Адаптация, дезадаптация (методики для диагностики, критерии для мониторинга дезадаптации), профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации.
презентация

Захаренко Дарья Дмитриевна

Адаптация и дезадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях и влекут за собой усвоение определенных социальных норм и правил или их утрату, приобретение или утрату социального опыта. В зависимости от этого адаптация и дезадаптация  носят позитивный или негативный характер. Данный факт педагогически целесообразно учитывать и использовать педагогам в своей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_adaptatsiya_dezadaptatsiya.docx38.07 КБ
Файл adaptatsiya_dezadaptatsiya.pptx871.98 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация дезадаптация (методики для диагностики, критерии для мониторинга дезадаптации), профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации.

2 сл. Адаптация обозначает приспособление организма к условиям среды. Понятие "адаптация" возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организма, но и к личности человека и даже к коллективному поведению.

В научный оборот он был введен немецким физиологом Генрихом Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.

 Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, была рассмотрена Борисом Геннадьевичем Ананьевым, Львом Семеновичем Выготским, Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и другими учеными.

3 сл. Особое внимание в научной литературе уделяется социальной адаптации, которая является составной частью понятия "адаптация", и дезадаптации. Иногда в литературе применяется термин социально-психологическая адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива - такое определение мы можем встретить в работах Евгения Сергеевича Кузьмина, Валентина Евгеньевича Семёнова.

4 сл. Понятие "адаптация" в психологии и педагогике обозначает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды [12]. Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты.

5 сл. Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменения среды (приспособление к себе).

Социальная адаптация - процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом социальной роли.

6 сл. Наряду с термином "адаптация" употребляется противоположный ему - "дезадаптация".

ДЕЗАДАПТАЦИЯ — это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.

Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.

7 сл. Патогенная дезадаптация — психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС. В зависимости от степени и глубины поражения дезадаптации патогенной бывает устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.).

Психическая  дезадаптация — психические состояния, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. Дезадаптация психическая, обусловливая определенную нестандартность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального педагогического подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учреждений. Формы дезадаптации психической: устойчивые (низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустойчивые (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.).

Социальная дезадаптация — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, социальных установок. В дезадаптации социальной прослеживаются две стадии: педагогическая и социальная запущенность учащихся и воспитанников. Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрируют различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками. У соцально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентации, приобщением к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям.

8 сл. Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

Во многих источниках термином "школьная дезадаптация" фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.

Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы, правилами и дисциплинарными нормами. Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде "свое место", не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал.

9 сл. Выделяют критерии проявления школьной дезадаптации. К критериям проявления относятся следующие показатели (также эти критерии можно использовать и для мониторинга дезадаптации):

1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Итак, адаптация - это приспособление организма ребенка к новой среде. А дезадаптация, в свою очередь, - срыв адаптации. И, как следствие, выделяют школьную дезадаптацию, которая проявляется нарушениями приспособления личности ребенка к условиям школьной среды.

10 сл. Методики для диагностики адаптации/дезадаптации

Источник: Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд.- М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

2. Анкета «Мое отношение к школе».

 Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, предложенной Н.Г. Лускановой, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Выявляются три уровня адаптации детей к школе:

1. Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

2. Средний уровень – ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со  многими детьми в классе.

3. Низкий уровень – ребенок  относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи, нуждается в паузах, пассивен, близких друзей в классе не имеет.

11 сл. 3.Методика «Градусник» (Николай Петрович Фетискин)

Методика предназначена для выявления эмоциональных состояний здесь и сейчас. Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:

русский язык — 39°, математика - 36,6° и т.д. Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

12 сл. 4. Методика «Краски» (Елизавета Александровна Панько и М. Кашляй)

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Эта диагностика позволяет определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

13 сл. 5. Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП), разработанная на основе опросника Л. М. Ковалевой.

Данная методика предназначена для педагогов и основана на представлениях о четырех сферах школьной адаптации (педагогической, социальной, психологической и физиологической).

Цель - изучить особенности адаптационного процесса конкретного ребенка.

Оборудование: опросник, состоящий из 80 утверждений, с которым работает учитель и бланк ответов, в котором необходимо вычеркнуть номера тех высказываний, которые относятся к конкретному ученику.

Ход проведения:

Инструкция: Уважаемый педагог! Вам предлагается опросник, с помощью которого Вы сможете оценить успешность школьной адаптации конкретного ученика Вашего первого класса, а также выявить признаки и ведущие сферы нарушений этого процесса. В бланке ответов следует отмечать номера тех утверждений, которые касаются признаков дезадаптации, имеющих место у данного ребенка.

14 сл. Возможные факторы школьной дезадаптации объединены в следующие блоки:

I. Дезадаптация в педагогической сфере:

НГШ – неготовность к школе;

НИД – нарушения интеллектуальной деятельности;

II. Социальная дезадаптация:

НОС – нарушения общения со сверстниками;

НОВ – нарушения общения со взрослыми;

III. Психологическая дезадаптация:

НМ – низкая мотивация учебной деятельности;

И – инфантильность;

ЛТ – личностная тревожность;

ШТ – школьная тревожность;

IV. Физиологическая и психофизиологическая дезадаптация:

ГС – гиперкинетический синдром;

ИНС – инертность нервной системы;

НП – недостаточная произвольность психических функций;

НСЗ – нарушения в состоянии здоровья;

АС – астенический синдром;

НС – невротические симптомы

Максимально возможная сумма баллов – 80. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно вычислить коэффициент дезадаптации:

где К – коэффициент дезадаптации;

а – количество вычеркнутых учителем пунктов.

Чем ближе К к нулю, тем благополучнее ребенок адаптировался в школе.

В результате апробации методики в первых классах общеобразовательных школ выделены группы детей:

0-15% - хорошо адаптированные дети;

15-45% - умеренная (средняя) степень дезадаптации;

свыше 45% - выраженная дезадаптация.

15 сл. Профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации

Одним из важнейших направлений работы является профилактика дезадаптации детей к условиям школьного обучения, т. к. это явление широко распространено и обусловлено тенденцией к возрастанию.

Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.        

Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом

Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.

Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

16 сл. Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.

17 сл. Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.

Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.

В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.

Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.

18 сл. Общими принципами профилактики являются:

•  Комплексный и системный подход и диагностики, профилактике и
коррекции;

•  Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей
ребенка и специфики социально - педагогической ситуации развития
ребенка.

•  Профессиональная компетентность и разделение функций,

•  Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на
гармонизацию ее развития.

•  Единство и взаимодополняемость психологических и
педагогических методов

•  Дифференцированный подход (это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента)

19 сл. По утверждению Е.Х. Солуеп, профилактика имеет несколько уровней:

I. Первичная профилактика. Она имеет дело с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

II. Вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. тех детей, у которых проблемы уже начались. Таким образом, вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная задача вторичной профилактики - преодолеть эти трудности до тог, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь учитель работает уже не со всеми детьми. Вторичная профилактика включает консультации с родителями, обучение их стратегии для изменения учения детей и преодоления различного рода трудностей и т. д.

III. Третичная профилактика. Внимание педагога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная цель профилактики - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Учитель работает с отдельными учащимися.

20 сл. Основными задачами профилактики, являются:

1. Ответственность за соблюдение в классе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника;

2.  Своевременное выявление таких особенностей ребенка,
которые могут привести к определенным сложностям,
отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии;

3.  Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом
учащихся на следующую возрастную ступень.

21 сл. Адаптация и дезадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях и влекут за собой усвоение определенных социальных норм и правил или их утрату, приобретение или утрату социального опыта. В зависимости от этого адаптация и дезадаптация  носят позитивный или негативный характер. Данный факт педагогически целесообразно учитывать и использовать педагогам в своей профессиональной деятельности.

Работая с детьми девиантного поведения (устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся), необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. Ребенок должен иметь возможность проявлять себя в соответствии с новыми условиями, выполняя нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация, дезадаптация (методики для диагностики, критерии для мониторинга дезадаптации ) , профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации . Подготовила: Захаренко Дарья Дмитриевна, педагог-психолог МКДОУ «Преображенский детский сад»

Слайд 2

Из истории… Понятие "адаптация" возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей . Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие

Слайд 3

Социальная адаптация Иногда в литературе применяется термин социально-психологическая адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы . В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива

Слайд 4

Понятие "адаптация" в психологии и педагогике обозначает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты:

Слайд 5

Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменения среды (приспособление к себе). Социальная адаптация - процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом социальной роли.

Слайд 6

Дезадаптация это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления . Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков:

Слайд 7

Патогенная дезадаптаци я — психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями центральной нервной системой. Психическая дезадаптация — психические состояния, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. Дезадаптация психическая, обусловливая определенную нестандартность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального педагогического подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учреждений . Социальная дезадаптация — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, социальных установок.

Слайд 8

Школьная дезадаптация это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе . Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы, правилами и дисциплинарными нормами .

Слайд 9

Критерии проявления школьной дезадаптации : неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка; нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой; повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения.

Слайд 10

Методики для диагностики адаптации/ дезадаптации Анкета «Мое отношение к школе» (автор Наталья Георгиевна Лусканова ) Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, предложенной Н.Г. Лускановой , ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла ). Шкала оценок: Учащиеся , набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации . Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации , а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Слайд 11

Методика «Градусник» (Н. П. Фетискин ) Методика предназначена для выявления эмоциональных состояний здесь и сейчас. Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Слайд 12

Методика «Краски» (Е. А. Панько и М. Кашляй) Эта диагностика позволяет определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

Слайд 13

Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП), разработанная на основе опросника Л. М. Ковалевой Данная методика предназначена для педагогов и основана на представлениях о четырех сферах школьной адаптации (педагогической, социальной, психологической и физиологической). Цель - изучить особенности адаптационного процесса конкретного ребенка. Оборудование: опросник, состоящий из 80 утверждений, с которым работает учитель и бланк ответов, в котором необходимо вычеркнуть номера тех высказываний, которые относятся к конкретному ученику.

Слайд 14

Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП), разработанная на основе опросника Л. М. Ковалевой Возможные факторы школьной дезадаптации объединены в следующие блоки : I. Дезадаптация в педагогической сфере: II . Социальная дезадаптация : III . Психологическая дезадаптация : IV . Физиологическая и психофизиологическая дезадаптация : Максимально возможная сумма баллов – 80. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно вычислить коэффициент дезадаптации : где К – коэффициент дезадаптации ; а – количество вычеркнутых учителем пунктов. Чем ближе К к нулю, тем благополучнее ребенок адаптировался в школе.

Слайд 15

Профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму . Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь . Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей. Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию . Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

Слайд 16

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя: создание классов компенсирующего обучения , применение консультативной психологической помощи при первой необходимости , использование психокоррекции , социальных тренингов, тренингов учеников с родителями , усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность

Слайд 17

Социальная профилактика Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе. Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации . В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах. Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому относятся к специалисту с недоверием.

Слайд 18

Общими принципами профилактики являются: • Комплексный и системный подход к диагностики, профилактике и коррекции ; • Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально - педагогической ситуации развития ребенка; • Профессиональная компетентность и разделение функций; • Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития; • Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов; • Дифференцированный подход.

Слайд 19

Уровни профилактики: I. Первичная профилактика. Она имеет дело с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей . II. Вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. тех детей, у которых проблемы уже начались. III. Третичная профилактика. Внимание педагога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами.

Слайд 20

Основными задачами профилактики, являются: 1 . Ответственность за соблюдение в классе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника; 2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии; 3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Слайд 21

Адаптация и дезадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях и влекут за собой усвоение определенных социальных норм и правил или их утрату, приобретение или утрату социального опыта. Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. Ребенок должен иметь возможность проявлять себя в соответствии с новыми условиями, выполняя нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ

Здесь размещен план работы по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ...

Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста

Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, ра...

Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма yf 2015 - 2016 учебный год...

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

В сборнике дано описание коррекционно-развивающих игр, упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста. Данный сборник может помочь пси...

План профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье ДОУ и предупреждению семейного неблагополучия

План профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье ДОУ и предупреждению семейного неблагополучия...