предметные:

Познавательные: 

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные: 

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью воспитателя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

•адекватное восприятие предложений товарищей, воспитателей, родителей;

Коммуникативные: 

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результаты:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Дошкольник должен:

-        ребёнок должен знать основные финансово- экономические понятия и категории;

-        ребёнок должен иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

-        ребёнок должен обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

-        ребёнок должен воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

-        ребёнок должен развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

-        ребёнок должен иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги»;

Дошкольник должен уметь:

-        ребёнок должен уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

-        ребёнок должен уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-        ребёнок должен уметь понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

-        ребёнок должен уметь уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-        ребёнок должен уметь осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)

  Групповые занятия. Оптимальное количество детей 10 человек.

- по количеству детей, участвующих в занятии — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами),групповая;                     - по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, беседа, практикум, экскурсия, конкурс и т.д.;по дидактической цели — вводное занятие; занятие по изучению нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, умений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Режим занятий

Программа реализуется в старшей разновозрастной группе по одному часу в неделю. Занятия проводятся по средам во второй половине дня.

Время занятия – 15.50 -16.15 – 1группа (дети 5-6 лет)        

                           16.30 -17.00 - 2 занятие – 2 группа (дети 6-7 лет)

Форма подведения итогов реализации программы.

 Формы проведения итогов реализации программы:

  1. Мониторинг освоения ожидаемых результатов дошкольника: осуществляется в начале и конце года; используются такие формы обследования, как диагностика, блиц-опрос, беседа, конкурсы, анкетирование родителей.
  2. Наглядная информация для родителей (фото отчеты).

Пояснительная записка.

Направленность Программы - социально-педагогическая. Программа  направлена на формирование экономических умений, развитию экономического образа мышления, воспитанию ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.

Профиль дополнительной общеразвивающей программы -  экономическое воспитание

Направление – изучение основ финансовой грамотности

Программа является модифицированной. За основу была взята авторская программа «Финансовая грамотность» разработанная В. С Автономовым, И. В Липсиц и Л.С Гребневым.

При составлении программы также были использованы методические пособия Г.П Поварницина, Ю. А Киселева и примерная парциальная программа дошкольного образования «Банка России».

Уровень программы: ознакомительный.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ, заключается в том, что процесс обучения выстроен с учетом используемых современных образовательных технологий: технологии игрового обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии "от простого к сложному, в процессе повторения, проигрывания и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В соответствии с учебно-тематическим планом программы занятия разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Виды деятельности обучающихся отражены в предлагаемых формах организации обучения, что и определяет продолжительность по времени, динамическую структуру занятия, способы организации процесса обучения и его методическое оснащение.

В основе программы следующие педагогические принципы: 

  • доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
  • Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок наряду с игрой заданного героя, будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
  • наглядность (наличие дидактических материалов)
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей)
  • научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий)
  • принцип деятельностной основы занятий в кружке.
  • Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
  • принцип реальности и практического применения.
  • Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.

Педагогическая целесообразность.

Формирование полезных привычек в сфере финансовой грамотности, начиная с раннего возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере их взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его познавательное развитие. В программе систематизированы средства и методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности.

Программа «Финансовая грамотность дошкольников» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний совершенствовать уже имеющиеся у старших дошкольников опытом финансовой грамотности. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Новизна программы.

 Заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики, знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, взрослого и ребенка.

Актуальность программы. 

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях.  Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. 

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста экономического образа мышления, воспитание у детей ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Адресат программы. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) без предъявления требований к уровню подготовки. Наполняемость в группе составляет 10 человек.

Объем программы: программа рассчитана на 2 года обучения с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа х 38 недель = 76 часов.  Занятия проводятся во второй половине дня. Один академический час занятия в группе равен = 30 минут астрономического времени.

Формы и виды организации занятий: 

Основная форма проведения занятия - (практикум) - игровые, теоретические, словесные, наглядные, практические.

Во время обучения применяются формы занятий:

- традиционные: теория, беседа, рассказ, инструктаж, практикум;

- нетрадиционные: игра, опыт, исследование, экскурсии, наблюдения.

Типы занятий: сюжетно-ролевая игра, теоретический, комбинированный, практический. 

Режим занятий: 

Занятия проводятся по средам во второй половине дня.

Время занятия – 15.50 -16.15 – 1 группа (дети 5-6 лет)

 16.30 -17.00 - 2 занятие – 2 группа (дети 6-7 лет)

 Продолжительность занятия для детей 5-6 лет составляет 25 мин, для детей 6-7 лет - 30 минут.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные: 

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные: 

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью воспитателя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

•адекватное восприятие предложений товарищей, воспитателей, родителей;

Коммуникативные: 

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Дошкольник должен:

-        ребёнок должен знать основные финансово- экономические понятия и категории;

-        ребёнок должен иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

-        ребёнок должен обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

-        ребёнок должен воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

-        ребёнок должен развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

-        ребёнок должен иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги»;

Дошкольник должен уметь:

-        ребёнок должен уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

-        ребёнок должен уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-        ребёнок должен уметь понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

-        ребёнок должен уметь уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-        ребёнок должен уметь осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Формы проведения итогов реализации программы

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности: 

  • Педагогическое наблюдение. 
  • Педагогический анализ результатов, опросов, участия в мероприятиях, активности обучающихся на занятиях.

Формы подведения итогов:

  • Текущий контроль проводится в течение всего учебного года с целью определения

степени усвоения обучающимися учебного материала в рамках определенной

темы; определения готовности детей к восприятию нового материала; повышения

ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении; выявления детей,

отстающих и опережающих обучение; подбора наиболее эффективных методов и

средств обучения.

  • Тематический контроль проводится по окончании изучения темы или тем, раздела

с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала по

определенной теме; определения результатов обучения.

  • Итоговый контроль проводится в конце курса обучения по программе с целью

определения результатов обучения, определения изменения уровня развития детей,

их творческих способностей; анализа дополнительной общеобразовательной

программы для коррекции и усовершенствования.

Форма контроля:

                    - Развлечения, викторины по темам;

                    - Открытые мероприятия для родителей и педагогов МБДОУ;

                    - Мониторинг развития каждого ребенка;

         - Фотоотчёт о проделанной работе

Учебно – тематический план 1-го года обучения (5-6 лет)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, диагностики, контроля

всего

теория

практика

Раздел 1 «Введение в мир экономики» (4 часа)

1

Введение в мир экономики

2

1

1

Круглый стол

2

Знакомство с Гномом Экономом

2

1

1

Творческая работа

Раздел 2 «Труд и продукты труда» (5 часов)

3

Деньги- средства обмена товарами

2

1

1

Решение задач с экономическим содержанием

4

Труд-деньги

3

1

2

Решение задач с

экономическим

содержанием

Раздел 3. «Что такое деньги и какими они бывают» (11 часов)

5

Понятие «Деньги»

3

1

2

Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру»

6

Как появились деньги

3

2

1

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»                                                        

7

Представление творческих работ

1

-

1

Выставка поделок

8

Бумажные деньги

3

2

1

Игра «Вопросы и ответы»

9

Диагностика

1

-

1

Круглый стол

Итого часов

20

9

11

Учебно – тематический план 2-го года обучения (6-7 лет)

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, диагностики, контроля

всего

теория

практика

Раздел 1 «Труд, продукт, товар» (20 часа)

1

Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей.  

Разные профессии

2

1

1

Дидактическая игра «Угадай профессию»

2

Кто такой профессионал?

2

1

1

Дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

3

Для чего нужно трудиться? Что такое труд?

2

1

1

Круглый стол

4

Труд и зарплата

2

1

1

Дидактические игры «Кому что нужно для работы»

5

Услуги и товары. Что это?

2

1

1

Игра «Услуги и товары».

6

Директор магазина

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

7

Магазины и покупки: товар и его

стоимость.

2

1

1

   Викторина «Денежки разные, денежки важные»

8

Магазины и покупки: как

продают товары и услуги.

2

1

1

Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».

9

Потребность, виды потребности.

2

1

1

Игра «Хочу и надо»

10

Откуда пришли деньги.

1

-

1

Путешествие в денежную страну.

11

Диагностика

1

-

1

Круглый стол

Итого часов

                20

9

11

 

Содержание Программы 1 –го  года обучения (5-6 лет)

Раздел 1 Введение в мир экономики

Тема: «Введение в мир экономики»

Теория – 1 час. Установить контакт с ребёнком, выявить элементарные экономические знания. Беседа.

Практика. 1 час. Дидактическая игра «Найди лишнее».

Тема: «Знакомство с Гномом Экономом»

Теория – 1 час. Познакомить детей с Гномом Экономом, героем занятий, рассмотреть его назначение, где будет жить. Что такое экономика

Практика –1 час. Рассматривание иллюстраций и оборудование уголка.

Аппликация «Гном-Эконом»

Раздел 2 «Труд и продукты труда»

Тема: Деньги- средства обмена товарами

Теория – 1 час. Расширять знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средства товарами между людьми. Уточнить знаний и понятий: «цена», «ценник», «товар».

Практика- 1 час. Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»), сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Тема: «Труд-деньги»

Теория-1 час. Отметить, что результатом труда людей являются деньги. Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги.

Практика-2 часа. Дидактическая игра «Назови профессию», Просмотр мультфильма про «Муху -Цокотуху»

Раздел 3. «Что такое деньги, и какими они бывают»                                                                   Тема «Понятие деньги»

Теория – 2 часа Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.). Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).                                                     Практика -1 час. Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру»

Тема: «Как появились деньги»

 Теория -2 часа. Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь. Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка). Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.  Практика -1 час. Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»          

                                             

Тема: Представление творческих работ       

Практика- 1 час. Изготовление альбома «Деньги-валюта»

Тема: Бумажные деньги                                                                                                            

Теория-2 часа. Объяснять, почему появились бумажные деньги. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. Приводить примеры первых бумажных денег. Описывать первые российские бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег опасно.                                                                                                                        Практика – 1час. Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы»

Тема: Диагностика

Практика 1 час. Задания и упражнения на проверку знаний

Содержание 2 –года обучения (6-7 лет)

Раздел 1. «Труд, продукт, товар»

Тема: «Разные профессии».  Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей.  

Теория – 1 часа. Основные профессии: врач, повар, продавец, строитель и т.п. Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение

Практика. 1 час. Игра Кто кем работает? Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Тема: «Кто такой профессионал?»

Теория – 1 час. Какими качествами должны обладать люди разных профессий

Практика – 1 час. «Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

Тема: «Для чего нужно трудиться? Что такое труд»

Теория – 1 час. Нужды и потребности человека

Практика – 1 час. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

Тема: «Труд и зарплата»

Теория – 1 час. Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд. За что насчитывается зарплата

Практика – 1 час. Путем выгибания сделать кошелек из бумаги, украсить его. Дидактическая игра «Назови профессии»

Тема: «Услуги и товары. Что это?»

Теория – 1 час. Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги.

Практика – 1 час. Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху

Тема: «Директор магазина»

Теория – 1 час. Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина. Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом.

Практика – 1 час. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Тема: «Магазины и покупки: товар и его стоимость»

Теория – 1 час. Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара

Практика – 1 час. Игра «Выбери товар»

Тема: «Потребность, виды потребности»

Теория – 1 час. Что такое потребность? Товары первой необходимости: пища, жилище. Одежда, разнообразные услуги – медицинская помощь. Образование, путешествие, экскурсии, стрижка в парикмахерских и т.п.

Практика – 1 час. Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо»

Тема: «Откуда пришли деньги»

Теория – 2 часа. История возникновения денег. Формировать представление о деньгах.

Практика – 1 час. Рассматривание денег, рисование их. Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Тема: Диагностика

Практика 1 час. Задания и упражнения на проверку знаний

Календарный учебный график для детей 5-6  лет

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

Проведения

Формы контроля

Раздел 1 «Введение в мир экономики» (4ч.)

1

Январь

12.01.2022

15.50-16.20

1

«Введение в мир экономики». Беседа

Игровая ст. группы

Наблюдение

2

Январь

20.01.2022

15.50-16.20

1

 Аппликация «Гном-Эконом»

Игровая ст. группы

Наблюдение

3

Январь

28.01.2022

15.50-16.20

1

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Игровая ст. группы

Наблюдение

4

Февраль

02.02.2022

15.50-16.20

1

«Знакомство с Гномом Экономом»

Игровая ст. группы

Наблюдение

Раздел 2 «Труд и продукты труда»(5ч)

5

Февраль

10.02.2022

15.50-16.20

1

Деньги- средства обмена товарами

Уточнить знаний и понятий: «цена», «ценник», «товар».

Игровая ст. группы

Наблюдение

6

Февраль

18.02.2022

15.50-16.20

1

Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»)

Игровая ст. группы

Наблюдение

7

Февраль

23.02.2022

15.50-16.20

1

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

«Труд-деньги»

Игровая ст. группы

Наблюдение

8

Март

03.03.2022

15.50-16.20

1

Дидактическая игра «Назови профессию»

Игровая ст. группы

Наблюдение

9

Март

11.03.2022

15.50-16.20

1

Просмотр мультфильма про «Муху -Цокотуху»

Игровая ст. группы

Наблюдение

Раздел 3. «Что такое деньги и какими они бывают»(11ч)

10

Март

16.03.2022

15.50-16.20

1

«Понятие деньги»

Деньги как мера стоимости; история денег

Игровая ст. группы

Наблюдение

11

Март

24.03.2022

15.50-16.20

1

Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

Игровая ст. группы

Наблюдение

12

Апрель

01.04.2022

15.50-16.20

1

Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру»

Игровая ст. группы

Наблюдение

13

Апрель

06.04.2022

15.50-16.20

1

«Как появились деньги»

Производство денег

Игровая ст. группы

Наблюдение

14

Апрель

14.04.2022

15.50-16.20

1

Деньги разного достоинства и разной покупательной способности .  

Игровая ст. группы

Наблюдение

15

Апрель

22.04.2022

15.50-16.20

1

Сюжетно-ролевая  игра  «Аукцион»                                                        

Игровая ст. группы

Наблюдение

16

Апрель

27.04.2022

15.50-16.20

1

Изготовление альбома «Деньги-валюта»

Игровая ст. группы

Наблюдение

17

Май

05.05.2022

15.50-16.20

1

Бумажные деньги.                                                                                                             Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Игровая ст. группы

Наблюдение

18

Май

13.05.2022

15.50-16.20

1

Описывать первые российские бумажные деньги.

Игровая ст. группы

Наблюдение

19

Май

18.05.2022

15.50-16.20

1

Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы»

Игровая ст. группы

Наблюдение

20

Май

26.05.2022

15.50-16.20

1

Диагностика

Игровая ст. группы

Наблюдение

Календарный учебный график для детей 6-7 лет

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

Проведения

Формы контроля

Раздел 1. «Труд, продукт, товар» (20ч)

1

Январь

12.01.2022

16.30-17.00

1

Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей.  «Разные профессии

Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение

Игровая ст. группы

Наблюдение

2

Январь

20.01.2022

16.30-17.00

1

Игра Кто кем работает? Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Игровая ст. группы

Наблюдение

3

Январь

28.01.2022

16.30-17.00

1

 «Кто такой профессионал?»

Какими качествами должны обладать люди разных профессий

Игровая ст. группы

Наблюдение

4

Февраль

02.02.2022

16.30-17.00

1

«Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

Игровая ст. группы

Наблюдение

5

Февраль

10.02.2022

16.30-17.00

1

«Для чего нужно трудиться? Что такое труд»

Нужды и потребности человека

Игровая ст. группы

Наблюдение

6

Февраль

18.02.2022

16.30-17.00

1

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

Игровая ст. группы

Наблюдение

7

Февраль

23.02.2022

16.30-17.00

1

«Труд и зарплата»

Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд.

Игровая ст. группы

Наблюдение

8

Март

03.03.2022

16.30-17.00

1

Дидактическая игра «Назови профессии»

Игровая ст. группы

Наблюдение

9

Март

11.03.2022

16.30-17.00

1

«Услуги и товары. Что это?»

Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги.

Игровая ст. группы

Наблюдение

10

Март

16.03.2022

16.30-17.00

1

Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху

Игровая ст. группы

Наблюдение

11

Март

24.03.2022

16.30-17.00

1

 «Директор магазина»

Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина.

Игровая ст. группы

Наблюдение

12

Апрель

01.0.2022

16.30-17.00

1

Игра «Выбери товар»

Игровая ст. группы

Наблюдение

13

Апрель

06.04.2022

16.30-17.00

1

 «Магазины и покупки: товар и его стоимость»

Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара.

Игровая ст. группы

Наблюдение

14

Апрель

14.04.2022

16.30-17.00

1

Игра «Выбери товар»

Игровая ст. группы

Наблюдение

15

Апрель

22.04.2022

16.30-17.00

1

 «Потребность, виды потребности»

Что такое потребность? Товары первой необходимости: пища, жилище. Одежда, разнообразные услуги – медицинская помощь. Образование, путешествие, экскурсии, стрижка в парикмахерских и т.п.

Игровая ст. группы

Наблюдение

16

Апрель

27.04.2022

16.30-17.00

1

Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо»

Игровая ст. группы

Наблюдение

17

Май

05.05.2022

16.30-17.00

1

 «Откуда пришли деньги»

Теория – 2 часа. История возникновения денег.

Игровая ст. группы

Наблюдение

18

Май

13.05.2022

16.30-17.00

1

Формировать представление о деньгах.

Игровая ст. группы

Наблюдение

19

Май

18.05.2022

16.30-17.00

1

Рассматривание денег, рисование их. Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Игровая ст. группы

Наблюдение

20

Май

26.05.2022

16.30-17.00

1

Диагностика

Игровая ст. группы

Наблюдение

  1. Методическое обеспечение программы:

Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

  • дидактические материалы (печатные пособия - таблицы, плакаты, фотографии; видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства);
  • разработки занятий в рамках программы;
  • методическую и учебную литературу;
  • Интернет-ресурсы.

 2.1.   Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы  1 года обучения (5-6 лет)

№п/п

Тема

Методы и приёмы организации образовательного процесса

Методическое сопровождение программы

Дидактический материал и техническое оснащение

1

«Введение в мир экономики». Беседа

Беседа: «Что такое экономика?»

Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Иллюстрации, фотографии, магнитная доска.

2

Аппликация «Гном-Эконом»

Занятия: «Аппликация с Гномом Экономом»

 Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Клей, кисточки, заготовки Гнома, чистые листы бумаги.

3

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Попова И.А. Картотека игр по финансовой грамотности.

 Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

4

«Знакомство с Гномом Экономом»

Познакомить детей с Гномом-Экономом, героем занятий.

Поварницина Г.П.  Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Гном Эконом -кукла.

5

Деньги - средства обмена товарами

Уточнить знаний и понятий: «цена», «ценник», «товар».

Беседа с детьми : «Что такое деньги?»

Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Карточки и иллюстрации купюр, монет ценников.

6

Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»)

Игра «Вопросы и ответы» («Обмен»)

Поварницина Г.П.  Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки с изображением разных товаров.

7

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

«Труд - деньги»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

«Труд - деньги»

Поварницина Г.П. Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки с изображением разных предметов, товаров. Кассовый аппарат, деньги.

8

Дидактическая игра «Назови профессию»

Дидактическая игра «Назови профессию»

Поварницина Г.П,Киселева А.П «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки с изображением профессий.

9

Просмотр мультфильма про «Муху - Цокотуху»

Просмотр мультфильма про «Муху - Цокотуху»

Поварницина Г.П,  Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

USB флешка с записью мультфильма.

10

«Понятие деньги»

Деньги как мера стоимости; история денег.

Беседа:

«Понятие деньги»

Деньги как мера стоимости; история денег.

Поварницина Г.П,Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки с изображением разных видов денежных знаков.

11

Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

Знакомство с деньгами.

Поварницина Г.П   ,Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки с изображением разных видов денежных знаков (монеты, купюры)

12

Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру»

Рисование «валюты» группы. Д/и. «Собери купюру»

Поварницина Г.П,   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карандаши, фломастеры листы бумаги.

13

«Как появились деньги»

Производство денег

Беседа:

«Как появились деньги»

Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Картинки с изображением разных видов денежных знаков, разных стран (монеты, купюры).

14

Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

Занятие:

«Деньги разного достоинства и разной покупательной способности».

Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Купюры различного достоинства (50,100,200,1000,2000,5000рублей); картинки с изображением пластиковых карт.

15

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»

Поварницина Г.П.  Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Бумажные купюры, номерки лота, молоточек для аукциона.

16

Изготовление альбома «Деньги-валюта»

Изготовление альбома «Деньги-валюта»

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Клей, картон, ножницы, картинки с изображением денег.

17

Бумажные деньги.                                                                                                             Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Беседа: «Бумажные деньги.                                                                                                             Объяснять, почему появились бумажные деньги».

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карточки с изображением бумажных денег. Фотографии печатного станка денег.

18

Описывать первые российские бумажные деньги.

Занятие: «Знакомить детей с первыми российскими бумажные деньгами».

Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Карточки с изображением первых российских рублей.

19

Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы»

Просмотр мультфильма «Приключение Буратино». Игра «Вопросы и ответы»

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

USB флешка с записью мультфильма. Карточки для игры.

20

Диагностика

Задания и упражнения на проверку знаний

Дидактические задания и упражнения на проверку знаний.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки, схемы, модели. Карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы 2 года обучения (6-7 лет)

№п/п

Тема

Методы и приёмы организации образовательного процесса

Методическое сопровождение программы

Дидактический материал и техническое оснащение

1

Диагностика по выявлению уровня экономического мышления детей.  «Разные профессии

Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение

Занятие:

«Разные профессии

Знакомство с профессиями, затратами труда, назначение

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Иллюстрации из произведения Маршака «Откуда стол пришел», Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

2

Игра «Кто кем работает?» Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Игра «Кто кем работает?» Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева

Картинки с изображением людей разных профессий.

3

«Кто такой профессионал?»

Какими качествами должны обладать люди разных профессий

Беседа: «Кто такой профессионал?»

Какими качествами должны обладать люди разных профессий

Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева

Картинки с изображением людей разных профессий.

4

«Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

«Уроки тетушки Совы» - «Работа и зарплата», дидактическая игра «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева

USB флешка с записью мультфильма. Карточки для игры.

5

 «Для чего нужно трудиться? Что такое труд»

Нужды и потребности человека.

Беседа: «Для чего нужно трудиться? Что такое труд»

Нужды и потребности человека.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Иллюстрации из произведений Д.Родари «Чем пахнут ремесла» Карточки с изображениям профессий.

6

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Фотографии города, заводов,предприятий.

7

«Труд и зарплата»

Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд.

Занятие: «Труд и зарплата»

Труд, продукт труда, виды продуктов труда. Как оплачивать труд.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Иллюстрации и картинки на тему «Труд взрослых и детей»; басня           И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

8

Дидактическая игра «Назови профессии»

Дидактическая игра «Назови профессии»

Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева

Раскраски с видами профессий, карточки «Кому принадлежит это орудия труда»

9

«Услуги и товары. Что это?»

Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги.

Беседа: «Услуги и товары. Что это?»

Что такое услуги. Примеры услуг. Сравнение товара и услуги.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карточки с изображениям разных предметов, вещей, изделий.

10

Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху

Игра «Услуги и товары». Просмотр мультфильма про Муху-Цокотуху

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

USB флешка с записью мультфильма. Карточки с изображениям разных предметов, вещей, изделий.

11

«Директор магазина»

Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина.

Занятие: «Директор магазина»

Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина».

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карточки с изображениям магазина, персонала, товара.

12

Игра «Магазин»

Игра «Магазин»

Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Карточки с изображением товаров, фишки, кассовый аппарат.

13

«Магазины и покупки: товар и его стоимость»

Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара.

Беседа: «Магазины и покупки: товар и его стоимость»

Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, и т.д. От чего зависит стоимость товара. Стоимость и качество товара.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карточки с изображением разных предметов, вещей, изделий.

14

Игра «Выбери товар»

Игра «Выбери товар»

Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева.

Карточки (хлеб, макароны, молоко, конфеты, кукла); фишки.

15

«Потребность, виды потребности»

Что такое потребность? Товары первой необходимости: пища, жилище. Одежда, разнообразные услуги – медицинская помощь. Образование, путешествие, экскурсии, стрижка в парикмахерских и т.п.

 Занятие: «Потребность, виды потребности»

Что такое потребность? Товары первой необходимости»

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карточки-схемы:   потребности первой необходимости, физиологические потребности, социальные потребности.

16

Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо»

Игра «Что можно купить за деньги?», Игра «Хочу и надо»

Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева.

Модель «Расходы». Предметы символизирующие основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги).

17

«Откуда пришли деньги»

История возникновения денег.

Занятие: «Откуда пришли деньги»

 История возникновения денег.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки с изображением разных видов денежных знаков, разных стран (монеты, купюры).

18

Формировать представление о деньгах.

Занятие: «Формировать представление о деньгах».

Банк России «Экономическое воспитание дошкольников: примерная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет»

Фото печатного станка денег. Картинки с изображением разных видов денежных знаков, разных стран (монеты, купюры).

19

Рассматривание денег, рисование их. Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Занятие: «Рассматривание денег, рисование их». Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Карандаши, фломастеры листы бумаги.

20

Диагностика

Дидактические задания и упражнения на проверку знаний.

Поварницина Г.П.   Киселева А.П. «Финансовая грамотность дошкольника»

Картинки, схемы, модели. Карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Условия реализации программы:

Программа реализуется в комнате Старшей разновозрастной группы, площадь которой составляет 53, 8 ( помещение 7 согласно экспликации литера А технического паспорта МБОУ Шаминской СОШ)

Оборудование:

1.Столы.

2. Стулья.

3. Бумага.

4. Клей.

5. Карандаши.

6. Фломастеры.

7. Ножницы.

8. Счетные палочки.

9. Стенды по экономической тематике.

10.Фото по экономической тематике.

11.DVD-плеер.

12. Ноутбук.

13. Счеты.

14. Весы.

15. Кассовый аппарат.

Костюмы:

Костюм «Продавец»

Костюм «Кассир»

Костюм «Медсестра»

Костюм «Таксист»

Костюмы «Салон красоты»

Костюм «Почтальон»

Костюм «ДПС»

2.2. Диагностический инструментарий

Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

 В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников:

 I уровень - низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

II уровень - средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финасово-экономические представления в игре и труде.

 III уровень - высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав. Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики — индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.

 Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

1) знания в области социально-экономической сферы;

2) знания в области товарно-денежных отношений;

3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;

4) знания в области информационно-организаторской сферы;

5) знания в области нравственно-этической сферы;

6) знания в области государственно-юридической сферы.

Первичная диагностика экономических знаний старших дошкольников для детей 5-7 лет (начало учебного года)

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых — выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

Примеры заданий первой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»

Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что ребенок хочет для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых — выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

Примеры заданий второй серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?».

Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Как можно назвать, одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты.)

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь? ».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых — определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, процессе купли-продажи.

Примеры заданий третьей серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах».

Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары».

Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых — выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, то есть о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

Примеры заданий четвертой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой?»).

Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?».

Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание 5. Педагог предлагает рассказать ребенку технологию приготовления пищи.

Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, как из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых — выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

Примеры заданий пятой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?»

Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать — экономный, а про кого — бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых — изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.

Примеры заданий шестой серии.

Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?».

Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что принадлежит всем.

Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».

Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы».

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом — каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла - при ярко выраженном признаке:

2 балла - при его устойчивом проявлении;

1 балл - в случае слабого проявления признака;

0 баллов — при его отсутствии.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

I уровень (низкий) - количество баллов от 3 до 8;

II уровень (средний) - количество баллов от 9 до 13:

III уровень (высокий) - количество баллов от 14 до 18.  

Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников для детей 5-7 лет (конец учебного года)

Диагностический лист

Темы

Уровни

высокий

средний

низкий

Профессии

Орудия труда

Бюджет семьи

Доход семьи

Расход семьи

Товар и цена

Реклама

Освоение программы:

Низкий - ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний - ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.

Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей: проявляет творческий потенциал.

  1. Диагностические материалы

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

3.3Дидактические материалы

В качестве дидактического материала используются:

- раздаточный материал;

- наглядные пособия;

- сведения из интернета

- книги, брошюры, фотографии, газетные материалы;

- фотографии, схемы;

- викторины по темам;

- компьютерные презентации по темам;

- интерактивные экскурсии.

- печатные пособия (таблицы, плакаты, фотографии, карты);

- видео фильмы;

- мультимедийные материалы;

- компьютерные программные средства;

- методическая и учебная литература;

1.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

2.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА»

М.; 2008 № 11 с.75.

4.Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»

5.Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ 

6.Игра «Выбери товар»

7.Тест «Хочу и надо»

8.Викторина для детей.

9.Викторина «Я знаю всё!»

10. Игра «Давай поменяемся»

11. Игра «Назови профессии»

12. Игра «Услуги и товары»

13. Игра «Что можно купить за деньги?»

14.Мультфильм «Муха-Цокотуха»

Материально- техническое оснащение дополнительной общеобразовательной программы

Занятия проводятся в игровой комнате «Непоседы»

Оснащение групповой комнаты

Площадь: 53 

Технические средства групповой комнаты

-музыкальный центр, колонки

№п/п

Оборудование

Количество

1

Стол

1

2

Стулья

10

3

Шкаф для методического материала и инвентаря

1

Мольберт

1

№п/п

Наглядно-демонстрационный материал

Количество

1

Наглядные картинки и фотографии по темам

10

2

Энциклопедия

1

3

Раздаточный материал

10

4

Наглядные пособия

10

5

Сведения из интернета

6

Книги, брошюры, фотографии, газетные материалы

2

7

Фотографии, схемы

6

8

Викторины по темам

3

  1. Список литературы.

Список использованной литературы:

1.В. С Автономов, И. В Липсиц и Л.С Гребнев. Авторская программа «Финансовая

грамотность» разработанная

2.Г.П Поварницина, Ю. А Киселева Методические пособия

3.примерная парциальная программа дошкольного образования «Банка России».

Список литературы для педагога:

1.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой

грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»

(для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

2.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих

получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007 – 48 с.:

ил.

3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические

игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

4.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.;

2008 № 11 с.75.

5.Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.

Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.

6.Обучающий видеоконтент.

7.Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике (Текст): метод. пособие / Т.А. Шорыгина. М.-

М.: ТЦ Сфера, 2009

Список литературы для родителей:

1.Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Я выбираю»,

издательство «МИФ».

2.Райзберг, Б.Г Экономика для детей (Текст): учеб. пособие в играх Б.Г Райзберг.-М:

Ось-89,1999

Список литературы для учащихся:

1.Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

2.«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

3.Союзмультфильм «Так сойдет»

4.Союзмультфильм «Пятачок»

5.«Вершки и корешки»

6.Союзмультфильм «Сказка про лень»

Интернет ресурсы:

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0 

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE 

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM 

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc 

https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU 

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs 

2.Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ 

4.Комикс «История о рублике и его друзьях» / Министерство финансов

Калининградской области электронный ресурс:

https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf 

5.Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской

области электронный ресурс:

https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef1b.pdf 

6.Методические рекомендации к книжке - раскраске для старших дошкольников/

Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс:

https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4.pdf 

7.Воспитателям.ру (Электронный ресурс) : сайт для воспитателей дет. Садов – режим

доступа: https://vospitateljam.ru/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Моя малая Родина"

Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогическй направленности "Английский язык для дошкольников"

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...