Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по основам финансовой грамотности

Семкина Наталья Анатольевна

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое развитие детей 5-8 лет.Отличительной особенностью данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_finansovaya_deyatelnost.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 247»

Дополнительная образовательная программа

социально-педагогической направленности

«АЗБУКА

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

Возраст детей 5-8 лет

Срок реализации 2 года

г.Нижний Новгород

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Структура

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность
  1. Направленность
  1. Отличительные особенности
  1. Адресат Программы
  1. Цели и задачи Программы
  1. Объем и срок освоения
  1. Режим занятий
  1. Формы обучения
  1. Планируемые результаты
  1. Учебный план
  1. Содержание учебного плана
  1. Календарный учебный график
  1.  Формы аттестации
  1. Оценочные материалы
  1. Методические материалы
  1. Условия реализации программы
  1. Список литературы

  1. Пояснительная записка 

  1. Актуальность        

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном случае следует понимать совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

На этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести  качества,  присущие  настоящей  личности.  В  дошкольном  возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

  1. Направленность

Содержание Программы направлено социально-педагогическое развитие детей 5-8 лет.

  1. Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дети знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. Программа способствует воспитанию уважения к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

  1. Адресат программы – обучающиеся 5-8 лет

Возраст пяти лет - последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов-внимания, памяти, восприятия и др. и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по- настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5-8 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская»-зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее число новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40—70 минут) длительность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре

Дети 5-7 лет находятся в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Дети данного возраста начинают осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Происходит становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

Количество обучающихся:

№ п/п

Возрастная группа

Количество

1

Старшая № 10

28

2

Старшая №9

28

3

Подготовительная к школе №6

20

4

Подготовительная к школе №7

19

5

Подготовительная к школе №11

20

№ п/п

Наименование

Количество

1

Обучающиеся с ОВЗ

0

2

Одаренных обучающихся

0

3

Обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации

0

  1. Цели и задачи Программы

Цель Программы содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов.

Задачи Программы:

  • Способствовать формированию у дошкольников первичных финансовых и экономических представлений.
  • Содействовать обогащению словарного запаса дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.
  • Способствовать        формированию        разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
  • Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
  • Содействовать формированию финансово-экономического мышления.
  • Способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений.
  • Формировать        умение        рационально        организовывать свою трудовую деятельность.
  • Содействовать        формированию        позитивной         социализации        и личностному развитию дошкольника.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

  • Содействовать формированию интереса к изучению мира экономики и финансов.
  • Способствовать воспитанию уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению, посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.
  • Воспитание        нравственно-экономических        качеств        личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации.
  • Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
  • Побуждать к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

1.6. Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев: с 01 сентября по 31 мая.

Возрастная группа

Количество часов (мин.) в

неделю

месяц

год

Старшая группа (5-6 лет)

25 мин.

1ч. 40 мин.

13 ч. 30 мин.

Подготовительная к школе группа (6-8 лет)

30 мин.

2 ч.

16 ч.

  1. Режим занятий

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка.

Возрастная группа

Количество занятий в

неделю

месяц

год

Старшая группа (5-6 лет)

1

4

32

Подготовительная к школе группа (6-8 лет)

1

4

32

Итого

64

1.8. Формы обучения по освоению финансовой грамотности

Организация образовательной деятельности подразумевает различные формы обучения:

Форма обучения

Краткая характеристика

Индивидуальная

Подразумевает взаимодействие педагога с одним обучающимся

Групповая

Воспитанники работают в группах, создаваемых на различных основах

Фронтальная

Предполагает работу педагога сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами

Коллективная

Рассматривается  как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия

Парная

Основное взаимодействие происходит между двумя обучающимися

1.9. Планируемые результаты

  • Овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов.
  • Осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.
  • Активно взаимодействует        со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам.
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.
  • Различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
  • Проявляет любознательность,         задает        вопросы        взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий.
  • Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов.
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  1. Учебный план

Старшая группа (5-6 лет)

Тема

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Педагогический мониторинг

0,1

0,5

3

Введение:

0,1

0,3

2

Полезные навыки и привычки:

0,3

1

9

Деньги, цена (стоимость)

0,1

0,3

2

Труд – продукт (товар)

0,5

1,9

16

Итого:

1

4

32

Подготовительная к школе группа (6-8 лет)

Тема

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Педагогический мониторинг

0,1

0,3

2

Труд – продукт (товар)

0,3

1

9

Деньги, цена

0,5

1,9

16

Реклама: желания и возможности:

0,2

0,6

5

Итого:

1

4

32

  1. Содержание учебного плана

Старшая группа (5-6 лет)

№ п/п

Тема

Программное содержание

Виды детской деятельности

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

Введение в мир экономики

Установить контакт с детьми, выявить элементарные экономические знания

Рассматривание иллюстраций

Картинки, иллюстрации

2

Знакомство с Гномом Экономом

Познакомить детей с Гномом Экономом, героем занятий, рассмотреть его назначение, где будет жить. Что такое экономика?

Рассматривание иллюстраций и оборудование уголка

Гном Эконом – кукла

ОКТЯБРЬ

1

Разнообразие потребностей современного человека

Формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается

Работа со схемой, рассматривание иллюстраций

Схема «Потребности человека»

2

Потребности в пище, воде, воздухе, тепле

Формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет. Правило: «Ничего не трогать зря». Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены

Дидактическая игра «Одежда людей»

Схема с обозначением главных потребностей человека. Символы-знаки: Как беречь хлеб, воду, тепло, свет

3

Рождение новых вещей

Закрепить умение правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умение продлевать жизнь вещам, которыми дети пользуются

Ремонт книг.

Дидактическая игра «Где лечат старые вещи»

Игрушки, книги; предметы, которым требуется ремонт; клей, картон нитки, ножницы

4

Безопасность и сохранение здоровья

Формировать бережное отношение и привычку к здоровому образу жизни

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей». Дидактическая игра на тему здорового образа жизни и ПДД

Дорожные знаки, альбом «Правила дорожного движения».

Атрибуты к дидактической игре «Как избежать неприятностей»

НОЯБРЬ

1

Потребности в общении и уважении

Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, уяснить понятия «можно», «нужно», «нельзя». Предложить объяснить пословицы «Вместе тесно, а врозь скучно», «От приветливых слов язык не отсохнет»

Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Книги о детях

2

Проявление интересов

Формировать правильное отношение к интересам сверстников; понимание, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно. Решение проблемных ситуаций

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка». Рисунки детей по прочитанным книгам

Книги о детях, дружбе. Схема «Интересы». Изобразительный материал.

3

Подарок для друга

Уточнить представления детей о подарке как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим. Воспитывать желание разделять радость друга.

Оригами «Подарок для друга». Дидактическая игра «Кому, что подарили»

Атрибуты для дидактической игры «Кому, что подарили»

4

Полезные и вредные привычки

Закрепить знания о том, какую пользу приносят привычки и навыки взрослым и детям. Воспитывать культуру общения, навыки личной гигиены, желание поддерживать порядок в группе

Рассматривание иллюстраций из произведений А.Барто «Вовка – добрая душа», К.Чуковского «Федорино горе»

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

ДЕКАБРЬ

1

Потребность человека и животных

Проанализировать потребность человека. Развивать представления о потребности растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются?

Просмотр видео фильма по произведению К.Чуковского «Телефон». Рисование потребностей животных, растений. Дидактическая игра «Кому что нужно»

Атрибуты для дидактической игры «Кому что нужно». Карандаши, фломастеры, листы бумаги

 

2

Предметы, необходимые для жизни

Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитывать бережное отношение к вещам

Рассматривание вещей, необходимых на острове

Иллюстрации с изображением фантастических транспортных средств. Предметные картинки: игрушки, овощи, обувь и др. Лист с изображением необитаемого острова

3

Что такое ресурсы

Дать понятие «ресурсы». Формировать бережное отношение к живой природе – природа нужна человеку. Учить бережно относиться ко всему

Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые», иллюстраций с изображением животных, растений

Схема природных ресурсов, книги о природе. Коллекция полезные ископаемые

ЯНВАРЬ

1

«На благо человека»

Закрепить знания о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснить, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу

Рассматривание схемы, работа со схемой «Экономические ресурсы». Рассматривание альбома «Правила поведения в лесу». Игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Из чего сделано»

Схема «Экономические ресурсы», атрибуты для дидактической игры «Из чего сделано», альбом «Правила поведения в лесу»

2

Вода – природный ресурс

Уточнить знания детей для чего нужна вода. Учить бережно относится к природным ресурсам. Воспитывать любовь к родному краю

Рисование «Для чего нужна вода». Просмотр видео фильма о природе

Схем природных ресурсов, видео фильм, фломастеры, листы бумаги

3

Трудовые ресурсы

Сформировать понятие «трудовые ресурсы», уточнить знания детей о природных ресурсах

Работа со схемой. Просмотр видео о родном городе, рассматривание альбома «Наш город»

Схема «Трудовые ресурсы», видео, альбом «Наш город»

ФЕВРАЛЬ

1

Полезные привычки в быту

Беседа об экономии воды, света, тепла. Для чего нужно беречь и как беречь? Значимость полезных привычек – бережливость, экономия

Придумывание своих символов, рисование

Знаки-символы, краски, карандаши, листы бумаг

2

Забота человека о природе и польза природы для человека

Показать детям через сказки пользу природы для человека, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, животным

Рассматривание иллюстраций, просмотр видео-фильма по сказкам: «Дудочка и кувшин», «Золотая рыбка», «Лисичка со скалочкой»

Иллюстрации к сказкам, видео- фильм, карандаши, листы бумаги

3

Труд

Уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает. Что получается в результате труда? Воспитывать у детей желание трудиться

Рассматривание иллюстраций из произведения Н.Носова «Мишкина каша», сказка «Морозко»

Иллюстрации, картинки

4

Труд – важное условие в жизни человека

Уточнить знания о труде, трудолюбии. Вспомнить пословицы о труде. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей

Рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых и детей», басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Коллективный труд по уборке группы

Оборудование для организации труда в группе

МАРТ

1

Все профессии важны

Уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?». воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам

Рассматривание иллюстраций из произведений С.Маршака «Откуда стол пришел», Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

Дидактическая игра «Наши мамы, наши папы». Карандаши, листы бумаги

2

Кому что нужно для труда

Уточнить знания детей о профессиях, об орудии труда людей

Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Все профессии важны». Сюжетно-ролевая игра «Профессии»

Тематический лист «Профессии». Атрибуты для дидактических игр «Все профессии важны», «Кому что нужно для работы»

3

Заводы нашего города

Сформировать первичное представление о заводах, фабриках родного города: местонахождение, выпускаемая ими продукция, товарный знак

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением разной продукции, фотографий предприятий родного города, карта-план города. Стихи о родном городе. Дидактическая игра «Назови профессии»

Фотографии предприятий, товарные знаки. Карта-план города. Атрибуты для дидактической игры «Назови профессии»

4

Какие бывают товары

Сформировать понятие, что такое товар. Формировать представление о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются. Воспитывать бережное отношение к вещам

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара. Рисование товара

Картинки и иллюстрации товара. Карандаши, фломастеры, листы бумаги

АПРЕЛЬ

1

Деньги

Понятие, что такое деньги. Формировать представление о деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Развивать навыки счета. Воспитывать правильное отношение к деньгам

Рассматривание денег, рисование их. Заучивание пословиц о деньгах

Альбом «Деньги». Карандаши, фломастеры, листы бумаги

2

Экскурсия в магазин (труд продавца)

Показать детям характер труда продавца. Подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребностей  людей в различных товарах. Обговорить правила поведения в магазине

Экскурсия в магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Картинки, иллюстрации, помогающие понять, что можно купить в магазине

3

Игра «Маленькие покупки»

Показать разнообразие товаров; развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог

Наблюдение за торговыми точками города. Изготовление денег. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Атрибуты к игре «Магазин», материал для изготовления денег машины»,

4

Волшебные помощники

Уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающие труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей

Загадки. Игры: «Чудо-машины», «Мы изобретатели». Рассматривание альбома «Бытовая техника»

Картинки с изображением бытовой техники

МАЙ

1

Телепередача «Почта Гнома Эконома»

Закрепить представления детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с удовлетворением потребностей. Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление

Изготовление пособий для телепередачи

Пособия к игре, картинки-портреты участников игры, карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы. Модели с изображение  видов домашнего труда

2

Срез знаний

Дидактические задания и упражнения

Сюжетно-ролевые игры с экономическим уклоном

Картинки, карандаши, схемы, модели, листы бумаги

Подготовительная к школе группа (6-76 лет)

№ п/п

Тема

Программное содержание

Виды детской деятельности

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

Срез знаний

Педагогический мониторинг по выявлению уровня экономического мышления детей

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Материал для проведения диагностики

2

Труд-продукт

Отметить, что результатом труда является продукт- полезная нужная вещь, продукты труда -это богатство

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу». Рассматривание фотоальбома «Наш город», карты-схемы заводов и фабрик города

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры; фотоальбом, карта-схема города

3

Труд-деньги

Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд поди получают деньги

Путем выгибания сделать кошелек из бумаги, украсить его. Дидактическая игра «Назови профессии». Просмотр мультфильма про «Муху-цокотуху»

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Назови профессии». Цветная бумага для выгибания; клей, ножницы, электронный носитель

ОКТЯБРЬ

1

Денежные знаки

Дать сведения о производстве денежных знаков. Закрепить представления о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства

Рассматривание денег, просмотр видеоролика «Схема изготовления денег»

Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор»

Поделка различных денег для игры в «Магазин» (обязательно отмечать достоинство купюр, монет)

Купюры и монеты разного достоинства; пластилин, карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы

2

Аверс, реверс

Отметить, что у каждой денежной единицы есть лицевая сторона-аверс, и обратная -реверс

Рассматривание денежных единиц

Игра «Орел и решка»

Альбом денег, монеты для игры

3

Валюта

Познакомить детей с валютой -деньгами других стран (франк, доллар, евро)

Рассматривание валюты (монеты, купюры)

Игра «Три дорожки»

 Альбом «Деньги-валюта». Карта мира, флаги стран

Ширма с героями к сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка», «Утиные истории»; настоящие деньги

4

Денежные знаки других стран

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах

Рассматривание валюты (Купюры, монеты).

Игра «Волшебное превращение денежки»

Составление кроссворда «Валюта»

Карта мира; волше бная палочка, модель рубля

НОЯБРЬ

1

Семейный бюджет

Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «моя семья».

Рисование на тему «Моя семья»

Фотоальбом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы

2

Бюджет-источник дохода и расхода

Дать понятие, что такое доходы и расходы (основные, неосновные)

Воспитывать разумные потребности

Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья». Работа со схемой «Кто в семье что покупает». Дидактическая игра «Семейный бюджет»

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр; схема семьи. Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Модель «Семейный бюджет», предметные картинки, имеющие связь с доходом и расходом

3

Сбережения (накопления)

Расширить представления детей о доходах и расходах, подвести к пониманию понятия «Сбережения» («накопления»)

Игра «В гостях у трех поросят». Просмотр мультфильма «Три медведя», «Лиса и заяц»

Домик-копилка, сказки, электронный носитель

4

Денежная прибыль и долг

Раскрыть понятие «Прибыль», «Долг»; Рассказать о зависимости между «качеством» товара и получаемой «прибылью»  при его продаже

Поделки посуды из пластилина. Сюжетно-дидактические игры «Магазин», «Посуда»

Пластилин, атрибуты для сюжетно-ролевых игр

ДЕКАБРЬ

1

Банк

Дать понятие, что такое банк. Уточнить представление детей о некоторых операциях, производимых в банке

Экскурсия к зданию банка. Чтение Э.Н.Успенского «Бизнес крокодила Гены». Рисование на тему «Мой Банк»

Книга Э.Н.Успенского; карандаши, фломастеры, листы бумаги

2

Деньги-банк

Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

Изготовление экономического куба10*10, на каждой стороне которого изображена картинка на экономическую тему.

Просмотр мультфильма «Приключения Буратино»

Заготовка для куба; ножницы, клей, фломастеры, цифровой носитель

3

Цена-ценник

Познакомить с ценником. Научить составлять цену товара (стоимость) с имеющимися у них в наличии деньгами

Рассматривание, рисование ценников

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры, ценники, карандаши, фломастеры, листы бумаги, ножницы

ЯНВАРЬ

1

Деньги-средство обмена товарами

Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить значение понятий «цена», «ценник», «товар»

Игра «Вопросы и ответы» (обмен).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Составление ребуса на тему «Товар-цена»

Куклы: дед и баба, Марья и  Иван, Карточки с изображением деревянной посуды, садовых деревьев, бумага, карандаши, фломастеры, атрибуты для сюжетно-ролевой игры

2

Группировка товаров по разным признакам

Дать представлении о многообразии товаров, научить группировать из по разным признакам. Сформировать понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык)

Игра по типу диаграммы – круги Эйлера-Венна, где дети объединяют предметы по разным признакам

Картинки разных товаров; пособия к игре

3

Разные товары

Углубить представление о разнообразии товаров.

Воспитывать бережное отношение к вещам

Дидактическая игра «Специализированные и универсальные магазины»

Игра «Говорящие предметы»

Атрибуты для дидактической игры «Специализированные и универсальные магазины»

Картинки с изображением разных предметов, вещей, изделий

ФЕВРАЛЬ

1

Взаимообмен товарами

Дать представление о взаимообмене товарами между странами

Игра «Экокуб»

Разнообразные игрушки отечественного и зарубежного производства

2

Магазин

Рынок

Уточнить понятия: «магазин», «рынок». Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей)

Экскурсия с детьми к рынку. Сюжетно-ролевая игра «Рынок»

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры

3

Реклама

Дать представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио и видео реклама

Рассматривание рекламы  разных товаров. Дидактическая игра «К какому товару эта реклама?»

Реклама к товарам. Картинки с изображением разных товаров

4

Реклама – двигатель торговли

Уточнить знания о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов, но обязательно понятные детям

Рисование рекламных буклетов, рассматривание их

Реклама к товарам. Карандаши, фломастеры, листы бумаги

МАРТ

1

Профессии людей в рекламном агентстве

Расширить представление о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Воспитывать уважение к их труду

Сюжетно-ролевая игра  «Рекламное агентство»

Составление ребусов на тему «Реклама»

Карточки-картинки с изображением людей разных профессий.

Карандаши, фломастеры, листы бумаги

2

Мастер-художник в рекламном агентстве

Дать возможность практически осуществить процесс создания рекламы. Реализовать знания о работе художника-оформителя, воспитывать желание работать так же красиво, быстро, как мастер-художник

Рассматривание иллюстраций из книги Э.Н.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Игра «Реклама»

Аксессуары для игры; бумага, краски, фломастеры

3

Аукцион

Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать желание играть  в игры с математическим и экономическим содержанием

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион». Составление ребусов со словом «аукцион»

Игрушки, молоточек для аукциона

4

Ярмарка

Познакомить со словами «Ярмарка». Рассказать, чем домашняя ярмарка отличается от ярмарки, которая проходила в старину.

Изготовление поделок на ярмарку. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Цветная бумага для поделок, клей, ножницы, нитки, фломастеры, игрушки

АПРЕЛЬ

1

Лотерея

Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи

Изготовление подарков для лотереи

Атрибуты для лотереи, лотерейные билеты. Цветная бумага, клей, ножницы, нитки, фломастеры

2

«Экономическая рыбалка»

Закрепить в речи слова «дешево-дорого», «продавец-покупатель», «много-мало», «трудолюбивый-ленивый». Развивать быстроту реакции, смекалку, учить радоваться успеху партнера

Изготовление эмблем, ребусов, кроссвордов. Игра-соревнование «Экономическая рыбалка»

Листы бумаги, фломастеры, карандаши, ножницы, атрибуты к игре

3

Экономика в сказках

Развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия относящиеся к экономике. Давать нравственную оценку поступкам героев

Просмотр мультфильма «Лето в Простоквашино». Разыгрывание сценок из сказок (на выбор)

Скзаки Г.-Х.Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Кот в сапогах», русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка» и др.

4

Юные экономисты

Развивать смекалку, сообразительность, фантазию; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и сообразительности

Разгадывание ребусов, кроссворда. Решение проблемных ситуаций, математических задач. Рассказывание стихов, пословиц, на экономическую тему. Придумывание и рисование рекламы.

Ребусы, кроссворды «Семейный бюджет», проблемные ситуации, задачи; цифры (картинки);  карандаши, фломастеры, бумага. Дипломы «Юный экономист»

МАЙ

1

Срез знаний детей

Задания и упражнения на проверку знаний

Картинки, схемы, модель «Семейный бюджет», ребусы, кроссворды, дидактические игры

        

  1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Количество учебных недель

Педагогический мониторинг

1

Сентябрь

Набор групп.

Занятия по расписанию 2 учебные недели.

Начало занятий 15 сентября

Вводный педагогический мониторинг

2

Октябрь

Занятия по расписанию 5 учебные недели.

3

Ноябрь

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

4

Декабрь

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

5

Январь

Занятия по расписанию 3 учебные недели.

6

Февраль

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

7

Март

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

8

Апрель

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

9

Май

Занятия по расписанию 2 учебные недели.

Итоговый педагогический мониторинг

Итого

32 учебные недели

  1. Форма аттестации

01.09.2014 года введена новая система мониторинга с ориентиром на образовательные области и с учётом целевых ориентиров, обозначенные ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

При реализации Программы проводится:

  • оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты мониторинга оформляются в форме карт учета индивидуального развития детей (сведения о достижении ребенком планируемых результатов освоении ООП).

Учет индивидуального педагогического наблюдения, осуществляется через беседы, игры, ОД         с детьми.

Мониторинг проводится 2 раза в год: в сентябре и мае.

  1. Оценочные материалы

Показатели финансовой грамотности

Критерии оценки

Способ фиксации (маркировка)

«Труд - продукт (товар)»

Вопросы:

  • Как ты думаешь, почему все взрослые получают профессию и трудятся, работают?
  • Можешь вспомнить, как называются профессии мамы, папы и других членов семьи?
  • Какая профессия взрослых тебе кажется самой интересной и привлекательной?
  • Какую профессию выберешь ты, когда станешь взрослым и почему?
  • Чем славится наш город?
  • На каких предприятиях нашего города работают твои родственники?
  •  Выбери картинки с изображением продукции, выпускаемой предприятиями нашего города.

Сформировано (Сф.):

Называет профессии, профессии своих родителей, мотивирует выбор своей профессии; выполняет роли различных профессий, выполняет поручения, самостоятельно себя обслуживает; отвечает на все вопросы, задает вопросы, выполняет задание, охотно делится впечатлениями.

Частично сформировано (Ч.С):

Не называет профессии своих близких, но рассказывает содержание их деятельности; в играх ребенка нет ни одной новой профессии, но роли знакомых профессий выполняет; отвечает на 2 вопроса, выполняет задание, вопросов задает мало, впечатлениями делится неохотно.

Не сформировано (Н.С):

Мало ориентирован в данной области, ничего не знает о работе своих родителей; участвует в труде только по предложению; отвечает на 1-2 вопроса, дает формальные ответы, задание не выполняет, впечатлениями не делится.

«Деньги, цена (стоимость)»

Сюжетно-ролевая игра: 

На столе расставлены 10 различных по величине и стоимости игрушки.

Если нам продавать эти игрушки на Ярмарке, какие из них стоят дорого и дешево? Какую игрушку ты бы купил и почему? Купцы оценивают выполненные детьми работы и покупают их за деньги.

Вопросы:

  • Откуда берутся деньги?
  • Зачем людям деньги, как ты думаешь?
  • Если бы у тебя были деньги, что бы ты купил?
  • Чтобы ты сделал, если бы заработал миллион?

Сформировано (Сф.):

В ответах - (купил бы маме, папе и др.), правильно, осознанно отвечает на все вопросы, в игре объективно оценивает стоимость игрушек, адекватно использует понятия, выполняет работу качественно, задает вопросы, дает оценку работе.

Частично сформировано (Ч.С):

Преобладает направленность на себя, ответы адекватные, правильно ориентируется в понятиях, игрушку выбирает в зависимости от стоимости, есть маленькие изъяны, неточности в работе.

Частично сформировано (Ч.С):

Отсутствует позиция «для других», ответы формальны, путается в понятиях, работа близка к «браку», ребенок не наблюдателен.

«Реклама: желания и возможности»

Задание: представь свою будущую профессию (собственное дело) и сделай на эту тему рисунок. Дома по рисунку дети с родителями делают рекламу.

Вопросы:

  • Назови свою любимую рекламу.
  • Как ты думаешь, зачем нужна реклама?
  • А детям реклама нужна?

Сформировано (Сф.):

Называет различные виды реклам, имеет представление о том, кто делает рекламу, объясняет, как следует воспринимать рекламу, сформировано объективное отношение к рекламе, совместно придумали рекламу.

Частично сформировано (Ч.С):

В ответе ребенка присутствуют 3 показателя, дети принимали участие в изготовлении рекламы, у ребенка сформировано субъективное отношение к рекламе.

Частично сформировано (Ч.С):

Содержание ответов поверхностное, задание с родителями не выполнено, отношение к рекламе у ребенка не сформировано.

«Полезные навыки и привычки в быту»

Задание: «Испечем печенье к чаю (из теста)».

Сюжетно-дидактическая игра 

«Если бы я был папой…», - предметные картинки с изображением товаров и 1 кошелек. Представь, что ты….., у тебя сегодня была зарплата, и ты зашел в супермаркет. Что ты можешь купить для своей семьи?

Задание: вырежи из листка бумаги фигуры и подари их малышам

Сформировано (Сф.):

Бережно относится ко всему предметному окружению, разумно использует материалы для практической деятельности, делает подарки, бережет свои и общие вещи; экономно использует материал, аккуратен, до конца выполняет работу; не любит беспорядок, ставит цель и рационально ее реализует.

Частично сформировано (Ч.С):

Все показатели проявляются, но при напоминании взрослого; стремится к порядку, аккуратен, исправляет оплошность при напоминании, не рационален.

Частично сформировано (Ч.С):

Показатели отсутствуют; плохо ориентируется в материальных возможностях, не справляется с задание.

  1. Методические материалы

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Форма/ технология

Краткая характеристика

1. Традиционные формы / технологии

Игра

Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы),

художественные приемы (загадки)

Могут быть использованы при реализации всех образовательных областей.

Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы.

Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Тематические стенды, фотовыставки

Используются с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например, «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

Анкетирование, опрос дошкольников и родителей

Позволяют получить необходимую информацию для размышления.

2. Современные формы / технологии

Проектная деятельность

Позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным,         поисковым        путем, анализировать его и        преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

Ситуационные задачи

Обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.

Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Технология «Ситуация месяца»

Включает педагогический мониторинг знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Нижнем Новгороде», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

Мастерская

Является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

Викторины и конкурсы

Можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

Театрализованные интерактивные мини-постановки

Имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Умелое использование воспитателем        приемов и методов         данной        технологии        позволяет        развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по конкретному практическому формированию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных        игр,         занятий,         призванная не изменять        основную        программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Моделирование

Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Технология «Клубный час»

Заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

  1.  Условия реализации программы

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате «Центра экономики», способствующего погружению детей в мир экономики, через который происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в различных видах детской деятельности.

«Центр экономики» содержит:

  • Дидактические игры, пазлы
  • Таблицы с кроссвордами
  • Наглядно-демонстрационный материал по теме
  • Коллекцию монет и купюр разных стран
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
  • Презентации для занятий
  • Картотека видео-фильмов

Именно «Центр экономики» предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

  1. Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26).

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

4. Методические рекомендации по изучению курса «Финансовая грамотность для дошкольников»

5. Беседы об экономике: методическое пособие / авт..-сост. Т.АШорыгина – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

6. Большая книга загадок с картинками /[ сост. Т.В.Скиба]. – Ростов и /Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384с.

7. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /авт.. –сост. А.А,Смоленцева. – СПб.,  2001.

8. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный материал. Занятия и игры /авт.. –сост. Г.П.Поварницына, Ю,А,Киселева – Волгоград.,  2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...