Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Организация двигательной активности детей на занятиях по развитию речи с использованием подвижных игр»
консультация по развитию речи на тему

 Кошелева Татьяна Алексеевна
Работа по развитию речи детей дошкольного возраста нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. Однако, дети с нарушением речи, не только испытывают затруднения в развитии речевой функции, но и в развитии общей и мелкой моторики. Поэтому, для повышения эффективности непосредственно образовательной деятельности (НОД) необходимо включать подвижные игры. Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры помогает повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствует переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры в ходе НОД по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.Предлагаем вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры. Играйте и развивайте речь своих воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад  «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1

г. Кинеля Самарской области

Консультация для педагогов ДОУ по теме:

«Организация двигательной активности детей на  занятиях по развитию речи  с использованием подвижных игр»

Подготовила: учитель-логопед Кошелева Т.А.

Кинель – 2016

Работа с детьми с ОВЗ нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети с нарушением речи, не только испытывают затруднения в развитии речевой функции, но и в развитии общей и мелкой моторики.

Эффективнее всего включать подвижные игры в занятия при непосредственно образовательной деятельности (НОД). Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в ходе НОД помогает повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствует переключению с одной деятельность на другую. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.

Подвижные игры в ходе НОД по развитию речи можно использовать как  элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры-потешки с пальчиками и т.д. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком. Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

Народные подвижные игры – вызывают активную работу мысли,  способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Фанты»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий говорит:

- Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите. Чёрный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите!

После этих слов приводится такой диалог:

- Что продаётся в булочной? (дети по кругу говорят, что может продаваться в булочной)

- Хлеб, батон, булки.

 Ведущий: - Какой хлеб продаётся в булочной? Дети:

- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Для того чтобы было видно, кто из детей отвечает, можно использовать мяч, палочку.

Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты».

«Краски»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме,  учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; развитие ВПФ.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

-Тук, тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришёл? - За краской. - За какой?

-За зелёной (например).

Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды зелёного цвета или 5 блюд, приготовленных, например, из картошки.

«Почта»

Цель: активизация словаря глаголов по теме, развитие ВПФ.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

-Динь-динь-динь. – Кто там? – Почта! – Откуда? – Из города (из школы, сада, огорода). – Что в городе делают?

Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Тот ребёнок, который долго подбирает слово, становится почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.

«Нитка, иголка, узелок» встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки) Тот ребёнок, который не  смог назвать нужную одежду, становится в круг.

«Достань шапку»

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие ВПФ, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий (в зависимости от изучаемой лексической темы), например, головные уборы или одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети парами  двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Молчанка»

Цель: развитие слухового восприятия, умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку:

-Первенчики, червенчики, летали голубенчики по свежей росе, по чужой полосе. Там чашки, орешки, медок, сахарок. Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружится по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился, тот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Челнок»

Цель: активизировать словарь детей по заданной теме.

Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, напевая слова:

-Челнок бежит, земля дрожит. Шьёт-пошивает, нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

«Жмурки-носильщики»

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Гаккарис»

Цель: развитие словаря, общей моторики, умения образовывать множественное число существительных.

Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок, около которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета – много. Если сидящий ошибается, то он становится водящим.

Игры с мячом – очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

Примеры таких игр:

«Назови действие (признак)»

Цель: активизировать словарь глаголов (прилагательных), развитие общей моторики.

Дети встают в круг, в кругу – ведущий, у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия (или признаки), которые может совершать предмет, названный ведущим (например, снег – идёт, падает, тает, хрустит, сверкает)

«Наоборот»

Цель: активизировать словарь по теме, развивать умение подбирать антонимы к словам.

Играющие делятся на две команды. Одни называют слово–признак (н-р, высокий), а другая команда называют противоположный признак (низкий).

«Горячий мяч»

Цель: активизировать словарь по теме, закреплять понимание обобщающих понятий.

Дети встают в круг, в кругу – ведущий, у него в руках мяч. Ведущий произносит слова:

Мячик быстро передай

 И мне слово  (посуду, обувь, грибы и другие обобщающие понятия) называй.

И отдает мяч кому-либо из детей. Дети быстро передавая мяч по кругу, подбирают нужные слова к заданному обобщающему понятию.

«Скажи ласково»

Цель: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие общей моторики.

Дети встают в круг, в кругу – ведущий, у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Ребёнок возвращает мяч, называя заданное слово ласково.

 Аналогично проводятся игры «Один и много», «Что из чего? Какое?», «Образуй новое слово» и др.

 Хорошо использовать игры с прокатыванием мяча в воротики (по столу или друг другу), называя заданное слово по изучаемой теме и  «Я знаю пять названий…» (с отбиванием мяча).

Игры малой подвижности с использованием коротких стихотворений, потешек интересны детям и помогают легче запомнить новую лексику, учат согласовывать движения с речью.  Для их проведения педагог может использовать любые короткие стихотворения и потешки, соответствующие изучаемой лексической теме, подбирая к ним движения в соответствии с текстом.

Например:

РПИ по теме «Здравствуй, гостья зима»

 «Зима» (движения по тексту)

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

 «Снежный дом»

Взяли детки снежный ком,

Лепить будем снежный дом.

Ком за комом мы кладём,

Вот и вылепили дом.

Мы польём его водой,

Домик будет ледяной.

 «Отшагай скороговорку»

Такой мороз, такой мороз

Берёт за нос, дерёт до слёз.

 «Зимой» (импровизация движений)

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Включение подвижных и малоподвижных игр в НОД помогает увеличить работоспособность детей, снижает утомляемость, помогает  дошкольникам в игровой форме освоить изучаемый материал. И результат зависит от умения педагога их творчески использовать.

 

Авторские игры:

Перепрыгни через ров

Цель: развитие глагольного словаря, общей моторики, умения подбирать антонимы.

На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. 1-ый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол (стоит – идёт, берёт – кладёт).

Карусель

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные – во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой – против.

Внешний круг проговаривает считалку:

- Карусель, закружись, а потом остановись. Кто словечко угадает, - в дружный круг к нам попадает.

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку-описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

Покажи, отгадай и повтори

Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики и умения согласовывать движения и речь.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (или какой-либо фрукт, посуду и т.п.), но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребёнок, кто первый отгадал, становится ведущим.

Летаю, еду, плыву

Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

Мы в гости пойдём

Цель: активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова «Мы в гости пойдем и друзей с собой возьмём. Кто в домике живёт – узнаем. Тук-тук, тук-тук. Кто в домике живет?» (В домике живёт человек, который работает, например, на экскаваторе.) После вспоминаем, кто жил в каждом домике.

Литература:

1. Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова Линка- пресс. 2008

2. Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И. Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995

3. Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6/7

4. Е. Великина « Меломания», « mamas & papas», май 2011.

Интернет источники:

http://logoportal.ru/podvizhnyie-igryi-na-logopedicheskih-zanyatiyah/.html

http://tc-sfera.ru/posts/organizaciya-dvigatelnoy-aktivnosti-detey-na-logopedicheskom-zanyatii-s-ispolzovaniem


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов Тема: «Организация двигательной активности детей в ДОУ»

Расширение знаний молодых педагогов о двигательной активности в режимных моментах...

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает  основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...

Консультация для педагогов«Взаимодействие специалистов и педагогов детского сада в организации двигательной активности детей»

Консультация для педагогов«Взаимодействие специалистов и педагогов детского сада в организации двигательной активности детей»...

ДОКЛАД на тему: "Организация двигательной активности детей среднего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеУчреждение«Детский сад № 22 «Город детства»   ДОКЛАД на тему:«Организация двигательной активностидетей среднег...

Презентация на тему: " Организация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Презентация на тему: " Организация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством подвижных...