Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 56.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов.

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Игровые правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать и воспитывать у детей способность уметь сдерживаться, управлять своим поведением, т.е. подчиняться правилам игры.

Игровые действия это проявление активности детей в игровых целях. Что самое занимательное, интересное и увлекательное для детей в дидактической игре – игровое действие (катать, собирать, складывать, отгадывать, повторять движения за ведущим).

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди и взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др).

В работе по развитию речи можно использовать следующие игры:

  • Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д
  • Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).
  • Игры – предположения («что было бы, если… »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  • Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  1. выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
  2. установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
  3. подготовка игрового оборудования;
  4. определение времени игры в режиме дня.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

  • дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам определённого возраста;
  • обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
  • позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

  • определение количества играющих;
  • ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами, игровыми действиями, дидактическим материалом;
  • развитие у детей игрового настроения, желания играть;
  • показ игровых действий;
  • руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
  • подведение итогов игры.

При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

  • четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
  • вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
  • давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры;
  • обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
  • средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, владея структурой и методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Организация двигательной активности детей на занятиях по развитию речи с использованием подвижных игр»

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игровой форме мышление протек...

Консультация для родителей: "Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи"

Дидактические игры являются мощным средством для развития речи....

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

Консультация для родителей «Методика организации и руководство дидактическими играми в старшей группе»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и...

Консультация для родителей. Дидактическая игра в жизни ребёнка для развития речи, памяти, мышления.

laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А....

Консультация для родителей «Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»

Консультация  для родителей«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»...

Доклад старшего воспитателя на педагогическом совете «Дидактическая игра как основной метод математического развития детей»

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг предс...