Статья "Воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в ДОУ"
статья

Гордеева Светлана Леонидовна

Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодёжные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственной культуры детей  дошкольного возраста в ДОУ

Гордеева Светлана Леонидовна

Старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское», Томская область, с. Александровское

Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодёжные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения [2].

Поэтому, в сложившихся условиях меняется отношение к старинным праздникам, традициям, фольклору, которые активно включаются в образовательный процесс в ДОУ. Фольклор играет важную роль в развитии детей. Фольклорные произведения развивают устную речь дошкольников, позволяют приобщить их к миру духовных, нравственных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Кроме того, включение фольклорных форм в образовательный процесс делает эффективным знакомство детей с культурой своего народа[1].

В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, активное участие в проектной деятельности – популярные формы взаимодействия с дошкольниками, выработанные современной дошкольной педагогикой [4].

Так, с целью приобщения детей cтаршего дошкольного возраста  к русским народным традициям и с целью воспитания духовно-нравственной культуры (одна из годовых задач МБДОУ «Детский сад «Ягодка») сотрудниками был создан мини-музей «Русская изба» (русского быта), цель которого пробудить в ребёнке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомить дошкольников с культурным прошлым России.

Погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребёнку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, жизненном укладе русского народа, способствует формированию исторического сознания, культурно-исторической памяти,  также учит понимать язык предметов как носителей закодированной информации своей исторической эпохи [3].

На подготовительном этапе в детском саду было выделено помещение под музей (приёмная комната закрытой группы), подобрано материально-техническое обеспечение: историческая литература, произведения русского народного творчества, наглядный материал, материал для продуктивной деятельности, предметы быта русского народа, образцы народно-прикладного искусства, небольшая коллекция русских обрядовых кукол, русские народные музыкальные и шумовые инструменты.

Почти все экспонаты собраны сотрудниками детского сада (самовар, утюг на углях, керосиновая лампа, маслобойка, ухват, коромысло, расписные полотенца, свистульки, дудочки и т.д.). Помощь в пополнении фонда музея оказывают родители воспитанников (глиняные горшочки, крынка, чугунок и т.д.). Музей истории и культуры МБУ «КСК» Александровского района Томской области в лице директора – Велиткевич В.С., подарил несколько старинных предметов быта русского народа (прялка, веретено, лапти, полотняные дорожки, старинная вышивка). Особое место в развивающей среде занимает деревянная печка и колодец. Эти предметы представлены в мини-музее в натуральную величину.

Важной стороной экспозиционной деятельности является составление этикеток, в которых даются название и описание экспоната. Несмотря на краткость, они несут основную информацию об экспонате, что требует хорошего знания раскрываемой в экспозиции темы, умения чётко выразить главное [4].

В мини-музее для воспитанников организуются занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги, посиделки, беседы, выставки. В процессе данной деятельности дошкольники знакомятся с предметами быта предков, их  названиями, предназначением, способами действия с ними, а также с изделиями народных промыслов, предметами искусства и культуры. Педагогами были организованы выставки «Свет в моей душе», «Красота божьего мира», «Моя малая Родина» и т.д. Подготовлены вместе с детьми и проведены следующие мероприятия: музыкально-литературная гостиная «В горнице моей светло», праздник «Ярмарка Осени», праздник «Святки-колядки», развлечение «Русские посиделки», вечерний досуг «Путешествие в сказку», непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по русской избе», «У бабушки и дедушки в деревне Доброделкино», «В какие игрушки играли наши прабабушки?»и т.д.Всё это создаёт благоприятную обстановку для воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными традициями.

Каждый год по русскому обычаю, в России отмечают международный день блина.Не остались в стороне и педагоги нашего детского сада. В день блина они проявили свои кулинарные способности — напекли блинов с разнообразными начинками, по разным рецептам. Отведать лакомства, было решено в мини-музее «Русская изба», предварительно нарядившись в русские народные костюмы (кокошники, платки). Под шум самовара велись душевные разговоры,  и распивался ароматный чай с блинами, с исконно русским угощением. Так прошли посиделки «Как на масленой неделе». Данное мероприятие  вызвало у педагогов массу положительных эмоций и хорошее настроение. Хочется надеяться, что данное мероприятие станет в ДОУ хорошей традицией.

Таким образом, создание мини-музея «Русская изба» позволило педагогам включиться и организовать работу по ознакомлению детей с русской культурой, формированию культурно-исторической памяти не только у дошкольников, но и их родителей, педагогов [3].

Также в детском саду прошёл педагогический совет «Воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста», цель которого выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

На педагогическом совете педагоги рассмотрели, что такое «духовность» на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  определили основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на  ФГОС ДО, рассмотрели формы работы с детьми, а также методы формирования нравственных представлений.  В ходе практического задания «Как предотвратить, преодолеть озлобленность у детей?», педагоги высказывали своё мнение о том, что значит: посеять в детских душах доброту? Обосновывали своё мнение  примерами из практики.

Старший воспитатель Гордеева С.Л. представила педагогам обобщение опыта работы МБДОУ «Детский сад «Ягодка» по теме «Воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста». Учитель-логопед Андреева М.С. выступила с сообщением на тему  «Воспитание нравственности у дошкольников в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ». Воспитатель Шмидт Т.В. подготовила и провела для педагогов викторину «Мультипликация», целью которой было повышение профессионального мастерства педагогов по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств, через отечественную мультипликацию.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию также способствует нравственному становлению личности ребёнка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

В МБДОУ д/с «Ягодка» в каждой группе имеются уголки, стимулирующие развитие духовно-нравственной культуры дошкольников (уголки по духовно-нравственному воспитанию, книжные уголки, центры по патриотическому воспитанию).

Педагоги используют качественный наглядный и демонстрационный материал. В центрах патриотического воспитания, например, в старших группах имеются: герб, флаг, государственный гимн, фотография президента России Путина В.В., альбомы «Москва - столица всей страны», «Жить – Родине служить», «Истоки патриотизма», наборы иллюстрационного материала «О празднике – 23 февраля», «Защитники Отечества», «Московский Кремль», «Великая Отечественная война», «Полёт в космос», ширма «23 февраля», альбомы по художественному творчеству «Учимся рисовать» (хохломская, городецкая роспись и т.д.), а также  карта Российской Федерации.

Таким образом, знакомясь с родным краем через различные виды деятельности, накапливая социальный опыт, приобщаясь к культуре, ребёнок осознаёт свою принадлежность к определённым этнокультурным условиям.

Систематическое приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры в детском саду, безусловно, способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. До детей необходимо доносить информацию о том, что они являются носителями русской культуры, через знакомство их с бытом, традициями, обрядами, песнями, танцами, играми, загадками, пословицами и поговорками. Всё это отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков[1].

Литература:

  1. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №12, 2012 год.
  2. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №2, 2013 год.
  3. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №4, 2013 год.
  4. Журнал «Методист дошкольного образовательного учреждения» №11,2012 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Консультация для родителей на тему: "Духовно – нравственное воспитание у детей дошкольного возраста".

Цель: Формировать у дошкольников духовно – нравственные основы культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой....

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...