Доклад на тему: «Структура проведения занятий – экспериментов. Организация уголков экспериментирования»
методическая разработка

Доклад на тему: "Структура проведений занятий - экспериментов. Организация уголков экмпериментирования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

   

 Доклад на тему:

«Структура проведения занятий – экспериментов. Организация уголков экспериментирования»

C:\Users\Рауль\Desktop\image.jpg

                             

                                             Подготовила:

                                              Тагирова С.К

«Умейте открыть перед ребёнком в

окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.  

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз

возвращаться к тому, что он узнал». 

В.А.Сухомлинский.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы, как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальная деятельность направлена на реализацию следующих задач:

-формировать способность видеть многообразие мира

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

 -развивать речь

 - расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы,) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

 Примерная структура занятия - экспериментирования

 Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

 Уточнение плана исследования.

 Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

  Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

 Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

 

Задачи уголка экспериментирования

 

  • развитие первичных естественнонаучных представлений,
  • наблюдательности,
  • любознательности,
  • активности,
  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет

 

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

 

  • достаточность;
  • доступность расположения;
  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  • Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  • Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами.

  В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 

2) место для приборов

 

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 

3) место для проведения опытов

 

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, стружка, пенопласт и др.)    

 

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

 

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

 

  • Компонент дидактический  
  • Компонент оборудования       
  • Компонент стимулирующий

  • Дидактический компонент
  • Познавательные книги
  • Атласы
  • Тематические альбомы
  • Серии картин с изображением природных сообществ
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

  • Алгоритмы выполнения опытов
  • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Правила поведения в уголке экспериментирования

  • Компонент оборудования приборы-помощники:
  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла
  • весы
  • песочные, механические часы,
  • компас,
  • магниты;
  • портновский метр, линейки, треугольник т.д.

  • Компонент стимулирующий

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
  • сита, воронки разного размера и материала;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
  • шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

     В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

 

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

 

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

 

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. 

 

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 

 

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

 

  • книги познавательного характера для младшего возраста;
  • тематические альбомы;
  • коллекции "Ткани»,» Бумага", "Пуговицы"
  • мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)
  • песок, глина;
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
  • материалы для игр с мыльной пеной,
  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 

 Средний дошкольный возраст

 

  • книги познавательного характера для среднего возраста
  • тематические альбомы
  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
  • мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)        
  • песок, глина
  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
  • материалы для игр с мыльной пеной
  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
  • семена бобов, фасоли, гороха
  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 

 Простейшие приборы и приспособления:

 

  • лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком",
  • "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
  • персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 

 

Старший дошкольный возраст

 

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции
  • мини-музей (тематика различна, например, "Часы бывают разные:», «Изделия из камня" 
  • материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет»,» Стекло", "Резина"
  • природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
  • сито, воронки

 

  • проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки   

 

Ведение фиксации детского экспериментирования

 

  • Дневник
  • Картотека опытов
  • Схема
  • Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
  • Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  

 

     Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 

     Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

 «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».    

     К. Е. Тимирязев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...

Исследовательско-творческий проект "Путешествие в молочную страну". Материалы для проведения занятия-эксперимента о свойствах молока.

Дети часто задают много разных вопросов, и,порой, мы сами, взрослые, не можем сразу дать маленьким почемучкам ответы на их вопросы.  "Почему молоко белое?" и "Откуда на молоке пенка?"  - ...

Доклад на тему : Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

ФГОС для обучающихся с ОВЗФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязател...

Доклад на тему: «Особенности проведения занятий по рисованию с детьми 2-3-х лет»

Методический материал по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет....

Презентация: "Организация и проведение экспериментальной деятельности. Содержание уголков экспериментирования"

Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведенном месте ребята смогут понюхать, потрогать. На ...